Рабочая программа учебной дисциплины «ОУДБ.06. Основы безопасности жинедеятельности»
Министерство спорта Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Училище (техникум) олимпийского резерва»
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель директора
______________С.В. Павленко
«____»_________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДБ.06. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
49.02.01 Физическая культура (углубленная подготовка)
Абакан, 2017
Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения основ безопасности жизнедеятельности в ГБПОУ РХ «У(Т)ОР», реализующим образовательную программу СПО на базе основного общего образования. Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура (углубленная подготовка).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Училище (техникум) олимпийского резерва».
Разработчик: Квитченко А.В.– преподаватель основ безопасности жизнедеятельности.
ОДОБРЕНО на заседании МК председатель ___________О.Г. Трусова (подпись) от "___" _________ 20__ г. протокол № ____ |
СОГЛАСОВАНО Методист ______________Т.С. Воронкова (подпись) «____»_________20___г. |
стр. |
|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
условия реализации учебной дисциплины |
14 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
16 |
ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
-
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена. Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура (углубленная подготовка).
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание учебной дисциплины практикоориентировано, изучение дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» основывается на ранее полученных знаниях по физике, химии, биологии и имеет метапредметные связи с такой профильной учебной дисциплиной как, «Безопасность жизнедеятельности».
Дисциплина изучается на первом году обучения в течение 2 семестров.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
-
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую помощь пострадавшим;
Программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- организационно-планирующую, предусматривающую выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Программа решает три группы взаимосвязанных задач:
- распознание опасностей с указанием количественных характеристик и координат;
- защита от опасностей;
- ликвидация отрицательных последствий проявления опасностей.
Главная задача программы по ОБЖ – формирование у студентов сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасности, определять способы надежной защиты от них, оказывать взаимопомощь, ликвидировать последствия проявления любых опасностей во всех сферах человеческой деятельности.
Основными содержательными разделами программы являются: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность, основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:
личностных:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
готовность к служению Отечеству, его защите;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
метапредметных:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
• предметных:
сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
В результате освоения дисциплины обучающий должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы.
знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладевать
общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пострадавшими и находящимися в зонах чрезвычайных ситуаций.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося–105 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося–70 часов.
- самостоятельная работа обучающегося – 35 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
105 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
70 |
в том числе: |
|
практические занятия |
20 |
контрольные работы |
2 |
дифференцированный зачёт |
2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) |
35 |
в том числе: |
|
составление кроссвордов |
5 |
разработка Памяток |
5 |
составление тестов |
5 |
индивидуальный проект |
20 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, индивидуальный проект |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||
1 семестр |
||||||||||||
Раздел 1. Обеспечение личной и государственной безопасности. |
24 |
|||||||||||
Введение |
2 |
|||||||||||
Тема 1.1.Личная безопасность на дороге. |
Содержание учебного материала |
1 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Причины дорожно-транспортных происшествий. |
|||||||||||
2 |
Проблемы безопасности движения. |
|||||||||||
3 |
Дороги и их элементы. |
|||||||||||
4 |
Правила дорожного движения (ПДД) для участников дорожного движения. |
|||||||||||
Практические занятия |
1 |
2,3 |
||||||||||
1 |
№1. Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения. |
|||||||||||
Тема 1.2. Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного характера. |
Содержание учебного материала |
1 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера. |
|||||||||||
2 |
Геофизические ЧС (землетрясение, извержение вулкана), |
|||||||||||
3 |
Геологические ЧС (обвалы, сели, оползни). |
|||||||||||
4 |
Метеорологические ЧС (ураганы, смерчи, град и др.). |
|||||||||||
5 |
Гидрологические чрезвычайные ситуации. |
|||||||||||
6 |
