Урок литературного чтения для 2 класса «Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

1
0
Материал опубликован 9 February 2017

Литературное чтение

Тема: Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

Цели:

•Познакомить учащихся с новым произведением.

•Знакомство с жизнью и творчеством Астрид Линдгрен, заинтересованность учащихся её произведениями, умение рассказывать о героях и их поступках, понимание позиции автора и выражение свого собственного мнения.

• Вспомнить ранее прочитанные сказки, их героев, приметы сказки.

•На примерах героев Линдгрен воспитывать доброту, желание и умение совершать добрые поступки; учить взаимовыручке, умению дружить и заботиться о других.

•Посредством различных видов искусства развивать в детях чувство прекрасного; обогащение внутреннего мира ребенка через книгу.

Задачи урока:

Дидактические: обобщение и систематизация знаний о биографии и творчестве Астрид Линдгрен; определять главную мысль произведения; самостоятельное изучение произведений А.Линдгрен, анализ характеров главных героев;

Воспитательные: на примерах героев Линдгрен воспитывать доброту, желание и умение совершать добрые поступки; учить взаимовыручке, умению дружить и заботиться о других.

Развивающие: посредством различных видов искусства развивать в детях чувство прекрасного; обогащение внутреннего мира ребенка через книгу; развивать познавательную активность и инициативу.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point

Оборудование: портрет Астрид Линдгрен , выставка книг Астрид Линдгрен , компьютер, проектор, экран

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

1. Организационный момент

2. Мобилизующий этап

3. Актуализация знаний

1 слайд (заставка)

Звонок, друзья! Внимание!

Урок, работа – ЗНАНИЯ!

Я приглашаю вас, друзья, на сегодняшнем уроке литературного чтения в классное путешествие.

1. Прежде, чем начать урок, вспомните, над каким разделом мы с вами работаем на уроках литературного чтения. («Сказочные человечки»)

- А вот вспомнить сказочных человечков, с которыми мы уже познакомились на предыдущих уроках, нам поможет викторина. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, таким образом, мы определим самого внимательного читателя.

Вопросы викторины: 2 слайд

1.Жанр литературы, в котором происходят волшебные превращения. Может быть волшебной, бытовой,о животных. (Сказка)

2. Деревянный мальчик, который больше всего на свете любил страшные приключения. (Буратино)

3. Какой предмет помог Буратино открыть волшебную страну?(Ключик)

4. Главный герой повести – сказки, в которой яичная скорлупа превращается в тучки для путешествий. (Муми - тролль)

5. Кто автор этой сказки? (Туве Янсон)

6. При встрече с этим героем все тут же начинали плакать. (Чиполлино)

7. В какой стране родилась эта сказка? (Италия)

8.Сказочный герой – обладатель волшебного кольца, исполнявший не слишком складные дразнилки. (Хоббит)

9. Соберите из букв слово: О, Л, Ь, Б, И, Б.

10. Дети у доски рассказывают диалог Чиполлино и Мастино.

Из какой сказки этот диалог?

11. Угадай, кто из сказочных героев исполнял эту песенку:

Кто ходит в гости по утрам,

Тот поступает мудро!

Я прихожу к своим друзьям,

Едва забрезжит утро! (Винни - Пух)

12.Назовите, какие произведения сочинял Винни-Пух?

(Сопелки, Кричалки, Пыхтелки, Шумелки, Вопилки)

- Итак, самым внимательным читателем (по количеству набранных жетонов) оказался…… (вручается памятная медалька «Лучший читатель»)

- Что объединяет эти сказки? (авторские, о сказочных человечках)

2. Совет-рекомендация учителя.

3 слайд

– Сегодня мы начинаем читать последнюю сказочную повесть из раздела «Сказочные человечки», которую я очень советую вам прочитать целиком. Почему? Причин две.

Во-первых, её героев многие из вас уже знают и любят, но чаще не по книге,

а по мультфильмам.

Во-вторых, автор этой книги – настоящая фантазёрка и выдумщица, поэтому её книги увлекательны и необычны.

 

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

4. Изучение нового материала

Тема и цели

урока

Работа с текстом до чтения

3. Знакомство с автором произведения.

Передо мною лежит интересная сказочная повесть.

Начинается она с таких строк: «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон».

Вам наверное интересно узнать, кто автор этой сказочной повести?

4. Работа с текстом в группах.

Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы лежит на столе информационный материал, из которого вы узнаете сведения об авторе, произведение которого мы будем сегодня читать.

Кто назовет имя автора? Кто же настоящая фантазёрка и выдумщица?

