2 Тема: А.С. Пушкин как национальный гений и символ.
Цели урока.
1. Образовательные: обобщение и закрепление знаний о творчестве А.С.Пушкина; углубление представлений учащихся о значении творчества поэта в истории русской культуры 19 – 20 веков.
2. Воспитательные: формирование нравственных и эстетических представлений, включение полученных знаний в ценностную ориентацию личности.
3. Общепредметные: развитие коммуникативных способностей в совместной деятельности на уроке; расширение кругозора учащихся; продолжение работы над умением анализировать, сопоставлять, делать обобщения и выводы.
1 | Известный русский философ И.А.Ильин писал: «Он (Пушкин) дан был нам для того, чтобы создать солнечный центр нашей истории» («Пророческое призвание Пушкина»). Исходящие из пушкинского «солнечного центра» лучи-нити пронизывают всю культуру «золотого» и «серебряного» веков. На сегодняшнем уроке мы попытаемся на конкретных примерах выяснить, каково значение Пушкина для русской культуры. ? Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите имя ПУШКИН? (гений, поэт, гордость России…). Высокие, благородные и значительные слова прозвучали сейчас о Пушкине. |
2 | «Божественную гармонию», благородную простоту и артистизм несет сама личность поэта. ? как выглядел Пушкин? Спросите и услышите рассеянно-недоуменное: «Ну как… Всем известно: кудрявый, бакенбарды, широкий лоб. Черные глаза… Ах, нет… кажется, голубые. Губы выпуклые. Выглядел – как Пушкин». Сейчас нам кажется, что не узнать Пушкина невозможно: мы живем, окруженные его портретами. |
3 | Портретов много, но лучшими по праву считаются два. Картина русского живописца Ореста Кипренского, написанная в 1827 году; хрестоматийный шедевр романтического портрета первой трети XIX века. На готовый портрет поэт ответил откликом-экспромтом: Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит... Василий Андреевич Тропинин написал портрет тоже в 1827 Кипренский изобразил поэта в «светском» обличье, при этом прописав символический контекст, недвусмысленно указывающий на то «святое ремесло», которым занят его герой. У Тропинина Пушкин написан совсем «по-домашнему», этот образ более тепел, интимен, человечен. Пушкин заказал эту работу для своего приятеля С.Соболевского. |
4 | Пушкин и русская культура Вполне понятно, что Пушкин занимает особое место в культуре России. Воздействие его распространилось на все виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, театр, кинематограф… |
5 | Пушкин – создатель русского литературного языка. Но прежде всего мы говорил о том, что Пушкин был создателем русского литературного языка, родоначальником реализма в русской литературе, первым русским национальным поэтом. Учениками Пушкина чувствовали и осознавали себя поэты и писатели не только «золотого» 19 века, но и 20 века, который мы называем «серебряным». Преобразования Пушкиным литературного языка и языка художественной литературы шло по многим направлениям. Преобразования русского литературного языка. Свободное соединение слов и выражений различной стилистической окраски. Точность словообразования. (Выбор слов, максимально точно обозначающих явления действительности). Отказ от словесных украшений в пользу «благородной простоты». Использование богатства народного языка. Упрощение синтаксиса. |
6 | Анализ стихотворения «Я вас любил…» как иллюстрация к схеме «Направления деятельности А.С.Пушкина в области преобразования русского литературного языка». Я вас любил… Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим… - Найдите слова разной стилистической окраски. (Разговорные – БЫТЬ МОЖЕТ, ДАЙ ВАМ БОГ; высокие, поэтические – БЕЗМОЛВНО, БЕЗНАДЕЖНО, ТОМИМ). Комментарий. Употребление этих слов столь уместно, что мы не воспринимаем их как разговорные или книжные. - Укажите изобразительно-выразительные средства, или простейшие тропы. (Одна метафора ЛЮБОВЬ УГАСЛА) Комментарий. Нет ни эпитетов, ни развернутых метафор, ни сравнений… Стихотворение является классическим примером «безобразной образности». Но оно необыкновенно поэтично. За счет чего? Пушкин использует самые искренние и естественные для выражения чувств слова. (НЕ ХОЧУ ПЕЧАЛИТЬ ВАС, ЛЮБОВЬ ПУСТЬ БОЛЬШЕ НЕ ТРЕВОЖИТ, ТОМИМ ТО РЕВНОСТЬЮ, ТО РОБОСТЬЮ). Комментарий. О глубине переживания лирического героя, о силе его чувств свидетельствуют ключевые слова и единоначатие – анафора Вычитайте ключевые слова, укажите анафору. (ЛЮБИЛ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБИМОЙ; Я ВАС ЛЮБИЛ). Комментарий. Подчеркнутая смысловая точность словоупотребления сочетается у Пушкина с отказом от ненужных, пустых словесных «украшений», свойственных «высокому штилю» классицизма, сентиментализму, романтизму. Прокомментируйте синтаксические особенности стихотворения. Стихотворение состоит из двух строф, каждая представляет собой бессоюзное сложное предложение. Простые в составе бессоюзного сложного в первой строфе осложнены вводным словом БЫТЬ МОЖЕТ, во второй – рядами однородных членов. То есть синтаксические конструкции просты и прозрачны. Поэт в предложении оставляет только то, что необходимо для выражения главного смысла и достижения нужного эмоционального воздействия. Преобразования Пушкина в области русского литературного языка органично сочетались с преобразованиями в области литературы. |
