Анализ воспитательной работы
классного руководителя 2 класса
Ушаковой Р.Н.
2019-2020 учебный год
Воспитательная работа во 2 классе была направлена на формирование у обучающихся навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; формирование у обучающихся учебной мотивации, нравственно – этических качеств личности, воспитание гражданина.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся коммуникативных компетенций, системы ценностей, социального опыта, необходимого для жизни в обществе; всестороннее развитие и социализация каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для достижения цели решались воспитательные задачи:
способствовать сплочению коллектива, воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку;
создавать условия для формирования у обучающихся 2 класса гражданско-патриотического сознания, навыков культурного поведения в повседневной жизни;
способствовать формированию познавательного интереса, положительной мотивации к обучению;
создавать условия для коррекции психофизических недостатков, регуляции отклоняющегося поведения;
совершенствовать систему индивидуальной работы с детьми, требующими особого внимания и подхода;
осуществлять тесную взаимосвязь с воспитателями, специалистами службы сопровождения, родителями, общественностью.
Основные направления воспитательной работы:
изучение личности ребенка на уроках и во внеурочное время, используя метод наблюдения, беседы;
проведение внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор детей;
организация активного участия детей в общественной жизни класса и школы;
проведение работы по формированию детского коллектива, привитию гигиенических навыков, культуры поведения в школе, общественных местах;
привлечение родителей к делам класса.
Итоги жизнедеятельности класса показывают правильность выбранных ориентиров на формирование классного коллектива и способов их реализации через игровые, информационно-коммуникационные, проектные, здоровьесберегающие технологии.
Вся воспитательная работа проводилась в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы. Планировалась и осуществлялась работа по следующим направлениям:
Духовно-нравственное
Социальное
Спортивно-оздоровительное
Общекультурное
Работа с родителями
Основными формами работы с детьми стали классные часы, праздники, проектная деятельность, экскурсии, викторины, конкурсы, КТД, соревнования, беседы. В классных делах принимали участие все второклассники. При их проведении функции организатора и координатора исполнялись в основном учителем, т.к. ребята еще не умеют самостоятельно создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение. Дети, видя поддержку учителя, с удовольствием брались за дело и старались выполнить его хорошо. Большое внимание в течение учебного года уделялось обсуждению, анализу поступков и поведения учащихся.
Эффективными были формы и средства педагогического влияния такие, как беседа, классные часы различной тематики, игры, разбор ситуаций.
Характеристика класса
В начале года в классе обучались 9 человек. После первой четверти выбыл Вавилов Коля. Количество обучающихся во 2 классе на конец года 8 человек: девочек - 4, мальчиков - 4.
Все дети относятся к категории «ребёнок-инвалид».
3 ребёнка с синдромом РАС (расстройство аутистического спектра).
4 человека обучаются по АООП (вариант 2).
У Миши и Георгия тяжёлое системное недоразвитие речи.
Борисенко Т. находится на очно-заочном обучении, с ним занимаются специалисты индивидуально.
Работа по формированию детского коллектива и коммуникативных компетенций была продолжена в этом учебном году. В результате дети играют совместно, общаются, дружат, проявляют заботу об одноклассниках, оказывают помощь друг другу, делятся игрушками, школьными принадлежностями, сладостями. Запас слов, используемых в речи, общении увеличился, ребята умеют вести диалог. Миша и Даша стали разговаривать фразами.
Работоспособность класса к концу года повысилась. Дети стали более любознательны и общительны. Дисциплина на уроках хорошая. Группировок отрицательного характера нет. Отношения в основном доброжелательные, ребята могут поддержать друг друга в трудную минуту, оказать помощь. При подготовке и участии в мероприятиях обучающиеся активны, преобладает ответственное отношение к школьным делам.
Таким образом, работа, направленная на формирование коммуникативной компетенции способствовала нейтрализации неприятия, застенчивости, раздражительности, враждебности и созданию условий для продуктивного общения в классном коллективе.
Необходимо продолжить работу по развитию навыков самостоятельности (Иванова Д., Вычужанин М.); культуры поведения, коррекции психофизических недостатков, регуляции отклоняющегося поведения (Амеженка Н., Шишкина Л.).
