Материал к уроку литературы: А.С. Пушкин. Вольнолюбивая лирика. Стихотворение «Анчар»

21
15
Материал опубликован 2 November 2021

«А.С. Пушкин. Вольнолюбивая лирика «Анчар» Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы, условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения. Вершиной свободолюбивой лирики Пушкина является стихотворение “Анчар”

В стихотворении «Анчар» автор излагает мысли о природе тирании и рабства, облекая эти понятия в выразительные и волнующие образы. Стихотворение написано в 1828 году, после ссылки в Михайловское. К этому времени поэт убедился, что желанной свободы творчества ему не видать. Правительство и цензура запрещали стихотворения, Пушкин чувствовал себя угнетенно, печально, под таким настроением родился «Анчар», показывающий произвол, непоколебимость и давление власти. Оно аллегорично и глубоко символично

История создания пушкинского стихотворения «Анчар» очень необычна. На написание произведения поэта вдохновили два литературных источника. Первый – это древняя легенда, повествующая о сильно ядовитом древе. Второй – ученые труды доктора Фуше. В своем трактате Фуше рассказал о дереве, которое растет на острове Ява. Это полулегендарное растение полностью ядовитое, от корней до листьев. Именно к нему вожди отправляли преступников, приговоренных к смертной казни. Обреченные приносили яд, а сами мучительно погибали. Получив заветную отраву, вожди смазывали ею стрелы – и разили врагов. Видимо, Пушкин взял за основу эти истории, но наполнил их сугубо личным смыслом

Для справки: лишь спустя двести лет это растение было детально изучено и миф о нем, как о дереве смерти, был развеян. Анчар – вечнозеленое дерево, которое распространено на Яве. Птицы совершенно спокойно садятся на его ветви, ветви и листья у анчара не ядовиты, и никаких ядовитых испарений дерево не испускает. Поэтому все части дерева полностью неопасны и для животных, и для человека. Ядовитым оказался всего лишь млечный сок растения, который выделяется, если переломить ветку анчара. Именно этим соком и пользовались туземцы для своей охоты. Они смазывали им наконечники стрел.

Главная тема стихотворения – мировое зло, которое рассматривается как с философской, так и с социальной точки зрения. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Его символом становится “древо смерти” – анчар. С ним соотносится философская проблема жизни и смерти

Вместе с тем поэт обращается в стихотворении к важнейшей теме, проходящей через все его творчество, - теме свободы и тирании, но раскрывает ее в социальном плане. В “Анчаре” Пушкин представляет свой взгляд на ту систему, где существует неограниченная власть одного человека (князя или царя) над другим. Поэт видит в этом источник зла. К анчару не прикасается ничто живое, понимая опасность такого контакта. Но к дереву один человек, наделенный властью, посылает другого человека. Подчиненный ничего не может возразить, отправляется в путь, приносит яд и погибает. Так Пушкин показывает, что несправедливая власть, которой дозволено все, является самым страшным злом, а вовсе не анчар, которого таким создала природа

Основная проблема - неограниченная власть правителя. Мрачного взгляда владыки более чем достаточно: раб с готовностью идет на смерть. Он фактически совершает самоубийство, отправившись в путь за ядом. Более того, своим жертвоприношением он обрекает на гибель соседей, которые ничего плохого ему не сделали. Значит, тирания и рабская зависимость от нее противопоставляются самой жизни, ведь они несут только смерть

В стихотворении обличаются такие пороки, как деспотизм и эгоизм «владык», а раб олицетворяет их противоположность — полное подчинение, безропотность. Он не способен возразить монарху, лишь молча смиряется с судьбой. Человек покоряется, но при этом именно он и несет смерть людям. В мировоззрении автора смирение – еще больший грех, чем сама деспотическая власть. Именно холопский страх делает тиранию возможной. Таким образом, зло порождает зло

Род — лирика. Жанр можно определить как лирическое (философское) стихотворение, в котором проступают характерные черты баллады Лирическое стихотворение малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или лирического героя. В стихотворении  описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения Философское (лирическое) стихотворение, направленное на философское  осмысление мира и человека и являющееся проявлением  философских  взглядов лирического героя Баллада – лиро-эпическое произведение,  рассказ, изложенный в  поэтической форме,  исторического, мифического или  героического характера. Сюжет  баллады  заимствуется из  фольклора. Баллады часто  кладутся на музыку. Притча небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме

Композиция = построение Первая часть Вторая часть Зло в природе Зло в обществе Дается описание ядовитого дерева Рассказывается о всесильном владыке Первый образ – зловещая картина пустыни. Среди выжженной земли стоит дерево. Растение полнится ядом, который просачивается даже сквозь стенки ствола. Древо окружает полная тишина. Так поэт символически показывает, что местность лишена жизни (нет движения – значит нет и жизни). Атмосфера вокруг ядовитого творения отдает смертоносностью, тлетворностью. Дождь, который попадает на листья растения, смешивается с ядом, и становится опасным. Земля вокруг тоже пропиталась ядовитыми парами. Второй фрагмент посвящается портрету царя. Правитель долго не думает. Без сомнений в правильности своего решения, император приказывает рабу принести яд с гибельного дерева. Яд – это оружие, необходимое царю, чтобы вести завоевательные войны. Подданный императора знает, что идет на верную гибель, но молча выполняет приказ.