Классификация и последствия природных пожаров. |
|||||||||||
7 |
Последствия чрезвычайных ситуаций природного характера. |
|||||||||||
8 |
Правила безопасного поведения в ЧС природного характера. |
|||||||||||
Практические занятия |
1 |
2,3 |
||||||||||
1 |
№2. Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии. |
|||||||||||
Тема 1.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. |
Содержание учебного материала |
1 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
|||||||||||
2 |
Классификация ЧС по территориальности и тяжести последствий. |
|||||||||||
3 |
Последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
|||||||||||
4 |
Личная безопасность при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. |
|||||||||||
Практические занятия |
1 |
1,2 |
||||||||||
1 |
№3. Изучение и применение первичных средств пожаротушения. |
|||||||||||
Тема 1.4. Терроризм. |
Содержание учебного материала |
1 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Общие понятия террористических актов |
|||||||||||
2 |
Виды террористических актов. |
|||||||||||
3 |
Цели и способы осуществления террористических актов. |
|||||||||||
4 |
Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий. |
|||||||||||
Практические занятия |
1 |
2,3 |
||||||||||
1 |
№4. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. |
|||||||||||
Содержание учебного материала |
||||||||||||
Тема 1.5. Оружие массового поражения. |
1 |
Ядерное оружие и его поражающие факторы. |
2 |
1,2 |
||||||||
2 |
Химическое оружие и его поражающие факторы. |
|||||||||||
3 |
Бактериологическое оружие и его поражающие факторы. |
|||||||||||
Тема 1.6. Гражданская оборона (ГО), Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций(РСЧС) и МЧС Российской Федерации (РФ). |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
|||||||||
1 |
История создания ГО. |
|||||||||||
2 |
Предназначение ГО и ее задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. |
|||||||||||
3 |
Структура управления и органы управления гражданской обороной. |
|||||||||||
4 |
История создания РСЧС. |
|||||||||||
5 |
Структура РСЧС и ее предназначение. |
|||||||||||
6 |
Задачи РСЧС, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций. |
|||||||||||
7 |
Структура МЧС РФ. |
|||||||||||
8 |
Цели и задачи МЧС РФ. |
|||||||||||
9 |
Силы и средства МЧС РФ. |
|||||||||||
Тема 1.7. Мероприятия по защите населения. |
Содержание учебного материала |
1 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. |
|||||||||||
2 |
Эвакуация населения. |
|||||||||||
3 |
Виды эвакуации и рассредоточение. |
|||||||||||
Практические занятия |
1 |
2,3 |
||||||||||
1 |
№5. Действия населения по сигналам тревоги. |
|||||||||||
Тема 1.8. Индивидуальная защита населения. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Средства индивидуальной защиты органов дыхания. |
|||||||||||
2 |
Средства индивидуальной защиты кожи. |
|||||||||||
3 |
Медицинские средства защиты и профилактики. |
|||||||||||
Практические занятия |
2 |
2,3 |
||||||||||
1 |
№6. Подбор размера противогаза ГП-5, отработка навыков пользования противогазом и общевойсковым защитным костюмом (ОЗК), сдача нормативов по надеванию противогаза и ОЗК. |
|||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа №1. Личная безопасность в быту. |
5 |
3 |
||||||||||
Тема 1.9. Коллективная защита населения. |
Содержание учебного материала |
1 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Виды защитных сооружений и основное их предназначение. |
|||||||||||
2 |
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. |
|||||||||||
3 |
Правила поведения в защитных сооружениях. |
|||||||||||
Практические занятия |
1 |
2,3 |
||||||||||
1 |
№7. Организация ГО в образовательном учреждении. |
|||||||||||
Тема 1.10. Мероприятия, проводимые в зоне чрезвычайных ситуаций. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. |
|||||||||||
2 |
Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. |
|||||||||||
3 |
Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения. |
|||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа №2. Безопасность в ЧС. |
5 |
3 |
||||||||||
Раздел 2. Основы здорового образа жизни и сохранения здоровья. |
10 |
|||||||||||
Тема 2.1. Здоровье и здоровый образ жизни. |
Содержание учебного материала |
|||||||||||
1 |
Основные понятия здоровья и его составляющие. |
2 |
1,2 |
|||||||||
2 |
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. |
|||||||||||
3 |
Индивидуальное здоровье человека. |
|||||||||||
4 |
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. |
|||||||||||
5 |
Техносфера как источник негативных факторов. |
|||||||||||
Тема 2.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Общие понятия и определения личной гигиены. |
|||||||||||
2 |
Чистота и уют в быту. |
|||||||||||
3 |
Двигательная активность и ее влияние на здоровье человека. |
|||||||||||
4 |
Закаливание организма и его влияние на здоровье. |
|||||||||||
5 |
Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. |
|||||||||||
6 |
Очищение организма. |
|||||||||||
7 |
Режим дня, труда и отдыха. |
|||||||||||
8 |
Рациональное питание и его значение для здоровья. |
|||||||||||
Практические занятия |
2 |
2,3 |
||||||||||
1 |
№8. Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки. |
|||||||||||
Тема 2.3. Профилактика вредных привычек. |
