Рабочая программа «Основ безопасности жизнедеятельности» учащихся 5-9 классы

0
0
Материал опубликован 24 February 2016 в группе

Муниципальное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Семена Соболя города Ейска

муниципальное образование Ейский район

Утверждено

решение педсовета протокол № 1

от «31»августа 2015 года

Председатель педсовета

___________ Т.Е. Волкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По основам безопасности жизнедеятельности

Уровень образования (класс) - основное общее образование 5 - 9 классы

Количество часов: 136 часов

Учитель Еременко Марина Григорьевна

Программа разработана на основе рабочей программы «Основ безопасности жизнедеятельности» учащихся 5 - 9 классы. Авторы: А.Т.Смирнов; Б.О. Хренников: Издательство Москва «Просвещение», 2011г

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе примерной программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Примерные программы по учебным предметам», составлена Еременко Мариной Григорьевной, учителем физической культуры и ОБЖ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 имени Семёна Соболя города Ейска муниципальное образование Ейский район.

«Основы безопасности жизнедеятельности 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2011) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Учебным планом школы определен 1 час в неделю на изучения предмета «Основ безопасности жизнедеятельности», что составляет в год 34 учебных часа.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи и основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Этот объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения.

Большое значение в программе уделяется Формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

Воспитание чувства ответственности за личную безопасностью, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного и социального характера;

формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

выработка у учащихся анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Место курса в учебном плане.

Согласно учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего образования отводится 170 ч из расчета 1ч в неделю с 5 по 9 классы.

Тематическое распределение часов по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с 5 – 9 классы. Тематическое планирование по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс учебник под общей редакцией А.Т. Смирнова, Москва «Просвещение» 2011 (1 ч в неделю, всего 34 ч) 5 класс.

темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях.

20

1

Человек, среда его обитания, безопасность человека.

6

2

Опасные ситуации техногенного характера.

7

3

Опасные ситуации природного характера.

3

4

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.

4

Раздел II. Чрезвычайные ситуации.

3

5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

3

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

6

6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.

3

7

Факторы, разрушающие здоровье.

3

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

6

8

Первая помощь и правила её оказания.

5

ВСЕГО:

34

Тематическое планирование по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класс учебник под общей редакцией А.Т. Смирнова, Москва «Просвещение» 2011 (1 ч в неделю, всего 34 ч) 7 класс.

темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

3

1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

3

Раздел II. Чрезвычайные ситуации природного характера.

24

2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения от этих ситуаций.

7

3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения от этих ситуаций.

3

4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения от этих ситуаций.

7

5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения от этих ситуаций.

4

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

7

6

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.

7

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

4

7

Первая медицинская помощь и правила ее оказания.

3

ВСЕГО:

34

Тематическое планирование по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс учебник под общей редакцией А.Т. Смирнова, Москва «Просвещение» 2011

(1 ч в неделю, всего 34 ч)

темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел I Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

11

1

Пожарная безопасность.

 

2

Безопасность на дорогах.

 

3

Безопасность на водоемах.

 

4

Экология и безопасность

 

Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения.

12

5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия.

 

6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

 

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

8

7

Основы здорового образа жизни.

 

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

3

8

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

 

ВСЕГО:

34

Тематическое планирование по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс учебник под общей редакцией А.Т. Смирнова, Москва «Просвещение» 2011 (1 ч в неделю, всего 34 ч)

темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства.

23

1

Национальная безопасность России в современном мире.

4

2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России.

3

3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России.

2

4

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

3

5

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

5

6

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации.

6

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

9

7

Основы здорового образа жизни.

3

8

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.

3

9

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.

3

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

2

10

«Первая медицинская помощь при массовых поражениях».

1

11

«Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ».

1

ВСЕГО:

34

Содержание курса.

1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Правила обеспечения безопасности дорожного движения.

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дороге. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге. Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте.

1.2 Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре.

Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей применение источников открытого огня. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания. Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.

1.3 Правила безопасного поведения на воде.

Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных необорудованных местах. Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

1.4 Правила безопасного поведения в быту.

Опасности, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ.

1.5 Правила поведения на природе.

Автономное существование человека в природе. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на местности. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы бедствия.

1.6 Нарушение экологического равновесия в местах проживания.

Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы, воды и почвы. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.

1.7 Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.

Профилактика нападений и самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.

2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

2.1 Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила и

безопасного поведения.

Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясения. Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов. Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, безопасный выход из зоны стихийного бедствия.

Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча.

Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений.

Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время и после цунами.

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.

2.2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного

поведения.

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасных химических веществ.

Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе гидродинамической аварии.

2.3 Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радиотрансляционной сети, радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях. Инженерная, радиационная и химическая защита населения. Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.

3. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Оказание первой медицинской помощи.

3.1 Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение – естественная потребность организма. Физическая культура и закаливание. Личная гигиена. Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.

3.2 Оказание первой медицинской помощи.

Медицинская домашняя аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, противогаз детский ПДФ-Ш), их использование. Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений. Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших. Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами. Первая медицинская помощь при утоплении и удушении. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны

знать/понимать:

основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;

правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

уметь:

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;

оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

правильно себя вести в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

пользования бытовыми приборами и инструментами;

проявления бдительности при угрозе террористического акта;

обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Учебно–методическое и материально–техническое обеспечение курса. Список учебно-методической литературы:

1. Сборник нормативных документов. Примерные программы по основам безопасности жизнедеятельности /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2008.

2. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы /под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М.: Просвещение, 2011.

3. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / А.Т. Смирнов, М.В. Маслов – М.: Просвещение, 2009.

4. Основы безопасности жизнедеятельности: методические рекомендации: 10-11 кл. /Б.О. Хренников, Р.А, Дурнев. – М.: Просвещение, 2010.

5. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности 5-9 класс /В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2011.

6. Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 класс Под ред. А.Т. Смирнова. – М. : Просвещение, 2008.

7. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. / Ю.Л.Воробьев, В.А, Тучков. – М.: Деловой экспресс, 2006.

8.. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 6 кл.

/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников, Б.И. Мишин; под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

9. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 7 кл.

/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников, Б.И. Мишин; под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009

10. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 8 кл.

/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников, Б.И. Мишин; под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007

11. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 9 кл.

/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников, Б.И. Мишин; под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009

 

Нормативно-правовые документы.

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Правила дорожного движения Российской Федерации
  3. Семейный кодекс Российской Федерации
  4. Стратегия национальной безопасности российской Федерации до 2020г.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации
  6. Федеральный закон «О гражданской обороне»
  7. Закон «Об образовании»
  8. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
  9. Федеральный закон « О пожарной безопасности»
  10. Федеральный закон «О противодействии терроризму»
  11. Федеральный закон « О противодействии экстремистской деятельности»

 

СОГЛАСОВАНО                                                                      СОГЛАСОВАНО

Протокол                                                       Заместитель директора по УВР

                                                                      заседания ________/Махоткина И.В./

методического объединения 31.08.2015г.

учителей гуманитарного цикла

СОШ №1

от 31.08.2015 г.

_______________ / М.Г. Еременко/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации