12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шпак Ольга Александровна452
Украина, Луганская Народная Республика, Стаханов
0

Урок на тему «Антарктида: образ материка. Практическая работа «Определение по карте крайних точек Антарктиды»

Конспект урока 7 класс

Тема : «Антарктида : образ материка. Практическая работа «Определение по карте крайних точек Антарктиды»»

Цель урока: Сформировать представление о своеобразии и уникальности материка Антарктида.

Задачи урока:

Обучающие:

1)выявить особенности ГП материка, сурового климата, причины возникновения и взаимосвязь с физико-географическим положением;

2)углубить познания учащихся об Антарктиде.

Развивающие:

1)продолжить развитие познавательного интереса учащихся, образного и логического мышления;

2)развивать умение формулировать выводы;

3)развивать четкость и образность речи.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за жизнь и здоровье: своё и окружающих;

продолжить формирование умений индивидуальной и групповой работы;

- воспитание толерантности.

Оборудование : физическая карта, атлас

Ход урока :

Организационный момент

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку

Проверка домашнего задания

Тест

Океания – это

а) Миллион островов, разбросанных в Тихом океане между Австралией и Южной Америкой.

б) это Мировой океан

в) это затонувшие острова в Тихом океане между Австралией и Южной Америкой

Океания делится на три региона. Назовите их

а) Палау, Таити, Фиджи

б) Микронезия, Меланезия, Полинезия

в) Моусон, Муррей, Тиморские

Какие путешественники побывали в Океании

а) Д. Кук, Ф. Магеллан, И. Крузенштерн

б) Марко Поло, Афанасий Никитин, Метислав Келдыш

в) Ф. Магеллан, Ю. Лисянский, Метислав Келдыш

Территория Океании составляет :

а) 2 млн. км 2

б) 1,26 млн км2

в) 5 млн км2

В каких широтах находятся острова Океании :

а) экваториальных, субэкваториальных, тропических широтах

б) субтропических, субэкваториальных, субтропических широтах

Какие острова относятся к Микронезии

а) Тувалу, Тонга, Самоа, острова Кука, Ниуэ

б) Марианские острова, Палау, Маршаловы острова, Науру, Кирибати

в) Соломонавы острова, Вануату, Фиджи, Новая Каледония

Опишите типы происхождения островов

Материковый – отделившаяся часть материка, сходная с ним по геологическому строению и рельефу

Вулканические – острова образуются в результате вулканической деятельности на дне моря. Представляют собой верхушку подводного вулкана, поднятую над поверхностью океана

Коралловые – остров возникший в результате жизнедеятельности кораллов.

Мотивация к изучению нового материала.

Исследователи называют его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Зимой он погружён во мрак полярной ночи, а летом солнце не опускается за горизонт, освещая ледяную пустыню в полуночные часы. Восходом и заходом солнца можно любоваться только один раз в год. Этот материк самый высокий и холодный. Здесь наблюдаются самые сильные ветры на земле. На материке отсутствует постоянное население. На данном материке содержится 80% пресной воды.

- Ребята, а что необычного, на ваш взгляд, можно отметить в описании материка? Поняли, о каком материке идет речь? (Да, это Антарктида.)

Как красиво описал этот материк английский ученый, исследователь Ричард Бэрд. « На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…»

Что сегодня на уроке мы должны узнать? ( Почему материк так называется? Где он расположен? Климат, рельеф материка? Почему восход и заход солнца можно увидеть один раз в год?)

Изучение нового материала

Предположения о существовании южного континента высказывались еще античными авторами (Аристотель и др.), которые полагали, что в Южном полушарии находится соединенный с Африкой материк, противостоящий и уравновешивающий северные континенты.

Отсюда он получил и свое название - anti arctos (противостоящий медведю, т. е. Арктике). Название Антарктиды происходит от греческого языка “анти” – против, т.е. лежащий против Арктики.

Антарктика — южная полярная область Земли, внутри Южного полярного круга. В состав Антарктики входит материк Антарктида, южная окраина Тихого, Атлантического и Индийского океанов

Площадь Антарктики — 52,5 млн. км.

Моря, входящие в эту область, очень бурные, волны иногда достигают высоты более 20 метров. Зимой вода замерзает, и льды окружают Антарктиду кольцом, ширина которого колеблется от 500 до 2000 км. Летом течения уносят льды на север вместе с айсбергами.

По определению ученых у берегов Антарктиды одновременно плавает более 100 тысяч айсбергов разного размера. Первым в воды Антарктики проник Америго Веспуччи в 1502 году, открыв ряд островов.

Антарктида — полярная область на южной стороне земного шара. Здесь внутри полярного круга находится ледяной материк.

Он примерно в два раза больше Австралии — 14 млн. км2. Средняя высота материка — 2040 метров. Вулканическая деятельность не прекратилась и до сих пор. В центральной части ледяной покров поднимается почти до 4000 метров.