Чьи книги увлекательны и необычны? 4 слайд

 

1 ГРУППА 5 слайд.

Астрид Эрикссон родилась 14 ноября 1907 года в Швеции, в семье земледельца. В 1914 году Астрид пошла в школу. Она хорошо училась, а особенно давалась девочке – выдумщице литература. Своё детство Астрид считала необыкновенно счастливым. В 17 лет Астрид занялась журналистикой, работая в местной газете. Затем она переехала жить в Стокгольм, и вскоре Астрид Эрикссон вышла замуж и стала Астрид Линдгрен .

2 ГРУППА 6 слайд

В молодой семье родилась девочка, которая очень часто болела. Она каждый вечер просила маму сочинить ей что-нибудь интересное .

Однажды, она неожиданно попросила рассказать о Пеппи. Мама даже не спросила, кто это, и тут же сочинила смешную сказку, чтобы развеселить дочь.

Это была сказка – «Пеппи Длинный чулок». Книжка молниеносно стала популярной. С тех пор сказки Астрид Линдгрен, одна за другой, словно голубь с ладони, взлетали в мир.

3 ГРУППА 7слайд.

Дети всего мира с большим желанием читают сказки о приключениях и путешествиях ее красочных, добрых и веселых героев.

Но, пожалуй, не хватает самого любимого детьми всего мира героя.

Отгадайте кто это?

(музыка звучит)

КАРЛСОН 8 слайд

 

9 слайд.

Назовите с каким произведением мы сегодня познакомимся.

Кто автор(дети называют)

– Сегодня мы начинаем читать последнюю сказочную повесть из раздела и

с большим удовольствием познакомимся с ее героями.

Поднимите руки, кому из вас нравится Карлсон?

Проблемный вопрос:

Почему же Карлсон, так нравится не только вам, но и другим детям и взрослым? – мы должны выяснить, прочитав это произведение.

5. Работа с текстом до чтения.

– Мы будем читать книгу целиком? (Отрывки.)

Работа с иллюстрацией.

– Кто это изображён на иллюстрации?

– Где же он живёт?

-Почему он так свободно сидит на крыше и даже не боится упасть?

-Что делает Карлсон на крыше?

-Обратите на выражение лица Карлсона! (мечтает, фантазирует)

– Мы уже читали о гномах, о хоббитах, о куклах, но никто из них не умел летать. Помните, как хотел стать тучкой Винни-Пух, как катались на облаках Муми-тролли?

Но разве может сравниться с ними жизнь и приключения сказочного летающего человечка!

ФИЗМИНУТКА

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение по частям. Первую часть учащиеся читают про себя самостоятельно. Вопросы после чтения:

10 слайд

– В начале текста писательница шесть раз повторяет слово обыкновенный.

С какой целью? (Убедить читателей в том, что всё, что будет дальше, может случиться с каждым.)

11 слайд

– Почему все дети в семье названы по именам, а Малыш – нет?

(Он самый обыкновенный мальчик, не важно, как его зовут.)

– Прочитайте, как выглядит обыкновенный мальчик Малыш.

– Если Малыш – совсем обыкновенный, то Карлсон во всём необычен.

Расскажите о нём. 12 слайд

– С кем сравнивает автор летящего Карлсона? (директором)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

– Как вы понимаете слова самоуверенный, хитроумный моторчик?

(изобретательный, хитро придуманный, хитроумное устройство)

– Только Малыш знает о существовании Карлсона. Взрослые его просто

не замечают. Вот как это объясняет писательница:

Видимо, жильцы дома просто не догадываются поселиться на крыше.

Ведь они не знают, что у Карлсона там свой домик, потому что домик этот

спрятан за большой дымовой трубой. И вообще, станут ли взрослые обращать внимание на какой-то там крошечный домик, даже если и споткнутся о него?

Как-то раз один трубочист вдруг увидел домик Карлсона. Он очень удивился и сказал самому себе:

– Странно... Домик?.. Не может быть! На крыше стоит маленький домик?.. Как он мог здесь оказаться?

Затем трубочист полез в трубу, забыл про домик и уже никогда больше о нём не вспоминал.

Вот такой необычный человечек появился однажды в жизни Малыша.

Но пора узнать, а как же познакомились Малыш и Карлсон. Давайте читать дальше. Но прежде чем мы начнём читать текст по учебнику, послушайте, в какой день случится это знакомство.

Чтение текста хорошо читающими детьми по ролям.