Содержание учебного материала |
4 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Алкоголь и его влияние на здоровье человека, |
|||||||||||
2 |
Социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. |
|||||||||||
3 |
Курение и его влияние на состояние здоровья. |
|||||||||||
4 |
Табачный дым и его составные части. |
|||||||||||
5 |
Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. |
|||||||||||
6 |
Пассивное курение и его влияние на здоровье. |
|||||||||||
7 |
Общие понятия и определения наркомании. |
|||||||||||
8 |
Социальные последствия пристрастия к наркотикам. |
|||||||||||
9 |
Профилактика наркомании. |
|||||||||||
10 |
Общие понятия и определения токсикомании. |
|||||||||||
11 |
Профилактика токсикомании. |
|||||||||||
Контрольная работа по раздела 1-2/темам 1.1-2.3. |
2 |
3 |
||||||||||
Всего часов за 1 семестр |
34 |
|||||||||||
2 семестр |
||||||||||||
Раздел 3. Основы медицинских знаний. |
16 |
|||||||||||
Тема 3. 1. Первая помощь. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Понятие первой помощи. |
|||||||||||
2 |
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. |
|||||||||||
3 |
Общие правила оказания первой помощи. |
|||||||||||
4 |
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». |
|||||||||||
5 |
Признаки жизни. |
|||||||||||
6 |
Признаки обморока. |
|||||||||||
7 |
Первая помощь при отсутствии сознания. |
|||||||||||
8 |
Основные причины остановки сердца. |
|||||||||||
9 |
Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. |
|||||||||||
10 |
Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). |
|||||||||||
11 |
Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. |
|||||||||||
12 |
Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей. |
|||||||||||
Практические занятия |
2 |
2,3 |
||||||||||
1 |
№9. Отработка правил проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания. |
|||||||||||
Тема 3. 2. Травмы, ранения и переломы. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2,3 |
|||||||||
1 |
Понятие травм и их виды. |
|||||||||||
2 |
Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. |
|||||||||||
3 |
Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией. |
|||||||||||
4 |
Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. |
|||||||||||
5 |
Ранения и их виды. |
|||||||||||
6 |
Правила первой помощи при ранениях. |
|||||||||||
7 |
Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. |
|||||||||||
8 |
Переломы и их виды. |
|||||||||||
9 |
Первая помощь при переломах. |
|||||||||||
10 |
Понятие травматического токсикоза. |
|||||||||||
11 |
Местные и общие признаки травматического токсикоза. |
|||||||||||
12 |
Основные периоды развития травматического токсикоза. |
|||||||||||
Практические занятия |
2 |
2,3 |
||||||||||
1 |
№10. Правила наложения повязок различных типов и шин. |
|||||||||||
Тема 3. 3. Кровотечения. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Понятие и виды кровотечений. |
|||||||||||
2 |
Первая помощь при наружных кровотечениях. |
|||||||||||
3 |
Первая помощь при капиллярном кровотечении. |
|||||||||||
4 |
Первая помощь при артериальном кровотечении. |
|||||||||||
5 |
Правила наложения жгута и закрутки. |
|||||||||||
6 |
Первая помощь при венозном кровотечении. |
|||||||||||
7 |
Смешанное кровотечение. |
|||||||||||
8 |
Основные признаки внутреннего кровотечения. |
|||||||||||
Практические занятия |
2 |
2,3 |
||||||||||
1 |
№11. Отработка навыков остановки кровотечений. |
|||||||||||
Тема 3. 4. Ожоги и обморожения. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Понятие, основные виды и степени ожогов. |
|||||||||||
2 |
Первая помощь при термических ожогах. |
|||||||||||
3 |
Первая помощь при химических ожогах. |
|||||||||||
4 |
Первая помощь при воздействии высоких температур. |
|||||||||||
5 |
Последствия воздействия высоких температур на организм человека. |
|||||||||||
6 |
Основные признаки теплового удара. |
|||||||||||
7 |
Предупреждение развития перегревов. |
|||||||||||
8 |
Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека. |
|||||||||||
9 |
Основные степени отморожений. |
|||||||||||
10 |
Первая помощь при воздействии низких температур. |
|||||||||||
11 |
Последствия воздействия низких температур на организм человека. |
|||||||||||
Тема 3. 5. Инфекции и отравления. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Определение инфекционных болезней, их классификация и профилактика. |
|||||||||||
2 |
Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. |
|||||||||||
3 |
Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний. |
|||||||||||
4 |
Причины отравлений. |
|||||||||||
5 |
Острое и хроническое отравление. |
|||||||||||
6 |
Помощь при отравлениях. |
|||||||||||
Раздел 4. Основы обороны государства и воинская обязанность. |
18 |
|||||||||||
Тема 4. 1. История создания Вооруженных Сил России. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. |
|||||||||||
2 |
Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. |
|||||||||||
3 |
Военные реформы в России во второй половине XIXвека, создание массовой армии. |
|||||||||||
4 |
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. |
|||||||||||
Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. |
||||||||||||
5 |
Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. |
