Урок литературного чтения на тему «М. Пришвин "Ребята и утята"» (2 класс)

3
0
Материал опубликован 11 June 2019

Конспект урока

Литературное чтение 2 класс

Тема: М.Пришвин «Ребята и утята»

Цели: - познакомить учащихся с творчеством М.Пришвина;

- развивать навыки выразительного чтения, развивать фонематическое восприятие, слуховой ритм, скорость чтения вслух, повышать интерес к чтению;

- учить выделять смысловые части, плохие и хорошие качества человека в рассказе;

- воспитывать любовь к природе, к животным.

                   Планируемые результаты:

Предметные: Обучающиеся познакомятся с творчеством М.Пришвина, будут прогнозировать содержание текста по его заглавию, воспринимать на слух прочитанное.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: соблюдать речевой этикет, аргументировано отвечать, работать в парах.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать с целью выделения признаков.

Личностные: нраственно-эстетическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей).

 

Ход урока:

1.      Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

2.      Упражнение для тренировки техники чтения: «жужжащее» чтение книг детьми (5мин).

Данный прием подразумевает, что все дети читают вслух одновременно, в полголоса, чтобы не мешать друг другу.

3.      Речевая разминка для совершенствования речевых навыков, отработки дикции, подготовка к творческой деятельности. (текст – на доске)

-  Следим за правильным произношением звуков. Громко, тихо, шепотом (развитие голосового аппарата). Быстро, умеренно, медленно (темп речи).

 

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши, что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше, это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,выходи из камыша.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше, нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши, что же шепчут камыши?

 

 

- А сейчас мы будем: думать, размышлять,

На вопросы отвечать, выразительно читать. (дети повторяют)

4.      Актуализация полученных ранее знаний и умений. (Самоопределение к деятельности).

- Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника. Вспомните, в каком разделе мы находимся? («О братьях наших меньших»).

Игра «Соответствие». Карточки.

-Работа в парах. Давайте вспомним алгоритм работы в парах (ответы детей).

- В карточках  укажите соотношение авторов и их произведений. Соедините линией.

 

ФИО автора

Название произведения

Лев Николаевич Толстой

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Иван Андреевич Крылов

«Филипок»

Александр Сергеевич Пушкин

«Ребята и утята»

Михаил Михайлович Пришвин

«Лебедь, рак и щука»

 

- Что вызвало затруднение? Про какого писателя мы еще не знаем?

Какое произведение мы еще не читали?

                   - Сформулируйте тему урока.

- Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?

На доске:

Слова-помощники:

- узнать….

- познакомиться…..

- определить…..

 

 

                     Ответы детей:

- узнать о жизни и творчестве писателя М.Пришвина,

- познакомиться с новым произведением

-  определить тему произведения, которое будем изучать на уроке.

                     5.1.  Первичное усвоение новых знаний.

          Портрет М.М.Пришвина.

 Рассказ-сообщение о М.Пришвине, заранее приготовленный сильным учеником.

       

            Дополнения учителя: Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

- Какого человека можно назвать неравнодушным? (Ответы детей)

-Вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и природе. Когда он шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы сегодня познакомимся, вы сами увидите, что это был за человек.

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости? (ответы детей)

- Прочитайте заглавие рассказа.

                    

                         5.2. Первичное чтение рассказа.

- Попробуйте предположить, о чем пойдет речь в рассказе? (Ответы детей)

-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке Чирке-свистунке. Но перед чтением давайте послушаем. Кто такой Чирок-свистунок.

(Рассказ подготовленного ученика)

Чирок-свистунок самая маленькая дикая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолет -вертикально.

 

                         Словарная работа.

- В процессе чтения этого произведения нам будут попадаться «хитрые слова». Объяснение значения этих слов мы сможем прочитать на доске.

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшается.

Кузница – помещение, где работают кузнецы.

 

- Чем вам понравился рассказ? (ответы детей)

- Какой это рассказ?

-Поднимите ту цифру, которая соответствует вашему решению.

На доске:

1. Развлекательный.

2. Познавательный.

3. Поучительный.

 

- Объясните, почему вы так считаете. (Ответы детей)

-Чему он учит?

- Какие действующие лица вызывают у вас сочувствие?

-А кто нет? Почему? (Ответы детей)

                        6. Физминутка ( Интерактивная доска)

                        7. Первичное закрепление материала. (Анализ и выборочное чтение произведения)

I абзац

- Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения.

- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? Найдите в тексте ответ и прочитайте.  (На свободу)

- Что значит для утят свобода? (Плавать в озере)

- Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

- Найдите и прочитайте, сколько надо было идти до озера? (3 версты)

- Сколько это километров? (Чуть больше 3 км)

-  Это много или мало для человека?

- А для маленькой уточки?

II абзац

- Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.

- Почему уточка-мать шла позади утят?

- Какие враги были у уток? Докажите строчками из произведения.

- Кто страшнее и почему? (Человек)

 

III абзац

- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Найдите в тексте ответ и прочитайте.

- Зачем ребята это делали? (Просто так, для забавы)

 IV абзац

- Как вела себя уточка, когда ловили ее утят?

- Могла ли утка кричать, как человек? (Ее немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях)

- Как вы думаете, какое чувство пережили утята?

- Если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

- А какое слово Вы кричите, когда чего то боитесь? (Мама !)

- А как ваша мама ведет себя, когда переживает за вас?

- Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать)

- А какая она Мать? (Заботливая)

- Чему учит нас это произведение? Давайте сделаем вывод.

(Для матери дети самое дорогое, что есть вокруг. Сильнее материнской любви нет ничего. Очень часто мать жертвует собой ради спасения и благополучия своих детей. Это в равной степени относится как к людям, так и к животным. )

                       8. Обобщение.

Работа с пословицами.

- Давайте вспомним, какие задачи мы ставили сегодня в начале нашего путешествия?

- Как вы думаете, добились мы их выполнения?

                   

                     9. Итог урока.

- Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»?

- К чему нас призывает автор этим произведением?

                    10. Рефлексия.

- Оцените свои действия на уроке с помощью стрелок. Поднимите карточки вверх, покажите. Спасибо.

                    11. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Стр. 132-134, разбить текст на части,  пересказ.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.