Подберите эпитеты к ключевым образам 1 части стихотворения: Анчар Пустыня Почва Степи День Вихорь Дождь Песок Зелень Грозный часовой, один во всей вселенной, древо смерти Пустыня чахлая и скупая Зноем раскаленная Жаждущие Гнева Черный, тлетворный Ядовит Горючий Мертвая Эпитеты, придающие картине характер живого и человекоподобного существа, как бы наделяют ее свойствами человека. Это заставляет нас воспринимать пустыню в первых строках стихотворения как злое существо, имеющее злую волю и являющееся активным создателем окружающего зла.

Пушкин ещё в юности усвоил то, что излагал в своих лекциях профессор Куницын: «Кто нарушает свободу другого, тот поступает против его природы. Всякое нападение, чинимое несправедливо на человека, возбуждает в нас негодование». «Все люди как нравственные существа между собою совершенно равны, ибо все имеют одинаковую природу, из которой проистекают общие права человечества», - А.П. Куницын Этим негодованием проникнуто стихотворение «Анчар». Об этом вторая часть стихотворения

Стихотворение раскрыло противоречие своего времени: право одного человека распоряжаться судьбой других. Право помещика вершить участь крепостного, право царя решить судьбы своих, да и порой чужих граждан. Сила пушкинского обобщения вышла за пределы своего времени. Обстоятельства, когда человек посылает, приказывает содеять зло, и по сей день не единичные явления в мире Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. Но человека человек послал К анчару властным взглядом : И тот послушно в путь потёк И к утру возвратился с ядом.

Поэт в небольшом лирическом стихотворении раскрыл суть отношений между людьми. Общество осуждено им, потому что в нем правят антигуманные законы, потому что социальные отношения превращают одного человека во владыку, действующего сознательно во вред такому же человеку, а другого - в послушного раба. В обоих все человечество искажено. Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла. Именно послушание раба, его покорность выполнить волю деспота служит делу деспотизма

Раб — не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчёркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в соседние страны: раб «послушно в путь потёк», а князь разбросал «послушливые стелы». Во владыке подчёркнуты властность, равнодушие к судьбе человека, злобность и агрессивность. Зло, которое несёт князь, превосходит природное зло. Анчар губит всё живое в пределах своего обитания, а князь шлёт гибель за границу своих владений, посылает отравленные стрелы не врагам, а соседям

Художественные средства: Эпитеты : раскалённая почва, мёртвая зелень, дерево смерти, жаждущих степей. Метафоры : природа в день гнева породила, корни ядом напитала, туча оросит, послушно в путь потек. Гипербола : один во всей вселенной. Сравнение : Анчар, как грозный часовой; струился хладными ручьями. Антитеза: противопоставление царя и раба Инверсия: “зелень мертвую“, “вихорь черный”. аллитерация: готическая атмосфера, тревожность, напряженность, мрачность текста достигается также с помощью аллитерации; поэт сталкивает слова, в которых присутствуют согласные звуки (особенно акценты расставляются на звуках «п», «ч»).

Стихотворение написано Пушкиным четырехстопным ямбом. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк: В пустыне чахлой и скупой, На почве зноем раскаленной, Анчар как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной Повторим!

В стихотворении «Анчар» Пушкин призывает нас хранить гуманистические основы мира, вступая в борьбу со злом, в каких бы формах оно ни выражалось. Это остается актуальным для всех людей и во все времена

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо большое Вам, Ирина Владимировна, за помощь коллегам!

2 November 2021

Юлия Васильевна, большое спасибо за отзыв!

3 November 2021

Благодарю Вас, Ирина Владимировна, за новую презентацию - хорошо продуманный, грамотно выстроенный, содержательный урок!

2 November 2021

Людмила Юрьевна, спасибо за поддержку, за отзыв. Очень приятно!

3 November 2021

Спасибо большое, Ирина Владимировна, за презентацию.

2 November 2021

Людмила Павловна, большое спасибо за отзыв!

3 November 2021

Глубокий, содержательный материал. Спасибо

3 November 2021

Ирина Геннадьевна, спасибо за поддержку!

3 November 2021

Ирина Владимировна, очень нравятся Ваши презентации к урокам! Работы всегда очень интересные и эстетично оформленные! Спасибо!

3 November 2021

Елена Владимировна, большое спасибо за отзыв, буду рада, если мои работы пригодятся коллегам в работе!

3 November 2021

Ирина Владимировна, прекрасная работа! Всё подробно, логически выстроено, очень хорошие иллюстрации! Спасибо большое!

3 November 2021

Наталья Юрьевна, спасибо за отзыв, очень приятно!

3 November 2021

Замечательный ресурс! Ярко! Интересно! Нет ничего лишнего! Спасибо за помощь,Ирина Владимировна!

3 November 2021

Марина Юрьевна, очень приятно получить от вас отзыв, спасибо!

3 November 2021

Будем ждать новых работ!

3 November 2021