Организация учебно-познавательной деятельности
Познавательный интерес и ответственное отношение к учёбе проявляют Платонов Г., Гичик К., Сорокина К., Амеженка Н.
Больший интерес к учёбе стали проявлять Шишкина Л., Иванова Д., Вычужанин М.
Шишкина Л., Вычужанин М., Сорокина К. стали выполнять на уроках больший объем заданий по сравнению с началом учебного года. В целом в классе сформировалось положительное отношение к учебной деятельности.
Контроль за успеваемостью и учебной дисциплиной осуществлялся через индивидуальные беседы с родителями и обучающимися, проведение родительских собраний и тематических консультаций для родителей, ведение Дневник.ру.
Знания обучающихся соответствуют объёму и уровню требований, предъявляемых программой по каждому учебному предмету.
Пропуски уроков происходят по уважительной причине. Родителями предоставляются справки.
В следующем учебном году необходимо уделить особое внимание формированию и развитию у детей навыков самоконтроля, самодисциплины.
Организация внеурочной деятельности
Велась систематическая работа по вовлечению детей во внеурочную деятельность, что дало положительные результаты. Занятость учеников класса во внеурочной деятельности, кружках, секциях, творческих объединениях составляет 100%.
Осуществлялась работа по следующим направлениям внеурочной деятельности:
Духовно – нравственное «Живая планета»
Спортивно – оздоровительное «Юные олимпийцы»
Социальное «Основы финансовой грамотности»
Общекультурное «Умелые ручки»
В течение всего учебного года дети принимали участие в различных школьных и внеклассных мероприятиях, участвовали в дистанционных всероссийских и международных интернет-конкурсах, интернет-викторинах.
Общественную активность ребят можно считать высокой. Участвуют в школьных праздниках, конкурсах: Шишкина Л., Платонов Г., Сорокина К., Амеженка Н., Гичик К.
Основными формами работы с детьми стали классные часы, праздники, викторины, конкурсы, соревнования, беседы. В классных делах принимали участие все обучающиеся. При их проведении функции организатора и координатора исполнялись в основном учителем, т.к. ребята еще не в состоянии самостоятельно создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение. Большим помощником во всех классных делах был Платонов Георгий – командир класса.
В подготовке мероприятий вместе с детьми принимали участие родители, воспитатели (изготовление поделок, подготовка костюмов, разучивание стихотворений, песен, танцев). Это способствовало формированию уважительного отношения к членам своей семьи, воспитанию дружеского отношения к окружающим, расширению кругозора и повышению общей культуры обучающихся.
Особое место в воспитательном процессе можно отвести классным часам. Все проведенные тематические классные часы были запланированы и проведены по основным направлениям нравственного просвещения, профилактике противоправного поведения и дорожно–транспортного травматизма. Они способствовали воспитанию сознательной любви к Родине, проявлению уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны, формированию уважительного отношения к членам своей семьи, воспитанию дружеского отношения к окружающим, расширению кругозора и повышения общей культуры обучающихся.
Были организованы акции, конкурсы рисунков и поделок: «Моя семья», «Береги книгу», «Подари открытку», «Родная сторонка», «Осенняя палитра», «Зима-художница», «Слагаемые здоровья», «Моя мама лучшая на свете», «Правила движения достойны уважения», «Росток». Игры и викторины: «Знатоки природы», «Азбука пешехода», «Герои сказок», «Отгадай загадку», «Кто как зимует» и другие.
Все проведенные мероприятия способствовали сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных и творческих способностей обучающихся, формировали эстетические вкусы, прививали навыки культуры общения, обогащали знания ребят, их словарный запас и кругозор.
Развитие коллектива класса. Уровень воспитанности
Проведенный срез уровня воспитанности в начале и в конце учебного года показал, что у всех обучающихся 2 класса наблюдается положительная динамика по всем показателям, кроме Борисенко Т.
Диаграмма уровня воспитанности обучающихся 2 класса
2019 – 2020 учебный год (в баллах)
Сплочению классного коллектива в значительной мере способствовали такие формы работы: посещение музея, тематические часы в школьной и районной библиотеках, экскурсии, осуществление проектной деятельности, участие в конкурсах и праздниках.