Их знакомство произошло в один из тех неудачных дней, когда быть малышом не доставляло никакой радости, хотя обычно быть малышом чудесно. Ведь Малыш – любимец всей семьи, и каждый балует его, как только может. Но в тот день всё шло шиворот-навыворот. Мама выругала его за то, что он опять разорвал штаны, сестра крикнула ему: «Вытри нос!», а папа рассердился потому, что Малыш поздно пришёл из школы.

–« По улицам слоняешься!» – сказал папа.

Но ведь папа не знал, что по дороге домой

Малышу повстречался щенок. Милый, прекрасный щенок, который обнюхал Малыша и приветливо завилял хвостом с таким видом, словно хотел стать его щенком.

Если бы это зависело от Малыша, то желание щенка тут же осуществилось бы. Но беда заключалась в том, что мама и папа ни за что не хотели держать в доме собаку. А кроме того, из-за угла вдруг появилась какая-то

тётка и закричала: «Рики! Рики! Сюда!» – и тогда Малышу стало совершенно ясно, что этот щенок уже никогда не станет его щенком.

Похоже, что всю жизнь проживёшь вот так, без собаки, – с горечью

сказал Малыш, когда всё обернулось так скверно. – Вот у тебя, мама, есть

папа и брат, и с Бетан тоже всегда вместе. А у меня – у меня никого нет!..

– Дорогой Малыш, ведь у тебя все мы! – сказала мама.

– Не знаю... – с ещё большей горечью произнёс Малыш, потому что ему

вдруг показалось, что у него действительно никого и ничего нет на свете.

Впрочем, у него была своя комната, и он туда отправился.

1.Что же расстроило Малыша в тот день?

2.Каким он себя чувствовал? (Одиноким, несчастным, обиженным.)

3.Можем ли мы сказать, какой был Малыш? (Добрый, любящий животных, мечтательный.)

Чтение 2-й части. Диалог с автором, комментированное чтение.

Образец чтения:

Стоял ясный весенний вечер, окна были открыты, и белые занавески медленно раскачивались, словно здороваясь с маленькими бледными звёздами, только что появившимися на чистом весеннем небе. Малыш облокотился о подоконник и стал смотреть в окно.

Вдруг он услышал какое-то слабое жужжанье. (В. Интересно, что это за жужжанье? О. Ответы-предположения детей.)

Оно становилось всё громче и громче, и вот, как это ни покажется

странным, мимо окна пролетел толстый человечек. Это и был Карлсон, который живёт на крыше. Но ведь в то время Малыш ещё не знал его.

Карлсон окинул Малыша внимательным, долгим взглядом и полетел дальше.

(В. Почему так долго и внимательно Карлсон смотрит на Малыша?

О. Ответы-предположения детей.)

Набрав высоту, он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и повернул назад, к окну. (Очевидно, Карлсон понял, кому он сейчас нужен.) Затем он набавил скорость и пронёсся мимо Малыша, как настоящий маленький самолёт. Потом он сделал второй круг. Потом третий...

В. Чего добивается Карлсон? О. Ответы-предположения детей.)

Малыш стоял не шелохнувшись и ждал, что будет дальше. У него просто дух захватило от волнения.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: дух захватило от волнения (было трудно дышать от избытка чувств, от сильных переживаний)

и по спине пробежали мурашки (В. Отчего?) – ведь не каждый день мимо окон пролетают маленькие, толстые человечки .

3. Работа с текстом после чтения.

Обобщающая беседа.

- Вы поняли, в какие минуты появился Карлсон в жизни Малыша?

(Когда Малыш почувствовал себя лишним, обиженным, иными словами, когда мальчику стало жалко себя. Здесь и появляется во всех отношениях.)

«лучший в мире» Карлсон, который поможет Малышу забыть о неприятностях.)

-Что вам показалось смешным?

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Итог.

Домашнее задание.

Реексия

– Что мы сегодня делали на уроке? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Проблемный вопрос:

Прочитав сегодня две части из всего произведения, можем ли мы ответить на вопрос? -Почему же Карлсон так нравится многим детям и взрослым? (выдумщик, фантазер, шутник, проказник , самый лучший летун, друг)

13 слайд

В Швеции в городе Стокгольм существует музей сказок Астрид Линдгрен

 

14 слайд Выполнить в тетради задание ??????

15 слайд

Перед вами лесенка. Займите ту, ступеньку которая соответствует состоянию вашей души после знакомства с произведением и его героями. (рисуется лесенка с 4 ступенями. У каждой своё название:

вам было интересно

вам было одиноко

вы себя чувствовали фантазерами

вам было комфортно

Как бы вы сами оценили свою работу? (в дневниках)


 

 

 
     

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.