|||||||||||
Тема 4.2. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего, источник духовных сил воина. |
|||||||||||
2 |
Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. |
|||||||||||
3 |
Военно-воздушные силы: история создания, предназначение, структура. |
|||||||||||
4 |
Военно-морской флот, история создания, предназначение, структура. |
|||||||||||
5 |
Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. |
|||||||||||
6 |
Войска воздушно-космической обороны: история создания, предназначение, структура. |
|||||||||||
7 |
Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. |
|||||||||||
8 |
Другие войска: Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение. |
|||||||||||
Тема 4.3. Воинская обязанность. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Основные понятия о воинской обязанности. |
|||||||||||
3 |
Организация воинского учета и его предназначение. |
|||||||||||
4 |
Первоначальная постановка граждан на воинский учет. |
|||||||||||
5 |
Обязанности граждан по воинскому учету. |
|||||||||||
6 |
Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. |
|||||||||||
7 |
Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. |
|||||||||||
8 |
Увольнение с военной службы и пребывание в запас. |
|||||||||||
Тема 4.4. Виды военной службы. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Служба по призыву. |
|||||||||||
2 |
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. |
|||||||||||
3 |
Размещение и быт военнослужащих. |
|||||||||||
4 |
Распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. |
|||||||||||
5 |
Основные условия прохождения военной службы по контракту. |
|||||||||||
6 |
Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. |
|||||||||||
7 |
Сроки военной службы по контракту. |
|||||||||||
8 |
Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. |
|||||||||||
9 |
Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. |
|||||||||||
10 |
Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы. |
|||||||||||
Тема 4.5. Воинская дисциплина и ответственность военнослужащих. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. |
|||||||||||
2 |
Общие права и обязанности военнослужащих. |
|||||||||||
3 |
Воинская дисциплина, ее сущность и значение. |
|||||||||||
4 |
Качества личности военнослужащего как защитника Отечества: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. |
|||||||||||
5 |
Понятие ответственности. |
|||||||||||
6 |
Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). |
|||||||||||
7 |
Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). |
|||||||||||
8 |
Соблюдение норм международного гуманитарного права. |
|||||||||||
Тема 4.5. Боевые традиции, ритуалы Вооруженных Сил России и символы воинской чести. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Воинский долг — обязанность по вооруженной защите Отечества. |
|||||||||||
2 |
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. |
|||||||||||
3 |
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. |
|||||||||||
4 |
Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота. |
|||||||||||
5 |
Боевое знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ритуал вручения боевого знамени воинской части. |
|||||||||||
6 |
Вручение личному составу вооружения и военной техники. |
|||||||||||
7 |
Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. |
|||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа №3. Составление теста «Дни воинской славы». |
5 |
|||||||||||
Тема 4.6. Вооружение Вооруженных Сил Российской Федерации. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
|||||||||
1 |
Виды оружия ВС РФ. |
|||||||||||
2 |
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. |
|||||||||||
Тема 4.7. Автомат Калашникова (АК). |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
|||||||||
1 |
Порядок неполной разборки и сборки АК. |
|||||||||||
Практические занятия |
4 |
3 |
||||||||||
1 |
№ 12. Отработка навыков и сдача нормативов по неполной разборке и сборке АК. |
|||||||||||
Индивидуальный проект |
Примерная тематика исследовательских работ: Эволюция среды обитания, переход к техносфере. Взаимодействие человека и среды обитания. Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья. Факторы, способствующие укреплению здоровья. - Влияние сорта на здоровье человека. Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Табакокурение и его влияние на здоровье. Наркотики и их пагубное воздействие на организм. Компьютерные игры и их влияние на организм человека. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков. Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Терроризм как основная социальная опасность современности. Космические опасности: мифы и реальность. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения (макет убежища). МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Символы воинской чести. Патриотизм и верность воинскому долгу. Дни воинской славы России. Города-герои Российской Федерации. Города воинской славы Российской Федерации. Как стать долгожителем? |
20 |
3 |
|||||||||
Дифференцированный зачёт |
2 |
|||||||||||
Всего часов за 2 семестр |
36 |
|||||||||||
Всего |
70 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется при наличии учебного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)».