7 | Вклад А.С.Пушкина в русскую литературу. |
8 | Пушкинские темы и мотивы в русской литературе XIX – XX веков. Сопоставительный анализ стихотворений. -Что объединяет эти стихотворения? (Названия; предмет описания - скульптура - фонтан «Девушка с кувшином» в Екатерининском парке Царского Села. Фонтан представляет собой фигуру сидящей на камне девушки с разбитым кувшином, из которого непрерывно льется вода. Одинаковы чувства лирических героев стихотворений – восторг, восхищение). Попробуйте указать явные различия. А) стихотворный размер. Пушкин выбирает гекзаметр – самый распространенный размер в античной литературе. Гекзаметром написаны поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада»: Встала младая с перстами пурпурными Эос… Сравните: Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила… Комментарий. Почему гекзаметр? Стихотворный размер указывает на связь с античностью, предметом изображения которой являлась красота во всех ее проявлениях. Каким размером написано стихотворение Ахматовой? Почему четырехстопным ямбом? Большинство произведений Пушкина написаны этим стихотворным размером. Следовательно, не только название стихотворения, предмет описания, но и сознательно выбранный Ахматовой размер сразу вызывают мысль о Пушкине. Б) Лексические особенности стихотворений. - Как создается описание фонтана в стихотворении Пушкина? (Словами с высокой, поэтической окраской: не девушка, а дева, не кувшин, а урна, не бесцельный, а праздный. Многочисленными повторами, которые усиливают впечатление неторопливости, значительности, торжественности речи: урну – из урны, дева – дева, сидит – сидит, над вечной - вечно, печально – печальна. Стихотворение звучит как гимн красоте, в нем утверждается вечность, нетленность прекрасного). Есть в стихотворении простые тропы? (Единственный эпитет – печально – характеризует деву). Как описывает фонтан Ахматова? (Подробно: дева «ослепительно стройна», «поджав незябнущие ноги, на камне северном она сидит и смотрит на дороги» …). Повторов слов у Ахматовой нет. Высоких, поэтических слов тоже нет... А что есть? Эпитеты («ослепительно стройна», «пруд лебединый», «смутный страх», девушка «нарядно обнаженная» …), метафоры («окровавлены кусты», «играли лучи»). Как вывод. С помощью тропов создается прекрасный образ сидящей на камне девушки. Следовательно, Ахматова развивает пушкинскую тему поклонения прекрасному, вслед за поэтом она утверждает нетленность красоты. НО обращение к уже ВОСПЕТОЙ девушке свидетельствует о трепетной любви к самому поэту, открывшему чудо красоты. Эта трепетность, отчасти страх и ревность отразились в великолепном оксюмороне, которым заканчивается стихотворение: Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной. |
9 | - Попытайтесь в стихотворении Ахматовой найти ещё мотивы-нити, указывающие на связь с творчеством Пушкина? (В случае затруднения прочитать первые строчки стихотворения.) Уже кленовые листы На пруд слетают лебединый, И окровавлены кусты Неспешно зреющей рябины. (Тема осени). -Что значила осень для поэта? (Любимое время года, пора вдохновения, пора литературных трудов). Прочитайте запомнившиеся вам строчки из стихотворений Пушкина. (Принцип монтажа). Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад – дорога промерзает, Журча, еще бежит за мельницей ручей, Но пруд уже застыл… Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно… Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Комментарий. Пушкин восторгается видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой, которые он воспринимает как символы вечного обновления жизни. |
10 | Пушкинские мотивы и темы в творчестве И.Левитана. Тонкими, золотыми, как осенний лист, нитями творчество Пушкина проходит через колоритный ковер многих выдающихся произведений русских художников. Особое место в этой галерее занимает творчество И.Левитана. Его называют «поэтом русской природы». Наиболее близка художнику, и в этом прослеживается связь с творчеством Пушкина, осенняя пора. Особое место среди произведений Левитана занимает картина «Золотая осень», написанная в 1895 году.) На картине близкий каждому из нас, знакомый с детства пейзаж, с его узкими речками, березовым лесом, полями и деревушками на дальнем плане. Он предстает перед нами в ярком убранстве золотой осени в ясный солнечный день. Художник как бы приглашает нас полюбоваться этой землей и прославлять вместе с ним торжествующую красоту природы. Складывается ощущение, что Левитан повторял про себя пушкинские строки: «Унылая пора! Очей очарованье!» интересно и то, что картина не навевает грустных мыслей о предстоящей зиме, ведь каждое время года имеет свою неповторимую прелесть. |
