12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фокина Лидия Петровна39697
Россия, Новосибирская обл., ст. Евсино
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ  ст. Евсино Искитимского района Новосибирской области

Предмет: литературное чтение

Тема: А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Целевая аудитория: учащиеся 3 класса

Цель: знакомство учащихся с произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Задачи:

развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам;

учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство создания картин;

воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам.
Организационный момент

Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина.

СЛАЙД 2

Речевая разминка

Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.

Я с морозами дружу,

Землю заметаю.

Прилетаю и кружу,

Песню завываю.

Ветерок – мой младший брат –

Мне всегда бывает рад. (Метель, пурга, вьюга, буран.)

Прочитайте с вопросительной интонацией, затем с утвердительной интонацией (еще: с веселой, грустной.)

Прочитайте так, как считаете нужным, чтобы передать смысл загадки.

Актуализация знаний. Введение в тему

У этой загадки может быть несколько отгадок. Что вы можете сказать об этих явлениях природы? (Высказывания учащихся.)

СЛАЙД 3

Расшифруйте, что написано на доске (читайте только русские буквы).

SЗLИWMGHIESE LУNTPSWOL

(Зимнее утро.)

Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием? (Предположения учащихся.)

СЛАЙД 4

Откройте учебник на с. 66–67. Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Хотите что-нибудь добавить к сказанному?

Работа над стихотворением «Зимнее утро»

(Стихотворение читает учитель, или прослушивается аудиозапись.)

Что вам особенно понравилось в стихотворении?

СЛАЙД 5

Словарная работа

Какие слова были непонятны?

Нега – блаженство.

Аврора – утренняя звезда.

Северная аврора – заря, зимнее утро.

Вечор – вчера.

Ны́нче – сегодня.

Самостоятельная работа

Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте разделить его на части.

(Учащиеся выполняют задание.)

Прочитайте первую часть. О чем в ней говорится? (Поэт обращается к кому-то со словами «Пора, красавица, проснись…».)

Прочитайте вторую часть. (Во второй части описывается, как накануне злилась буря и было очень печально.)

Прочитайте третью часть. (В третьей части перед нами предстает прекрасная зимняя картина: блестя на солнце, снег лежит, ель сквозь иней зеленеет, речка подо льдом блестит.)

Прочитайте четвертую часть. (В этой части перед нами картина освещенной светом комнаты, в которой трещит затопленная печь. Значит, там тепло и уютно.)

Пятая часть? (В последней части поэт приглашает свою героиню прокатиться по утреннему снегу.)

Одинаковым ли тоном вы будете читать все стихотворение?

(Нет. Сначала громко, выразительно, бодро. Потом с чувством грусти, печали. Затем спокойным, но звонким голосом.

А вот последние шесть строчек снова громко, призывно.)

Ребята, в этом стихотворении мы увидели резкую смену настроения и картин в произведении. Такой прием называется антитезой, или противопоставлением. Как вы думаете, почему поэт использует этот прием? (Поэт использует его для яркости образа, для усиления выразительности. Одно как бы оттеняет другое.)

Подготовка к выразительному чтению стихотворения

Почему Александр Сергеевич вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?

Работа в паре

Поработайте с товарищем по парте. Прочитайте друг другу стихотворение выразительно.

Прочитайте выразительно стихотворение классу. (Выразительное чтение учащимися.)

Средства выразительности, использованные Пушкиным в стихотворении «Зимнее утро»: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и некоторые другие

СЛАЙД 6

Эпитеты

Это как правило прилагательные. В литературном произведении они служат для описания объектов, мест, людей. В стихотворении использованы следующие эпитеты.

чудесный (день),

прелестный друг,

мутном (небе),

голубыми (небесами),

бурую (кобылку),

нетерпеливого коня,

пустые (поля),

милый берег.

СЛАЙД 7

Сравнения

Луна как бледное пятно. В густом тумане или снежном вихре луна виднелась бледным пятном. По другому ее воспринимать было трудно.

Рефлексия

Подведение итогов урока

Чем мы занимались на уроке?

Выполнили мы учебную задачу?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро».

Приложение 1 "Презентация к уроку"
А.С. Пушкин «Зимнее утро»PPTX / 1.15 Мб
Примеры слайдов

t1698856047.JPG
g1698856068.JPG
o1698856079.JPG
q1698856093.JPG
y1698856103.JPG
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Лупей Виктория Владиславовна, 02.11.23 в 09:08 1Ответить Пожаловаться
Отличная работа! Спасибо за помощь коллегам, Лидия Петровна!
Фокина Лидия Петровна, 02.11.23 в 11:45 0Ответить Пожаловаться
Виктория Владиславовна! Большое спасибо за внимание к работе и оценку моего труда.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.