Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ»
«Из всех наук, которые должен знать человек,
главная есть наука о том, как жить, делая
меньше зла и как можно больше добра».
Л.Н.Толстой.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова.»
Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начального звена направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.
Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, его нравственных чувств и этнического сознания. создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности. Программа направлена на формирование УУД средствами системно-деятельностного подхода.
Данная программа направлена на воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов 1 и начало 2 уровней.
Будут достигнуты результаты 1 уровня:
- приобретение социальных знаний (нравственные нормы, социально одобряемые и не одобряемые формы поведения в обществе);
- первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта;
Произойдёт формирование результатов 2 уровня:
- получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- ценностного отношения к социальной реальности в целом;
Для формирования данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения в дружеской среде, в которой ученик получит первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастут воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения будут являться не столько научные знания, сколько знания о нравственных ценностях.
- при формировании второго уровня воспитание будет осуществляться в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности будут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому будут осуществляться последовательно.
Программа «Азбука нравственности» реализуется учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно и желательно привлечение к реализации программы педагогов дополнительного образования, психолога и социального работника.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время. На занятиях используется яркая наглядность, дополнительная литература, электронные ресурсы.
Данная программа способствует активности младших школьников, его участию в обсуждении жизненных ситуаций, пробуждению у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, его нравственной сущности, к его поступкам.
Уровни воспитательных результатов будут достигнуты при использовании следующих видов внеурочной деятельности:
- познавательной деятельности;
- проблемно- ценностной;
- социально- творческой;
- игровой;
- спортивно- оздоровительной;
- туристско – краеведческой;
Технологий:
- личностно – ориентированного обучения;
- интерактивного обучения;
- использование ИКТ - технологий;
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ –
- создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины;
- воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;
- обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;
- начать формирование второго уровня воспитательных результатов;
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп;
- раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;
- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;
- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;
ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм ( любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
- социальная солидарность ( свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность ( правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество ( творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии;
- искусство и литература ( красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество ( мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Азбука нравственности»
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.
- Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Принципы организации программы внеурочной деятельности
«Азбука нравственности».
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
- нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
- социально-педагогического партнёрства – целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
- индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную, общественно-полезную;
- социальной востребованности воспитания– соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Азбука нравственности».
1. Игровая ( игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);
2. Познавательная ( беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);
3. Проблемно-ценностное общение ( этические беседы, дискуссии);
4. Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
5. Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);
6. Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);
7. Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);
8. Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);
9. Туристско- краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности
« Азбука нравственности».
Реализация программы «Азбука нравственности» будет способствовать:
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему социуму;
- развитию этических и нравственных норм поведения в социуме;
В результате прохождения программы «Азбука нравственности» к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Заповеди поведения.
2. Правила вежливости.
3.Отличия понятий «этика» и «этикет».
Уметь:
- Верить в свои силы и возможности, уметь признавать такое право за другими;
- Вести себя достойно и культурно в общественных местах;
- Поддержать разговор при общении со сверстниками, членами семьи;
- Заботиться о животных, птицах;
- Организовывать труд и отдых дома;
- Соблюдать порядок на рабочем месте;
- Жить по составленному режиму дня.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
- ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;
- знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;
- развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;
- понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания им;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы, чувства;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой;
- адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей, родителей, других людей;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;
Познавательные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;
- составлять сообщения в устной и письменной форме;
- анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;
- адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с не совпадающими с его собственными;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
- уметь формировать свою позицию и точку зрения;
- приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников;
Результативность реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».
Обобщённый результат реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» фиксируется в портрете ученика, закончившего 1 класс:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свой край, свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение;
- выполняющий правила здорового образа жизни для себя и окружающих;
Воспитательный результат от реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».
- непосредственное духовно – нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в программе курса;
Воспитательный эффект от реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».
- влияние приобретённых духовно – нравственных качеств на процесс развития личности ребёнка;
Учебно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» - 1 класс.
Задачи:
- Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственного поведения в социуме.
- Научить приёмам и правилам ведения диалога, дискуссии, уважать себя, своего собеседника, родителей, заповедям нравственности.
- Воспитывать у учащихся стремление стать культурным, организованным, вежливым, коммуникабельным, опрятным человеком.
№ п/п |
тема занятия |
кол-во часов |
теория (аудиторные) |
практика (аудиторные и внеаудиторные) |
Раздел №1 Я стал учеником. - 5 часов
|
||||
1 |
Я стал школьником. |
1 |
О,5 беседа |
0,5 рисунок |
2 |
Наш класс – наш дом. |
1 |
0,5 беседа |
0,5 рисунок |
3 |
Поговорим о вежливости. Игра-конкурс: «Буратино и Мальвина». |
1 |
0,5 беседа |
0,5 игра |
4 |
Город дружных ребят: «Дружно в школе живёт детвора, вместе работа и вместе игра». |
1 |
0,5 беседа |
0,5 игра |
5 |
Приятное общение в кругу друзей. |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Раздел №2 О доброте душевной.
