Урок «Античная литература и культура. Эзоп. Басни» (Литература, 9 класс)
Дата: Класс:9 |
||||||
Тема: |
Античная литература и культура. Эзоп. Басни |
|||||
Цель урока: |
формировать у учащихся понятие об античной литературе, познакомить с Эзопом и его баснями; |
|||||
Ожидаемый результат |
Научатся синтезировать все полученные знания; Научатся анализировать, рассуждать, обобщать и работать в группе. |
|||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Наглядности |
||||
3 мин. |
I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Колечко». |
Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. |
|
|||
10 мин. |
II. Проверка пройденного материала. По таксономии Блума осуществляет проверку домашней работы. Ребята, какой жанр представляют процитированные строки? Басня
Учитель: Правильно, это басня. И сегодня, на уроке внеклассного чтения, мы продолжим с вами говорить о басне.
|
Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. |
Кубик Блума |
|||
20 мин. |
III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. За По методу «Кластер » осуществляет усвоение нового материала.Контролирует выполнение записей учащимися.
Эзоп. Басни
Античный в переводе с латинского «древний». Античная литература является составной частью великой культуры Древней Греции и Древнего Рима в 8 веке до н.э. Правил в те времена Перикл – вождь рабовладельческой демократии в Афинах. При его правлении Афины превратились в экономический, политический и культурный центр Греции. Расцвета достигла и античная литература. Один из самых ранних жанров были басни. Самым знаменитым баснописцем античности был Эзоп. Басня – небольшой рассказ с поучительным смыслом. Основная идея басни – мораль. Басни пишут, используя аллегорию (герои - животные), иносказание – замаскированный способ выражения мысли. Слайды об Эзопе Эзоп - знаменитый древнегреческий баснописец. Жил в Древней Греции в 6 веке до нашей эры.О жизни его мало что достоверно известно. Безобразной наружности раб, происходивший из Фригии, он жил на острове Самос. Был отпущен на волю; возможно, жил при дворе последнего лидийского царя Креза, был сброшен со скалы в Дельфах. Басни Эзопа много варьировались при пересказах и переписывании, вероятно, дополнялись рассказами других авторов. Собирать басни Эзопа начал Деметрий Фалерский около 300 года до нашей эры. Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловым. Учитель: Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. От имени Эзопа иносказательный язык получил название «эзопов язык». Учитель: По преданию, погиб Эзоп в Дельфах. Дельфийцы кормились от жертв, приносимых в храм Аполлона всеми эллинами, боялись, что Эзоп разнесёт об этом молву по всему свету. Они подбросили Эзопу в мешок золотую чашу из храма и обвинили Эзопа в краже. Приговорили Эзопа к смерти и сбросили со скалы. Учитель: За убийство Эзопа Дельфы постигла чума, а потом ещё много других бед. Долго пришлось расплачиваться дельфийцам за смерть баснописца. Басни Эзопа написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Произведения фригийского раба или приписывавшиеся ему объединялись в сборники под названием Эзоповы басни. Их переписывали, изучали в школах, разучивали наизусть. Басни Эзопа стали одним из самых популярных произведений в античном мире. Чтение учениками басни Эзопа «Волк и Ягнёнок» И какую же мораль можем мы вынести из этой басни? А вот какую: если уж кто-то решил заранее совершить какое-нибудь грязное, злое дело, никакие убеждения не смогут его остановить. Какова мораль этой басни Эзопа? Прочитайте строки, в которых нашла отражение мораль басни. Какую басню Крылова вам напомнил этот слайд? «Ворона и Лисица Чтение 2 группы: учениками басни Эзопа «Ворон и Лиса» Мораль: всякому неразу мному оставаться без своего куска сыра! Чем эти 3 басни различаются и похожи? Крылов – «Ворона и Лисица» - стихотворная форма Лафонтен – «Ворон и Лис» - стихотворная форма Эзоп – «Ворон и Лиса» - прозаическая форма Почему басни Эзопа, Лафонтена и Крылова похожи между собой? басни Эзопа, жившего в 6 веке до н.э, в 17 веке переводил французский поэт Лафонтен, а в 19 веке – русский баснописец Крылов.
Какую басню Крылова вы вспомнили, слушая басню Эзопа? «Стрекоза и Муравей» Кого же отправил плясать Муравей? Стрекозу. Цикада – это стрекоза. Учитель: Иван Крылов, задумав переложить басню Лафонтена на русский язык, столкнулся с тем, что цикада в России тогда была мало известна. И Крылов решил заменить её другое насекомое женского пола - стрекозу. Однако в то время стрекозой называли двух насекомых - собственно стрекозу и кузнечика. Поэтому "стрекоза" у Крылова прыгает и поёт, как кузнечик. В одних баснях к муравью приходит Стрекоза женщина, а в других Кузнечик мужчина. |
|||||
10 мин. |
IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? |
Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. |
Дерево «Рефлексия» Стикеры |
|||
2 мин. |
Объясняет особенности выполнения домашней работы.
|
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
|||
дополнительная информация |
||||||
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся |
оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? |
межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями |
||||
рефлексия. были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? |
Проводит рефлексию. -Какую цель мы поставили сегодня на уроке? -Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? |
|||||
Итоговая оценка Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)? Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)? Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах? |
1. 2. 1. 2. |