11 | Пушкинские темы и мотивы в творчестве И.Айвазовского. В своем творчестве Пушкин намечает темы и мотивы, которые станут основой философских, эстетических и нравственных приоритетов не только русской литературы, но всей русской культуры. Необходимой философской категорией для Пушкина становится свобода. Без свободы для поэта нет любви, нет дружбы, нет творчества. Особенно ярко звучит тема свободы, «вольности святой» в период Южной ссылки, а символом свободы становится море. Прочитайте первые строфы стихотворения «К морю». Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Что значит море для лирического героя? («Свободная стихия»). Что значит «стихия»? Комментарий. Стихия – нечто независимое, свободное от чьей-либо воли, поэтому «свободная стихия» — это свобода вдвойне, свобода абсолютная. Поэт чувствует восторг перед морем - символом свободы, ему грустно покидать его берега. Айвазовский посвятил Пушкину несколько своих замечательных работ: «Пушкин на берегу Черного моря», которая была создана в год пятидесятилетия со дня гибели поэта. В тот же год была написана и другая – одна из лучших картин «Прощание Пушкина с морем». |
12 | Музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель». Поэты передают переживания и эмоции с помощью слов. Художники – через композицию света и тени, сочетание красок и оттенков. Музыканты – через божественные, волнующие душу звуки. Когда мы вслушиваемся в мелодию, то у каждого из нас возникает в воображении свой осенний пейзаж, или засыпанный снегом заколдованный лес, или знакомые с детства строки из любимого стихотворения. Особенно тесно все эти темы переплетаются в образном мире А.С.Пушкина и русского композитора 20 века Г.В.Свиридова. Г.В.Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который можно назвать музыкальной иллюстрацией. Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Он обращается к творчеству великого поэта и создает цикл, посвященный повести А.С.Пушкина «Метель».) (Чтение отрывков из повести на фоне звучащей музыки.) «… Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь… На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. Скоро в доме всё утихло и заснуло. Маша окуталась шалью, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо. Служанка несла за нею два узла. Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу. Они насилу дошли до конца сада. На дороге сани дожидались их. Лошади, прозябнув, не стояли на месте; кучер Владимира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых. Он помог барышне и ее девушке усесться и уложить узлы и шкатулку, взял вожжи, и лошади полетели…» Комментарий. Метель как явление природы вмешивается в события, происходящие в повести, и путает планы героев. Метель в повести Пушкина и музыке Свиридова как будто «ведет» героев, заставляет их следовать судьбе. Поэтому метель выступает своеобразным ее символом. Свиридов, следуя за Пушкиным, выражает своим творчеством высокое этическое начало – верность долгу, слову, клятве. Именно эти традиции «лелеющей душу гуманности поэзии Пушкина» лежат в основе русской классической литературы и русского искусства 19 и 20 веков. |
13 | Пушкинская тема в кинематографии. Личность поэта, его судьба, его творчество нашли яркое воплощение в самом современном виде искусства – в кинематографе. |
14 | Пушкинская тема в скульптуре На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращают движение потоки людей и машин, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. На пьедестале всегда лежат цветы. Пушкин родился в Москве, неоднократно навещал город, будучи прославленным поэтом. Сколько раз он проезжал и проходил здесь, где теперь стоит в бронзе! Смотришь на его изваяние и в голову приходят строки. Какие? Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей бездумных, Я предаюсь своим мечтам… А.М. Опекушин приподнял памятник над обыденностью, над суетой жизни. Его Пушкин шествует через века, смотрит сквозь время. Строки из какого стихотворения высечены на постаменте? И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал… |
15 | На уроке мы попытались понять, каково значение Пушкина для русской культуры. Это только начало размышлений и раздумий, потому что Пушкин неисчерпаем. |
ДЗ: написать сочинение «Слово о Пушкине»