Урок литературного чтения во 2 классе «Айога»
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема урока: «Айога» (Нанайская сказка)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: знакомство учащихся с новым произведением, восприятие и осмысление нового учебного материала
Задачи: познакомить учащихся с нанайской народной сказкой «Айога»;
создать условия для развития устной речи путем постановки и ответов на вопросы,
развивать способности учащихся анализировать поступки героев,
воспитывать любовь к матери, к труду, умение работать в коллективе
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная , фронтальная, в парах и в группах.
Ресурсы: учебник «Литературное чтение 2 класс»
конспект, флипчарт, ЦОР, источники дополнительной информации (энциклопедия. толковый словарь),
раздаточный дидактический материал, оценочные листы, схемы-опоры, карточки со словарными словами, карточки с
пословицами, стикеры
План урока
1. Вызов
· Эмоционально-психологический настрой «Солнышко».
· Проверка домашнего задания в парах (Оценочный лист)
· Коллективная работа: «Мозговой штурм»
· Целеполагание
· Инсценировка
2. Осмысление
· Индивидуальная работа «Расшифруй слово»
· Работа в группах: исследовательская работа, словарная работа
· Первичное ознакомление с содержанием сказки
· Физминутка
· Работа в группах: Составление вопросов низкого и высокого порядка по данному отрывку из текста, «Карусель»
3. Применение
· Составление синквейна
· Работа с пословицами «Найди соответствие»
4.Рефлексия
· Вывод: Можно ли гордиться красотой?
· Дифференцированное домашнее задание
· Приём «Туча, солнце, дождик»
Ход урока
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Модули |
||||
1.Вызов · Эмоционально-психологический настрой «Солнышко».
· Проверка домашнего задания в парах (Оценочный лист)
· Актуализация знаний Коллективная работа: «Мозговой штурм»
· Тренинг «Мостик дружбы»
|
1
5
2
2
1
5 |
Эмоционально-психологический настрой «Солнышко» Закройте глаза, вытяните руки ладонями вверх. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики тепло идет по всей руке. Руки успокоились, опустились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают наши ножки, стопы. Дышим легко и свободно. Представьте, что ваш живот это шарик или мячик. При вдохе шарик слегка поднимается, на выходе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Глазки тихо открываем, Поморгаем, поморгаем… Улыбнёмся друг другу глазами И вперёд за новыми знаниями! Деление на группы У вас на партах Листы оценивания. Сейчас вы в парах проверите выполнение домашнего задания по критериям оценивания · Пересказ – 4 балла
Коллективная работа Постановка учебной задачи. - Перед вами солнышко. Посмотрите на него и попытайтесь выбрать, чем бы вы хотели заняться на этом уроке? На доске солнышко, в центре которого размещено слово «хочу» и ряд слов: *читать *слушать *играть *составлять и отвечать на вопросы *сравнивать *исследовать *инсценировать *петь *прыгать *спать - Давайте попробуем поставить учебную задачу на урок, связав ее с темой «Сказки». (Наша задача узнать новое о сказках, уточнить то, что уже знаем) У каждой группы на столах необходимые ресурсы. Вспомните правила работы в группах. Распределите роли.(Спикеры) Побуждение Инсценировка диалога (подготовленные дети) - Бабушка, расскажи мне сказку. - А какую хочешь сказку, внучек? - Бабушка, а разве сказки бывают разные?
- А как вы считаете? - Я думаю, что сказки бывают разные
Работа в группах. Составление постера «Сказки» Защита, выступление спикеров.
СКАЗКИ / \ народные авторские / \ \ волшебные о животных бытовые ВЫВОД: Сказки - это один из жанров устного народного творчества. Они бывают народные и авторские, волшебные, бытовые, а также сказки о животных. З Х У - Что я знаю? (Знаю : 1 2 3 ХОЧУ ЗНАТЬ: 1
2
УЗНАЛ: 1. 2. |
Выполняют указанные действия, успокаиваются, настраиваются на учебную деятельность
Подписывают листы оценивания. Повторяют критерии оценивания Проверка домашнего задания в парах
Слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении постановки задач на урок
Социометрия, креативность мышления
Распределились на группы. Вспомнили правила работы в группе. Обязанности каждого. Выступление подготовленных детей
Составление постера «Сказки» Презентация
Формулировка вывода |
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями Новые подходы в обучении.
Оценивания для обучения (ОдО) Новые подходы в обучении.
Управление и лидерство в обучении.
Новые подходы в обучении.
