Методическая разработка внеаудиторного занятия «Александр Николаевич Островский - создатель русского национального театра»
Лачугина Н.С. –преподаватель ГБПОУ «Сахалинский горный техникум»
Методическая разработка внеаудиторного занятия
Тема: Александр Николаевич Островский - создатель русского национального театра
«Литературе вы принесли в дар целую библиотеку
художественных произведений, для сцены создали
свой особый мир. Вы один достроили здание, в
основание которого положили краеугольные камни
Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас
мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас
есть свой русский драматический театр. Он по
справедливости должен называться «Театр
Островского»
(Из письма И.А.Гончарова А.Н.Островскому)
Цель: доказать, что именно Островский – создатель нашего русского национального театра.
Задачи:
Развивающая: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.
Воспитывающая: воспитывать интерес к литературе, творчеству А.Н. Островского
Задача педагога: показать роль Островского в русской литературе второй половины XIX века, охарактеризовать особенности его литературных произведений, показать связь с Малым театром
Материально – техническое и дидактическое обеспечение: портрет А.Н. Островского работы В.Г. Перова, репродукция картины В.Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом», презентация к уроку.
Методы: словесный, наглядный, проблемный
Организационный момент
Приветствие. Психологический настрой на восприятие материала
Сообщение темы
Моя задача – служить русскому драматическому искусству
А. Островский
Преподаватель: Александр Николаевич Островский…
В этом году мы отмечаем 200-летие со дня его рождения.
В чем его заслуги? Почему уже два столетия его имя светится яркой звездой среди имён самых лучших писателей земли Русской?
Он не был участником декабристского восстания, как поэт В. Одоевский. Не был сослан за вольнодумство, как А. Пушкин. Не погиб на дуэли, как М.Лермонтов и А. Пушкин. Не участвовал войне, как Л.Толстой. Давайте в этом разберёмся.
III. Целеполагание
Преподаватель: исходя из темы, формулируем цель нашего занятия (доказать, что именно Островский – создатель нашего русского национального театра).
IV.Мотивация
Вопросы:
- как вы думаете, в России до Островского не было театра?
- Давайте попробуем для себя ответить на вопрос, а что такое театр?
- Когда мы произносим это слово, что представляем?
Преподаватель:
Задание. Попробуйте в зрительных образах отразить ваши представления о театре (работа в группах – 7 мин.)
Обучающиеся: группа афиширует свою работу. Каждая работа обсуждается.
Представленные работы групп:
1.Изображение двух масок, символизирующих комедию и трагедию
2.Театр, сцена, зрители
3. Представление на сцене
Вывод: всё-таки это неполное представление о театре, ведь театра нет без пьес, литературных произведений, на основе которых создаётся спектакль, то есть театральное представление
Что же представляла собой русская драматургия до Островского?
«Драматическая русская литература представляет собой странное зрелище, - писал В.Г.Белинский в 1845 г. – У нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя – и, кроме них, нет ничего, решительно ничего хоть сколько-нибудь замечательного, даже сколько-нибудь сносного».
В 40-е годы XIX века на сцене процветали напыщенные мелодрамы (драматическое произведение, в котором неправдоподобные ужасы сочетаются с преувеличенной чувствительностью, а герои – либо злодеи, либо образцы добродетели), бессодержательные водевили (одноактная комическая пьеса легкого содержания, сопровождаемая песнями и танцами). А также переводные пьесы В. Шекспира, Лопе де Вега, Мольера.
В 1849 г. молодой драматург А.Н.Островский написал пьесу «Свои люди – сочтемся!». Н.А.Добролюбов, признавая необычайный талант Островского, писал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны». Пьесы Островского, - писал критик, - «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни». На пьесе «Свои люди - сочтёмся!» он поставил номер 4-й.
Как же пришёл в русскую литературу А.Н. Островский?
Обращаемся к портрету писателя. (Внешне некрасивое лицо, обрамлённое короткой бородой, кажется привлекательным благодаря живым и умным глазам, высокому «сократовскому» лбу, говорящему о высоком интеллекте. Взгляд внимательный, пронизывающий зрителя. Во всей позе крепкой фигуры чувствуется огромная энергия.
Преподаватель: (Обучающиеся самостоятельно в ходе занятия составляют конспект – «Путь А.Н. Островского в литературу»)
Каждый человек начинается с детства. Будущее зависит от того, какие нравственные ценности, какие черты характера были заложены в человеке родителями, семьёй.
Родился А.Н. Островский в Москве, вот в этом доме, в районе Замоскворечье, в Голиковском переулке. Это дом сохранился до наших дней. Именно здесь он наблюдал нравы, обычаи, характеры «тёмного царства, картину которого он запечатлел в своих бессмертных пьесах. Вспомним, что говорил Кулигин в пьесе «Гроза» о жизни в Калинове? («Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…)
Отец его – чиновник - юрист стремился дать детям хорошее образование, дома была богатая библиотека.
Затем была 1-я Московская гимназия (1835-1840), словесность преподавал педагог Попов, сумевший привить своему воспитаннику любовь к русскому языку и литературе
Потом был Московский университет, юридический факультет, который Островский не закончил. В этот время он страстно увлекается театром. Каждую неделю посещает представления в Малом театре.
С 1843 по 1845 год он работает в Московском совестном суде, с 1845 по 1851-в Московском коммерческом суде. Это было время, когда будущий писатель оттачивал умение речевых характеристик своих героев.