Оборудование учебного кабинета:
1.Стенды, оформленные по военной тематике, правилам оказания первой медицинской помощи и основам гражданской обороны; плакаты.
2.Комплект средств индивидуальной защиты: противогазы, костюмы, аптечки.
Технические средства обучения:
Интерактивная доска.
Проектор.
Компьютер.
3.2.Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, интернет ресурсов.
Основные источники:
1. Латчук В.Н., Марков В.В, Миронов С.К., Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013.
2. Марков В.В., Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011.
3. Миронов С.К., Миронов В.К., Карташева Т.А. Тесты. ОБЖ 10-11 классы-М.: «Экзамен», 2011.
4. Аксенова М., Кузнецов С., Евлахович и др.Огнестрельное оружие. — М., 2012.
5. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А.Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред.проф. образования. — М., 2015.
6. Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А.Основы безопасности жизнедеятельности: электронный учебник для сред.проф. образования. — М., 2015.
7. Косолапова Н.В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е.Л.Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
8. Косолапова Н.В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е.Л.Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб.пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
9. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасностьжизнедеятельности: электронное учебное издание для обучающихся по профессиям в учреждениях сред.проф. образования. — М., 2014.
10. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л.Безопасность жизнедеятельности: электронное приложение к учебнику для учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
11. Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности: электронный учебно-методический комплекс для учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
12. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред.проф. образования. — М., 2014.
13. Микрюков В. Ю.Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов сред.образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также преподавателей этого курса. — М., 2014.
14. Микрюков В.Ю.Азбука патриота. Друзья и враги России. — М., 2013.
Дополнительные источники:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013, с изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.
Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. от 07.12.2011 ; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.
Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N48. — Ст. 6724.
Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121.
Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 № 22124) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012.
Приказ министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (зарегистрировано Минюстом России 12.04.2010, регистрационный № 16866).
Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. — М., 2012.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: практикум: учеб.пособие для учреждений нач. проф. образования. — М., 2013.
Митяев А. Книга будущих командиров. — М., 2010.
Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для студ. высш. учеб.заведений. — М., 2013.
Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов н/Д, 2013.
Справочники, энциклопедии
Изотова М.А., Царева Т.Б. Полная энциклопедия орденов и медалей России. — М., 2008. Ионина Н.А. 100 великих наград. — М., 2009.
Каменев А. И. Энциклопедия русского офицера. — М., 2008.
Каторин Ю. Ф. Танки: иллюстрированная энциклопедия. — М., 2011.
Лубченков Ю. Н. Русские полководцы. — М., 2009.
Интернет-ресурсы:
www.mchs.gov.ru(сайт МЧС РФ).
www.mvd.ru(сайт МВД РФ).
www.mil.ru(сайт Минобороны).
www.fsb.ru(сайт ФСБ РФ).
www.dic.academic.ru(Академик. Словари и энциклопедии).
www.booksgid.com(Воо^ Gid.Электронная библиотека).
www.globalteka.ru/index.html(Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
www.window.edu.ru(Единое окно доступа к образовательным ресурсам). www.iprbookshop.ru(Электронно-библиотечная система IPRbooks).
www. school. edu. ru/default. asp(Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
www. ru/book(Электронная библиотечная система).
www.pobediteli.ru(проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»). www.monino.ru(Музей Военно-Воздушных Сил).
www.simvolika.rsl.ru(Государственные символы России. История и реальность). www. militera. lib. ru(Военная литература).
http://www.fzr.ru/4.htm (Раздел Публикации/Исследования на сайте Здоровая Россия)
http://www.spas-extreme.ru(Портал детской безопасности)
http://www.medline.narod.ru (Детская и юношеская наркомания. Информация к размышлению...)
http://www.rwd.ru (Россия без наркотиков.)
http://chronicl.chat.ru/security.htm (Меры безопасности. Краткие рекомендации по поведению в экстремситуации.)
http://www.school-obz.org (ОБЖ. Информационно-методическое издание для преподавателей.
