Урок к юбилею А. Островского «А. Островский — создатель русского театра» (10 класс)
Александр Николаевич Островский -
отец русской драмы и театра
Островский обладает глубоким
пониманием русской жизни
и великим умением изображать
резко и живо самые
существенные её стороны
Н.А. Добролюбов
Цели: Создать условия для знакомства обучающихся с биографией и творчеством А.Н.Островского
Задачи:
1. Познакомить с жизнью и творческой деятельностью А.Н. Островского. Показать роль Островского-драматурга в русской литературе второй половины XIX века.
2. Развивать умение работать с информацией.
3. Воспитывать любовь к литературе, живописи, театру.
Оборудование: Портрет А.Н. Островского, репродукции картин Перова, презентация о жизни и творчестве писателя-драматурга
Ход мероприятия
1.Огрмомент
2.Постановка целей и задач урока
Игра «Угадай» Что общего (кулисы, маска, вешалка, зрители=театр)?
-С чьим именем связан русский театр? Кто его основатель? Хотели бы узнать?
-Этим человеком стал Александр Николаевич Островский. Что вы знаете об Александре Николаевиче Островском?
-Определим цель нашей встречи: узнать о жизни и творчестве Островского. В конце нашей встречи вас ждет викторина по теме нашего мероприятия.
3.Актуализация знаний.
-Прежде чем двигаться дальше, определим, что же такое театр, кто такой драматург, какие еще профессии связаны с театром.
Театр - это сооружение, где исполняются театральные произведения или пьесы, а также могут быть поставлены другие спектакли, такие как музыкальные концерты.
- Это зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств (литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других). Искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление.
Театр не может существовать без актеров, зрителей, костюмов, декораций и многого другого.
Драматург - это писатель, создающий драматические произведения, пьесы.
-Какие «театральные» профессии вы знаете?
Актер, артист театра
Режиссер
Сценарист (драматург)
Гример
Костюмер
Постижер
Декоратор
Бутафор
Звукорежиссер
Видеооператор
Осветитель
Суфлер
Капельдинер (контролер)
Кассир
Гардеробщик.
-Какую из этих профессий можно считать самой главной? (сценарист, драматург, потому что без сценария не будет постановки вообще)
-Кто может стать сценаристом? (человек, много читающий и думающий, умеющий излагать свои мысли на бумагу, умеющий видеть жизненные проблемы и анекдотические ситуации и рассказывать о них другим в литературной форме)
-А вот как стать таким человеком, вы сегодня узнаете .
4.Первичное усвоение новых знаний
В репертуаре русского театра первой половины XIX века было несколько замечательных пьес: «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор», «Женитьба» Н.В. Гоголя.
Пьесы эти были блестящим исключением на общем фоне массового репертуара русских театров: безвкусных, напыщенных мелодрам или бессодержательных водевилей.
«Репертуар русской сцены необыкновенно беден», - писал Белинский в 1841 году. Русский театр ждал драматурга, который продолжил бы лучшие традиции реалистической драматургии Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя и внёс бы новый вклад в дело создания русской национальной драматургии.
Такой замечательный драматург и явился у нас в середине XIX века в лице Александра Николаевича Островского.
а)Портрет писателя работы Перова (выступление ученика)
Внешне некрасивое лицо, обрамлённое короткой рыжеватой бородой, кажется значительным и привлекательным благодаря умным, живым глазам и высокому «сократовскому» лбу, говорящему о большом интеллекте, о большом уме. Взгляд проницательный, в позе крепкой коренастой фигуры чувствуется неисчерпаемая энергия.
Никакими, казалось бы, примечательными событиями не отмечена история его жизни и смерти. Его не высылали из столицы за вольнодумство, как Пушкина, не приговаривали к каторге, как Достоевского. Он не участвовал ни в восстаниях, подобно князю Одоевскому, ни в сражениях, подобно графу Толстому. Он не был убит на дуэли, как Лермонтов и Пушкин.
На склоне лет он выкупил у матери сельцо Щёлыково и умер там в кругу семьи шестидесяти лет от роду.
Если вы минуете Красную площадь, перейдёте по мосту через Москву-реку и свернёте в Голиковский переулок, вы увидите дом, в котором около двух столетий назад – 31 марта 1823 года – родился великий русский драматург Александр Николаевич Островский.
б) Просмотр фильма
-А сейчас я приглашаю всех на сеанс фильма об Островском. Вы получили билеты в кино. В них записаны вопросы, вы можете работать и записывать ответы. (Видео 1 «Дом-музей Островского» )
5.Первичная проверка понимания (викторина)
Что означает имя «Александр»? (защитник)
Кем был отец Островского? (знаменитый адвокат)
Какое образование получил Островский? (домашнее + гимназия + МГУ (не закончил))
Откуда Островский брал сюжеты для своих пьес? (из практики работы писцом в суде)
Чем увлекался Островский? (Московский малый театр)
Какая пьеса стала первой ?(«Свои люди – сочтемся», 1850 г.)
Что обожал Островский? (ловить рыбу, работать на верстаке)
Как назвали Островского – драматурга? (Колумб Замоскворечья – открыл Замоскворечье с его удивительным бытом)
Сколько пьес написано Островским? (47+8 в соавторстве, 30 – о Москве)
Перечислите пьесы, о которых вы узнали. («Бесприданница», «Женитьбы Бальзаминова», «Гроза»,
6.Первичное закрепление
Как рождался русский театр? (вместе с пьесами Островского, новыми режиссерами и актерами, которые не боялись браться за новое в драматургии)
-Кто может стать сценаристом? (человек, много читающий и думающий, умеющий излагать свои мысли на бумагу, умеющий видеть жизненные проблемы и анекдотические ситуации и рассказывать о них другим в литературной форме)
-А вот как стать таким человеком?
7. Рефлексия
-Какую полезную информацию вы сегодня получили? Где она вам пригодится?
Селиванова Галина Геннадьевна
Тарунина Вера Александровна
Селиванова Галина Геннадьевна