Отдельные вершины Антарктических Анд — хребта, протягивающегося вдоль берегов Тихого океана, — возвышаются надо льдом до 5000 метров и более. Вместе с тем высота материка была бы меньше, если бы на нем не было льда. Его здесь много — 24 млн. км3. Это более 90% всех запасов пресной воды на Земле, которые хранятся здесь в замороженном состоянии.

Средняя толщина ледяного покрова — более 1700 метров, максимальная — более 4000 метров. Именно благодаря льду Антарктида выглядит как огромный белый купол на Южном полюсе. Если бы лед вдруг растаял, он бы поднял уровень Мирового океана на 60 метров, что повлекло бы за собой сокращение площади всех материков, в том числе и самой Антарктиды, которая стала бы архипелагом — скоплением островов, так как значительная часть материка под ледяным куполом лежит ниже уровня океана.

Антарктида — самый холодный из всех материков. В зимние месяцы морозы могут достигать -90°С. Летом морозы меньше, всего —20°С. В Антарктиде не бывает дождей: осадки здесь выпадают в виде снега. Очень отличается климат центра материка и его побережий: в центре почти круглый год безветрие и чистое небо, а на берегах царят сильные ветры и метели. Скорость ветра там может достигать 90 м/с. Такой ветер может легко унести на значительные расстояния тяжелые предметы. Сухой снег, несущийся с большой скоростью, способен перепиливать толстые канаты и до блеска полирует металл.

Ледяная Антарктида считается главным «холодильником» нашей планеты и оказывает влияние на ее климат. Материк получает очень большое количество солнечного тепла. Оказывается, южно-полярным летом нельзя выйти из помещения без солнечных очков; кожа быстро загорает. Но лед Антарктиды отражает до 90% солнечной радиации, и материк не нагревается. А за полярную ночь он очень выхолаживается.

Большая часть Антарктиды — ледяная пустыня, лишь у берегов теплится жизнь. Там, где из-под льда выступают немногочисленные скалы, расположены оазисы жизни материка. Это всего лишь 0,02% его территории.

Беден органический мир Антарктиды, лишь редкие мхи, лишайники и водоросли населяют ее. Пингвины — главное украшение континента. В водах морей живут киты, тюлени. Антарктида не принадлежит никакому государству, там никто не живет постоянно. Тем не менее 16 стран основали здесь свои научные станции, где ведутся различные исследования природы этого материка. Антарктида — континент мира и сотрудничества. В ее пределах запрещены запрещены любые военные приготовления. Ни одна из стран не может объявить ее своей землей. Юридически это закреплено международным договором, который был подписан 1 декабря 1959 года.

Почти вся Антарктида находится в антарктическом климатическом поясе.

Особенно суров климат во внутренних областях материка. Средняя суточная температура там даже летом не поднимается выше -30 °С, а зимой бывает ниже -70 °С.

Полярниками на станции «Восток» зарегистрирована самая низкая температура на Земле (-89,3 °С).

Антарктиду называют «холодильником» Земли. Южное полушарие из-за ее влияния значительно холоднее Северного.

Жизнь большинства животных связана с океаном. В прибрежных водах много планктона, которым питаются рыбы, киты, тюлени.

На побережье обитают около 10 видов птиц: пингвины, буревестники, поморники и др.

В 90-х годах XX века российскими учеными было обнаружено подледниковое незамерзающее озеро Восток – крупнейшее из антарктических озер, имеющее длину 250 км и ширину 50 км; озеро вмещает около 5400 тыс. км³ воды.

Российские ученые после более 30 лет бурения проникли в озеро. Озеро Восток в Антарктиде, скрытое под четырехкилометровой толщей льда, является уникальной водной экосистемой, изолированной от земной атмосферы и поверхностной биосферы на протяжении миллионов лет. Его изучение играет огромную роль в построении сценария естественных изменений климата в ближайшие тысячелетия.

Практическая работа. Работа с картой

- Ребята, перед вами лежит атлас. Антарктиды. Нам нужно его заполнить. Записать названия морей, островов, океанов, гор.

Закрепление материала.

Давайте обобщим то, что узнали на уроке. Какие факторы повлияли на формирование климата материка?

Факторы, влияющие на формирование климата Антарктиды:

малый угол падения солнечных лучей, что зависит от географической широты;

сильное охлаждение в период полярной ночи;

мощный ледяной покров, занимающий практически весь материк, вследствие чего происходит интенсивное охлаждение, 90% солнечной радиации отражается от ледяной поверхности;

огромная разница температур воздуха внутренних и прибрежных районов обусловливает постоянный сток холодного воздуха в сторону океана;

стоковые ветры; они препятствуют проникновению более теплых воздушных масс с океана на материк.

- В ходе урока мы ответили на поставленные вопросы? Все загадки Антарктиды отгадали?

Самый главный вопрос: Кто и когда отрыл Антарктиду? Это будет вашим домашним заданием.

Рефлексия.

Закончите высказывания:

Сегодня на уроке я узнал…

На уроке мне было …., потому что…

На этом уроке я сделал для себя открытие…

Домашнее задание

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.