Разделы:
-
-
Наркомания
Пожарная безопасность
Психологическая безопасность
Природные аномалии и катаклизмы
Техногенные катастрофы
Терроризм
Феномены выживания
Первая медицинская помощь
ОБЖ в школе
БЖД в ВУЗах
-
http://www.cross.ru/bg/ (Будем жить! – Школа выживания 'Vitalis').
(http://www.referatec.com/referat_32768_str_7.html (Банк рефератов на тему:Безопасность жизнедеятельности).
http://www.obzh.info/ (Портал. Личная безопасность. Стихийные бедствия. Катастрофы. Дикая природа. Животные. На воде. Нападения. Кражи. Ваш Дом. Болезни. Первая помощь).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а так же выполнение обучающимися индивидуальных заданий, рефератов.
Результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
|
Раздел 1.Обеспечение личной и государственной безопасности. |
||
Введение |
Различение основных понятий и теоретических положений основ безопасности жизнедеятельности, применение знаний дисциплины для обеспечения своей безопасности. Анализ влияния современного человека на окружающую среду, оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния окружающей среды; моделирование ситуаций по сохранению биосферы и ее защите. |
|
Умения: Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. |
-Внеаудиторная самостоятельная работа №2. Разработка и оформление Памятки для населения по правилам безопасности в ЧС. |
|
Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту. |
- Практическое занятие №1. Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения. - Внеаудиторная самостоятельная работа №1. Составление кроссворда на тему «Личная безопасность в быту». |
|
Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения. |
- Практическое занятие №6. Подбор размера противогаза ГП-7, отработка навыков пользования противогазом и общевойсковым защитным костюмом (ОЗК), сдача нормативов по надеванию противогаза и ОЗК. |
|
Применять первичные средства пожаротушения. |
- Практическое занятие №3. Изучение и применение первичных средств пожаротушения. |
|
Знания: Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития чрезвычайных ситуаций. |
- Практическое занятие №7. Организация ГО в образовательном учреждении. |
|
Оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России. |
- Практическое занятие №4. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. |
|
Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации. |
- Практическое занятие №2. Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии. |
|
Способы защиты населения от оружия массового поражения. |
- Практическое занятие №5. Действия населения по сигналам тревоги. |
|
Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах. |
- Практическое занятие №3. Изучение и применение первичных средств пожаротушения. |
|
Раздел 2. Основы здорового образа жизни и сохранения здоровья. |
||
Развитие личностных качеств: - формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; -исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.). |
- Практическое занятие №8. Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки. - Тест. |
|
Раздел 3. Основы медицинских знаний. |
||
Умения: Оказывать первую помощь пострадавшим. |
- Практическое занятие №9. Отработка правил проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания. - Практическое занятие №11. Отработка навыков остановки кровотечений |
|
Знания: Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
. - Практическое занятие №10. Правила наложения повязок различных типов и шин. - Тест. |
|
Раздел 4. Основы обороны государства и воинская обязанность. |
||
Умения: Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; |
Тест. |
|
Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью. |
- Практическое занятие №9. Ритуал приведения к военной присяге. -Тест. |
|
Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы. |
Тест. |
|
Знания: Основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны. |
- Внеаудиторная самостоятельная работа №3. Составление теста «Дни воинской славы». |
|
Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке. |
Тест. |
|
Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО. |
- Практическое занятие №12. Отработка навыков неполной разборки и сборки АК. |
|
Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы. |
Тест. |
4.1. ПЕРЕЧЕНЬ СООТВЕТСТВИЯ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ РАЗДЕЛАМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Компетенции |
Разделы учебной дисциплины |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пострадавшими и находящимися в зонах чрезвычайных ситуаций. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
Раздел1. Обеспечение личной и государственной безопасности. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
Раздел 2. Основы здорового образа жизни и сохранения здоровья. |
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пострадавшими и находящимися в зонах чрезвычайных ситуаций. |
Раздел 3. Основы медицинских знаний |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пострадавшими и находящимися в зонах чрезвычайных ситуаций. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
Раздел 4. Основы обороны государства и воинская обязанность. |