Были реализованы проекты: «Сюрприз для мамы», «Новогодняя игрушка», «Покормите птиц зимой», «Семейный альбом». Деятельность обучающихся во время реализации проектов способствовала развитию познавательного интереса, расширению знаний учеников, создавала атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии, способствовала созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе.
Обучающиеся расширили свой кругозор, словарный запас. Работа способствовала сплочению коллектива, получению навыков бесконфликтного общения.
Педагогическое взаимодействие с семьёй
В течение учебного года проведено 3 классных родительских собрания, организованы индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
Родители помогали в подготовке костюмов, газет, поделок к праздникам, с удовольствием посещали школьные и классные мероприятия.
Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование на родительских собраниях показали, что в основном у всех детей складываются хорошие отношения с родителями. В некоторых семьях не хватает контроля со стороны родителей (Сорокина К., Гичик К.). На решение этой проблемы было обращено особое внимание (индивидуальные беседы с учителем, педагогом-психологом, социальным педагогом, администрацией, выезды по месту жительства).
Наиболее эффективными формами взаимодействия были индивидуальные беседы и консультации для родителей.
Дистанционное обучение
С 13.04 по 15.05 осуществлялось дистанционное обучение в связи с введением в стране режима самоизоляции.
В начале я провела установочную беседу с родителями, наладила с ними дистанционную связь-контакт в группе WhatsApp.
Составила расписание уроков и занятий по внеурочной деятельности с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.
С родителями были проведены онлайн – консультации о том, как пройти регистрацию на электронных образовательных платформах, как пользоваться интернет – ресурсами, разъяснены принципы работы с ними.
Дистанционное обучение осуществляла с помощью мессенджера WhatsApp (текстовые сообщения, аудио, видеосвязь)
Использовала образовательные интернет-ресурсы:
http://www.interneturok.ru/
https://resh.edu.ru/subject/
https://mosmetod.ru/
https://coreapp.ai/
Выполнив задания, дети присылали видео и фотоотчёты. Я просматривала их работы, делала оценку, чаще всего хвалила, благодарила за проделанную работу, чтобы создать для них ситуацию успеха, поддержать детей и их родителей в это непростое для всех время. Оценки ежедневно выставляла в электронный журнал Дневник.ру
Платонов Г., Сорокина К., Шишкина Л., Иванова Д., Гичик К. были самыми активными во время обучения. Они добросовестно и качественно выполняли все задания. Функцию контроля за систематичностью и самостоятельностью выполнения детьми заданий возложили на себя родители, за их ответственность, внимание к своим детям, понимание, терпение, доброжелательность выразила благодарность по окончании дистанционного обучения.
Дети также участвовали в конкурсах: «Наш самый главный праздник – День Победы», «Семья и я», «Пасхальное яйцо», «Мир глазами ребёнка», «Математика – царица наук!», были награждены дипломами и сертификатами.
Количество обучающихся, принявших участие в конкурсах в период дистанционного обучения (%)
Общие выводы
В целом воспитательная работа была многоплановой и разносторонней. Анализ показал, что в течение учебного года был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с обучающимися, работе с родителями. Главными достижениями классного коллектива за прошедший год можно считать участие в различных школьных конкурсах, мероприятиях, развитие у обучающихся коммуникативных навыков, дружеских отношений, воспитание у детей доброты, отзывчивости, интереса к учебе и любознательности.
Перспективной целью воспитательной работы в классе является развитие познавательных интересов и мотивации к учебной деятельности у обучающихся, повышение успеваемости.
В следующем учебном году необходимо решать такие первоочередные задачи:
формировать навыки культурного поведения, культуры общения; навыки самоконтроля, самодисциплины;
продолжить развитие у обучающихся коммуникативных компетенций;
активизировать участие детей в конкурсах, фестивалях на всех уровнях;
продолжить работу с родителями, обеспечить стопроцентное посещение родительских собраний.
Кияйкина Наталья Федоровна
Ушакова Радмила Николаевна