1847 год - рождение Островского как писателя. В этом году на одном из вечеров у профессора Московского университета Шевырёва никому неизвестный автор Островский прочитал свою пьесу «Картины семейного счастья». Она была принята с восторгом присутствующими.
В 1850 году вышла пьеса «Банкрот» («Свои люди - сочтёмся!»). И потом каждый год Островский создавал одну – две новые пьесы. В них перед читателем предстаёт купеческий мир, мир наживы, где все человеческие чувства и качества заменяют деньги (например, в пьесе «Банкрот» родная дочь и зять предают купца Большова). Сюжеты многих пьес были взяты Островским из реальных жизненных историй, с которыми он познакомился, работая в суде.
Островский постоянно посещал театр, старался не пропустить ни одного спектакля, много читал, писал стихи, рассказы, но нашёл себя в драматургии. Он открыл для русского читателя неизведанную страну –Замоскворечье, описал то «Тёмное царство, в котором живут герои этой страны. Его назвали Колумбом Замоскворечья. Что же это за царство? Н. Добролюбов так его охарактеризовал: «Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство. Свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда»
Итак, самое страшное зло «тёмного царства» Островский видит в его антигуманистической сущности, в том, что человек здесь перестаёт быть человеком. Мы уже говорили о «темном царстве» в связи с пьесой «Гроза». А сегодня попробуем войти в этот мир, познакомиться с его обитателями и понять, почему он назван «тёмным»? Поможет нам в этом картина В.Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом».
Вопрос: Посмотрите на картину, какой приём использовал здесь художник? (Антитеза)
Бедная интеллигентная девушка противопоставлена грубому, невоспитанному купеческому семейству.
Задание:
Опишите девушку: (изящная фигурка, скромное платье, тонкий одухотворённый профиль, смиренная поза, низко склонённая головка, тихая, добрая)
Опишите купеческую семью: (сытые, тупые, грубые, с недобрым любопытством рассматривают гувернантку, она для них в первую очередь служанка).
Опишите обстановку: (грубая, безвкусная пестрота, неуклюжая мебель, стремление подчеркнуть своё богатство)
Как же эта девушка будет жить в этом мире? Конечно, она будет одинока, несчастна. В «тёмном царстве» трудно жить человеку с «горячим сердцем»
Этот мир предстаёт перед читателем и в первой пьесе Островского «Картины семейного счастья» и во всех остальных пьесах.
Вопрос: Какие пьесы А.Н. Островского вы знаете?
«Гроза»
«Не в свои сани не садись»
«Бесприданница»
«Снегурочка»
«Доходное место»
«Волки и овцы»
«Таланты и поклонники» и многие другие, всего около 50 пьес, а это, согласитесь, уже репертуар.
Пьесы А.Н. Островского Н. Добролюбов назвал «пьесами жизни». Прочему? В них отражена русская национальная жизнь, русские характеры, русские обычаи, нравы, причём, что важно, в переломное время (конец XIX века), когда рушились старые устои общества, а новые правила жизни тогда только зарождались.
Вспомним пьесу «Свои люди – сочтёмся!». Липочка и приказчик Лазарь Подхалюзин не чтят традиций семьи, для них нет никаких правил и авторитетов, они живут по принципу: всё можно, если есть выгода самому себе.
В «Грозе» под властью Кабанихи томится, как в клетке, Катерина, страдают Тихон и Варвара. Никуда не деться от своего дяди Дикого образованному, интеллигентному Борису.
Александр Николаевич Островский долго и честно служил русскому театру. Он был наставником актёров, иногда и сам играл в спектаклях. Он до последнего часа был занят театром и умер за письменным в своём имении Щелыково, переводя драму Шекспира «Антоний и Клеопатра»
Преподаватель:
выполнил А.Н. Островский свою задачу служить русскому театру?
- создал «пьесы жизни (47 пьес);
- заботился об актёрах, часто бывал в Малом театре, готовя премьеры своих пьес;
- защищал в суде права актёров;
- сам играл на сцене, показывая пример;
- был заведующим репертуарной частью императорских московских театров.
Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что он «один достроил здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. .. мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас
есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского»
Преподаватель:
Викторина
1.Почему Островского называют Колумбом Замоскворечья?
2. С какой пьесы начинается Островский как писатель? («Картины семейного счастья»)
3.Первоначальное название пьесы «Свои люди – сочтёмся» («Банкрот»)
4.Какую профессию выбрал вначале Островский? (Юрист)
5.Сколько всего пьес написал Островский? (47)
6.Кому принадлежат слова: «Делай, что хочешь, лишь бы всё шито да крыто было» (Варвара)
7. «У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смеет о жалованье, изругает, на чём свет стоит» (О Диком)
8. « Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» (Кулигин)
9.Где происходит действие в пьесе «Гроза»? (Калинов)
10 «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь, сделай так, как я приказывала» (Кабаниха)
11.«Напраслину – то терпеть кому ж приятно?» (Катерина)
12. «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться?» (Тихон)
13. «Как бы нас кто не увидел!» (Борис)
14. «Обманывать –то я не умею, скрыть-то ничего не могу» (Катерина)
15. «Бла-а-лепие, милая, бла-а-лепие!..... и купечество всё народ благочестивый..» (Феклуша)
16.Назовите героев пьес Островского, какие эпизоды здесь отражены?
Подведение итогов работы в группах.
Селиванова Галина Геннадьевна