Урок литературного чтения на тему «М. Пришвин "Ребята и утята"» (2 класс)
Конспект урока
Литературное чтение 2 класс
Тема: М.Пришвин «Ребята и утята»
Цели: - познакомить учащихся с творчеством М.Пришвина;
- развивать навыки выразительного чтения, развивать фонематическое восприятие, слуховой ритм, скорость чтения вслух, повышать интерес к чтению;
- учить выделять смысловые части, плохие и хорошие качества человека в рассказе;
- воспитывать любовь к природе, к животным.
Планируемые результаты:
Предметные: Обучающиеся познакомятся с творчеством М.Пришвина, будут прогнозировать содержание текста по его заглавию, воспринимать на слух прочитанное.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные: соблюдать речевой этикет, аргументировано отвечать, работать в парах.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать с целью выделения признаков.
Личностные: нраственно-эстетическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей).
Ход урока:
1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
2. Упражнение для тренировки техники чтения: «жужжащее» чтение книг детьми (5мин).
Данный прием подразумевает, что все дети читают вслух одновременно, в полголоса, чтобы не мешать друг другу.
3. Речевая разминка для совершенствования речевых навыков, отработки дикции, подготовка к творческой деятельности. (текст – на доске)
- Следим за правильным произношением звуков. Громко, тихо, шепотом (развитие голосового аппарата). Быстро, умеренно, медленно (темп речи).
Мы будем выговаривать Мы будем разговаривать Правильно и внятно, Чтобы было всем понятно. Ши-ши-ши, ши-ши-ши, что-то шепчут камыши. Ше-ше-ше, ше-ше-ше, это утка в камыше. Ша-ша-ша, ша-ша-ша,выходи из камыша. Ше-ше-ше, ше-ше-ше, нет уж утки в камыше. Ши-ши-ши, ши-ши-ши, что же шепчут камыши?
|
- А сейчас мы будем: думать, размышлять,
На вопросы отвечать, выразительно читать. (дети повторяют)
4. Актуализация полученных ранее знаний и умений. (Самоопределение к деятельности).
- Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника. Вспомните, в каком разделе мы находимся? («О братьях наших меньших»).
Игра «Соответствие». Карточки.
-Работа в парах. Давайте вспомним алгоритм работы в парах (ответы детей).
- В карточках укажите соотношение авторов и их произведений. Соедините линией.
ФИО автора |
Название произведения |
Лев Николаевич Толстой |
«Сказка о рыбаке и рыбке» |
Иван Андреевич Крылов |
«Филипок» |
Александр Сергеевич Пушкин |
«Ребята и утята» |
Михаил Михайлович Пришвин |
«Лебедь, рак и щука» |
- Что вызвало затруднение? Про какого писателя мы еще не знаем?
Какое произведение мы еще не читали?
- Сформулируйте тему урока.
- Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?
На доске:
Слова-помощники: - узнать…. - познакомиться….. - определить…..
|
Ответы детей:
- узнать о жизни и творчестве писателя М.Пришвина,
- познакомиться с новым произведением
- определить тему произведения, которое будем изучать на уроке.
5.1. Первичное усвоение новых знаний.
Портрет М.М.Пришвина.
Рассказ-сообщение о М.Пришвине, заранее приготовленный сильным учеником.
Дополнения учителя: Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
- Какого человека можно назвать неравнодушным? (Ответы детей)
-Вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и природе. Когда он шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы сегодня познакомимся, вы сами увидите, что это был за человек.
- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости? (ответы детей)
- Прочитайте заглавие рассказа.
5.2. Первичное чтение рассказа.
- Попробуйте предположить, о чем пойдет речь в рассказе? (Ответы детей)
-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке Чирке-свистунке. Но перед чтением давайте послушаем. Кто такой Чирок-свистунок.
(Рассказ подготовленного ученика)
Чирок-свистунок самая маленькая дикая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолет -вертикально. |
Словарная работа.
- В процессе чтения этого произведения нам будут попадаться «хитрые слова». Объяснение значения этих слов мы сможем прочитать на доске.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. Овсяное поле – поле, засеянное овсом. Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшается. Кузница – помещение, где работают кузнецы. |
- Чем вам понравился рассказ? (ответы детей)
- Какой это рассказ?
-Поднимите ту цифру, которая соответствует вашему решению.
На доске:
1. Развлекательный. 2. Познавательный. 3. Поучительный. |
- Объясните, почему вы так считаете. (Ответы детей)
-Чему он учит?
- Какие действующие лица вызывают у вас сочувствие?
-А кто нет? Почему? (Ответы детей)
6. Физминутка ( Интерактивная доска)
7. Первичное закрепление материала. (Анализ и выборочное чтение произведения)
I абзац
- Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения.
- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? Найдите в тексте ответ и прочитайте. (На свободу)
- Что значит для утят свобода? (Плавать в озере)
- Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
- Найдите и прочитайте, сколько надо было идти до озера? (3 версты)
- Сколько это километров? (Чуть больше 3 км)
- Это много или мало для человека?
- А для маленькой уточки?
II абзац
- Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
- Почему уточка-мать шла позади утят?
- Какие враги были у уток? Докажите строчками из произведения.
- Кто страшнее и почему? (Человек)
III абзац
- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Найдите в тексте ответ и прочитайте.
- Зачем ребята это делали? (Просто так, для забавы)
IV абзац
- Как вела себя уточка, когда ловили ее утят?
- Могла ли утка кричать, как человек? (Ее немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях)
- Как вы думаете, какое чувство пережили утята?
- Если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
- А какое слово Вы кричите, когда чего то боитесь? (Мама !)
- А как ваша мама ведет себя, когда переживает за вас?
- Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать)
- А какая она Мать? (Заботливая)
- Чему учит нас это произведение? Давайте сделаем вывод.
(Для матери дети самое дорогое, что есть вокруг. Сильнее материнской любви нет ничего. Очень часто мать жертвует собой ради спасения и благополучия своих детей. Это в равной степени относится как к людям, так и к животным. )
8. Обобщение.
Работа с пословицами.
- Давайте вспомним, какие задачи мы ставили сегодня в начале нашего путешествия?
- Как вы думаете, добились мы их выполнения?
9. Итог урока.
- Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»?
- К чему нас призывает автор этим произведением?
10. Рефлексия.
- Оцените свои действия на уроке с помощью стрелок. Поднимите карточки вверх, покажите. Спасибо.
11. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Стр. 132-134, разбить текст на части, пересказ.