Игра: «Давай дружить».
|
1 |
|
1 |
7 |
Добро и зло. Герои сказок. Нарисуй добро. |
1 |
0,5 |
0,5 |
8 |
Как стать прилежным и старательным. |
1 |
1 |
|
9 |
Тепло наших рук согреет душу окружающим. |
1 |
0,5 |
0,5 |
10 |
«Ежели вы вежливы» - прогулка по городу Вежливости. Макет города. |
1 |
0.5 |
0,5 |
11 |
Добрые дела на все времена. |
1 |
1 |
|
12 |
Ты и твои друзья: «Бескорыстная дружба». |
1 |
1 |
|
13 |
Операция: «помоги другу». |
1 |
0,5 |
0,5 |
14 |
Помни о других – ты не один живёшь на свете. |
1 |
1 |
|
15 |
Диспут: «Мы в ответе за тех, кого приручили» |
1 |
0,5 беседа |
0,5 рисунки |
16 |
Операция: «Покорми птиц». |
1 |
|
1 |
17 |
Раздел №3 Труд развивает человека.
Дискуссия: «Вредные привычки. Скажи им –нет». |
1 |
1 беседа |
|
18 |
Трудовые дела в классе и дома. |
1 |
0,5 |
0,5 |
19 |
Что значит быть дисциплинированным? |
1 |
1 беседа |
|
20 |
Диалог о привычках: плохих и хороших. |
1 |
0,5 |
0,5 |
21 |
Мамины помощники, папины друзья. |
1 |
0,5 беседа |
0,5 рисунки |
22 |
Как я соблюдаю режим дня. |
1 |
1 |
|
23 |
«У меня зазвонил телефон…» Правила общения по телефону. |
1 |
0,5 |
0,5 |
24 |
Деловая игра: «Если ты талантлив в труде – научи товарища». |
1 |
0,5 |
0,5 практика |
25 |
Диспут: «Что такое хорошо и что такое плохо» |
1 |
1 беседа |
|
26 |
Раздел №4 Правила аккуратности.
Культура внешнего вида. |
1 |
0,5 |
0,5 |
27 |
Каждой вещи – своё место. |
1 |
1 |
|
28 |
Если научишься ценить время – многое успеешь. |
1 |
1 |
|
29 |
Раздел №5 Правила поведения на улице и в обществе.
Задачи не на сложение, а на уважение. |
1 |
0,5 беседа
|
0,5 практика |
30 |
Культура общения: приветствия. |
1 |
0,5 беседа |
0,5 практика |
31 |
Раздел №6 Этика и этикет.
Красота вокруг нас: научись её видеть и создавать. |
1 |
0,5 беседа
|
0,5 рисунок |
32 |
Встречи с добрыми людьми. |
1 |
|
1 |
33 |
Конкурсная программа: «Дружба начинается с улыбки». |
1 |
|
1 игра |
ИТОГО – 33 часа.
Содержание программы.
1 класс – 33 часа.
Раздел 1: Я стал учеником. (5 часов).
Правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой.
Правила вежливости при обращении к товарищам, девочкам, учителю, взрослым.
Правила общения в классном коллективе.
Раздел 2: О доброте душевной. (11 часов).
Понятия: «Добро» и «Зло» - что это такое?
Настрой на добрые дела.
Забота о поколении бабушек и дедушек – им нужно наше тепло.
Правила бескорыстной дружбы.
Воспитание чувства заботы о «братьях наших меньших».
Раздел3: Труд развивает человека. (9 часов).
Воспитание трудолюбия.
Отрицание вредных привычек или как от них избавиться.
Помощь маме в домашних делах.
Как различить, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Правила общения по телефону.
Раздел 4: Правила аккуратности(3 часа)
Правильно распределяй своё время – многое успеешь.
Культура внешнего вида.
Забота о своих вещах.
Раздел5: Правила поведения на улице и в общественных местах. (2 часа).
Научись уважать окружающих тебя людей.
Правила культурного диалога.
Раздел 6: Этика и этикет (3 часа).
Учись видеть красоту окружающего тебя мира.
Доброта вокруг нас.
Правила этикета.
Диагностика результативности прохождения программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
компетенции |
показатели |
методический инструментарий |
Сформированность коммуникативного потенциала личности.
Сформированность нравственного, этического потенциала учащегося.
|
1.Коммуникативность.
2. Знания этикета.
3. Комфортность ребёнка в школе.
4. Сформированность совместной деятельности.
1. Нравственное направление формирования личности. |
1.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся.
2. Педагогические наблюдения.
3.Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся начальной школы».
4. Методика «Наши отношения»
5.Анкета «ты и твоя школа».
1.Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».
2. Методика С.М.Петровой «Русские пословицы», «Цветик – семицветик», «Золотая рыбка».
3.Методика В.В.Синявского «Организаторские и коммуникативные склонности».
4. Методика – тест А.Криулиной «Тактика взаимодействия».
5. Методика А.Н.Лутошкина «Уровень развития классной группы».
|
Оценка планируемых результатов.
Для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» рекомендуется использовать данный диагностический инструментарий.
(Приложения).
Научно-методическое обеспечение программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».
- А.Г. Асмолов, Г.В.Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.
- Закон РФ «Об образовании».
- Интернет – ресурсы
- Мультимедийный фонд
- Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.
- Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).М; Просвещение, 2009 г.
- Примерная программа внеурочной деятельности обучающихся начального образования.
- Устав ОУ
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ( стандарт второго поколения).
- В.Г.Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.