Обучение талантливых и одарённых учеников
Обучение критическому мышлению
Использование ИКТ в преподавании и обучении.
|
||||
2. Осмысление · Индивидуальная работа «Расшифруй слово»
· Целеполагание.
· Исследовательская работа
· Пополнение и активизация словаря учащихся
· Первичное ознакомление.
· Работа над содержанием сказки
· Физминутка
· Работа в группах Составление вопросов низкого и высокого порядка. |
1
3
2
5
1
1
5 |
Сообщение темы урока
Прочитайте вопрос. Выскажите своё мнение. Можно гордиться красотой?
Индивидуальная работа
Используя знаки под буквами, расшифруйте слово. (Айога)
- Литературное произведение, с которым мы сегодня будем работать называется Айога.
- К какому жанру относится это произведение? (сказка) - Верно, это нанайская народная сказка.
- Знаете ли вы что-нибудь о нанайском народе? (нет). Какие источники информации могут нам помочь? Энциклопедии, интернет, интервью. Исследовательская работа. Поиск информации. Нана́йцы — коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли. Общая численность нанайцев — 12,2 тыс. человек. В прошлом нанайцы имели только имена; отчеств и фамилий не было и т.д. - Что вы узнали о нанайском народе?
Подготовка к восприятию текста. Словарная работа. В тексте нам встретятся новые слова, значение которых нам неизвестно. Кто знает значение этих слов?
Первичное слушание текста сказки Почему это произведение называется сказкой? Аудио прослушивание сказки «Айога»
Первичное восприятие сказки Проверка понимания прочитанного (Диалог «Учитель-ученик») - Понравилась ли вам сказка? - Почему это произведение сказка? - К какой группе сказок ее можно отнести? - Что вам понравилось в сказке? -Что удивило? -Чем вы огорчились?
Физкультминутка.
Творческая работа. Чтение сказки учениками по частям. Придумайте «тонкие» и «толстые» вопросы. Запишите по одному вопросу . Перед вами таблицы – помощницы для составления вопросов
1 группа – 1 часть (до слов …всё любуется собой)
2 группа – 2 часть (до слов … и принесла воды, сколько надо)
3 группа - 3 часть (до слов …и отдала соседской девочке
4 группа - 4 часть (до конца сказки)
|
Дети высказывают своё мнение, рассуждают
Дети расшифровывают слово «Айога»
Пользуются дополнительными источниками информации: энциклопедией, интернетом, вопрос взрослым (телефонный звонок) Осуществляют поиск нужной информации
Объяснение лексического значения слов
Аудиопрослушива ние, следят по учебнику
Диалоговая беседа Учитель-ученик Отвечают на вопросы
- Эта сказка бытовая
Выполняют движения
.
Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.
Учатся составлять «тонкие» и «толстые" вопросы и отвечать на них предложениями.
Задают свои вопросы другой группе по кругу
Диалоговая беседа ученик-ученик |
Обучение критическому мышлению
Использование ИКТ в преподавании и обучении
Обучение талантливых и одарённых учеников
Использование ИКТ в преподавании и обучении
Новые подходы в обучении. (диалоговое обучение)
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями
Новые подходы в обучении. (диалоговое обучение)
Обучение талантливых и одарённых учеников.
|
||||
3. Применение · Составление синквейна
· Найди соответствие. Докажи.
|
3
1 |
Составьте синквейн
Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа? · Каков мастер … люби и саночки возить. · Любишь кататься,… а по делам смотри. · Не по виду суди, ... такова и работа. |
Дети формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью
Работают в группе Аргументируют свой выбор
|
Обучение критическому мышлению
Обучение критическому мышлению
|
||||
4. Рефлексия
· Связь с реальной жизнью
· Информация по домашнему заданию
· Рефлексия
|
2
2
2
2 |
Коллективная работа Определение основной мысли сказки. Вывод: В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)? Домашнее задание (дифференцированное) · Перескажи сказку «Айога» от лица соседской девочки (мальчика) · Напиши письмо Айоге · Придумай своё продолжение сказки.
«Туча, солнце, дождик»
Оценки за урок по листу оценивания.
|
Переносят вымышленные события в реальную жизнь. Делают выводы.
Выбор домашнего задания
Прикрепить на доске стикер под солнцем, тучкой дождиком |
Обучение критическому мышлению Обучение талантливых и одарённых учеников. Новые подходы в обучении. Оценивание обучения (ОО) |
Чабанова Светлана Новомировна