Авторская программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач» (элективный курс)

1
0
Материал опубликован 23 September

Авторская программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач» (элективный курс)

















Структура программы

Пояснительная записка

Общая характеристика программы внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач» (элективный курс)

Цель преподавания курса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач»

Содержание курса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач »

Структура курса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач »

Основные направления работы на занятиях курса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач»

Формы и методы обучения.

Календарно – тематическое планирование элективного курса по русскому языку в 11 классе

Лист корректировки рабочей программы

Используемая литература.

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:

Закона Российской Федерации «Об образовании»;

Закона Республики Татарстан «Об образовании»;

Федерального государственного компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования ( Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089)

Образовательной программы МАОУ «СОШ № 15»;

Учебного плана МАОУ «СОШ №15» на 2014-2015 учебный год.

Предлагаемая программа учебного курса составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10 – 11 классов средней школы под редакцией В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко и поурочным планированием уроков подготовки к экзамену Е. А. Влодавской, «рекомендованным ИСМО Российской Академии Образования для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ».

Программа учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.

Программа предназначена для преподавателей русского языка, работающих в выпускном классе, ученики которого сдают ЕГЭ как форму итоговой аттестации.

Объектом проверки ЕГЭ является система знаний, умений и навыков, связанных с уровнем сформированности лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.

Элективный курс тесно связан с основным курсом, являясь своеобразным практикумом для каждого раздела основного курса. Особое внимание уделяется подготовке к ЕГЭ части С. Сформировать умение определять основные проблемы любого текста, научить находить правильно позицию автора, грамотно выражать и доказывать свою позицию с привлечением литературного материала и моделированием жизненных ситуаций и,как итог, писать сочинения –рассуждения – основная задача курса.


Цель преподавания курса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач»

Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 11 классе не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, целью данной программы является стремление помочь педагогу организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ на занятиях курса.

Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме. Обучающиеся должны:

освоить основные способы оптимизации речевого общения

овладеть основными правилами культуры речи

практически применять полученные знания по лингвистике при составлении письменного высказывания

создавать тексты различных стилей и жанров

осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и сферой общения

владеть различными видами монолога и диалога

адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности

осуществлять речевой самоконтроль.

Элективный курс должен поднять общекультурный уровень учащихся, способствовать совершенствованию общеучебных умений и навыков:

целенаправленный поиск информации в источниках различного типа

развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов

определение темы, круга проблем текста

осмысленный выбор вида чтения

оценка и редактирование текста

привлечение литературного материала для доказательства своей точки зрения.


Содержание курса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач»

В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, как то: образование родительного падежа множественного числа от некоторых существительных, глагольных форм; знаки препинания в сложных предложениях, при цитировании и т. д.

Представлен большой теоретический материал, необходимый педагогу при подготовке занятий, и многочисленные упражнения, аналогичные экзаменационным заданиям.

Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ привязан к тем темам, которые изучаются по программе 11 класса.

Планирование составлено на 34 учебных часа.






Структура курса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач»

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится углублению знаний.

Главное внимание уделяется трудным вопросам постановки знаков препинания, нормативному построению словосочетаний и предложений различных типов, трудным случаям согласования подлежащего и сказуемого, анализу синтаксической структуры и средств выразительности художественных и публицистических текстов.

Также внимание сосредоточено на задании ЕГЭ 25: жанрах сочинения – рассуждения, анализе авторской позиции и языковых средств, основных видах тропов и их использовании мастерами художественного слова – т. к. именно эти вопросы вызывают затруднения у учащихся.



Основные направления работы на занятиях курса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач»

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях курса является углубление знаний по русскому языку. Не менее важное значение имеет направление в развитии речи учащихся – закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способности видеть и понимать позицию автора, в формулировке проблем исходного текста, аргументации экзаменуемым собственного мнения по проблеме.


Формы и методы обучения.

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса.

Обычно успешно проходит работа в группах, например, при изучении тем: «Основные виды подчинения в словосочетании», «Пунктуация в простом осложнённом предложении», «Фонетический и грамматический принцип русской орфографии» и т. д.

Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.

Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.



Календарно – тематическое планирование элективного курса по русскому языку в 11 классе

п/п

Тема урока

Содержание урока.

ЗУН. Практическая работа.

Подготовка к ЕГЭ.

Дата проведения.

план

факт


1.


Критерии оценивания задания с развернутым ответом.


Знакомство с критериями оценивания сочинения-рассуждения.

Составление текста, отработка правила построения текста (композиция), работа по шаблону.

Задание 25.

04.09


2.

Правила построения текста сочинения – рассуждения.

Основные критерии оценки.

Отработка навыков построения текста.

Задание 25.

11.09


3.

Информационная обработка текста.

Интонация. Логическое ударение.

Выразительное чтение текста.

Задание 1.

18.09


4.

Средства связи предложений в тексте.

Примеры способов изложения материала.


Необходимо знать способы изложения материала, другими словами, видеть способы связи мыслей.

Задание 2.

25.09


5.

Лексическое значение слова.

Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы (в том числе и контекстуальные), окказионализмы, паронимы, фразеологизмы, прямое и переносное значение слов, лексическая сочетаемость.

Решение тестов. Работа с текстом. Работа со словарями.

Задания 3, 22.

02.10


6.

Постановка ударения.

Своеобразие русского ударения. Логическое ударение.

Орфоэпический диктант, транскрипция.

Задание 4.

09.10


7.

Правильное употребление слова.

Лексические нормы.

Уметь различать паронимы.

Задание 5.

16.10


8.

Образование форм слова.



Грамматические нормы образования числительных, существительных,

прилагательных.

Склонение числительных, степени сравнения прилагательных. Множественное число существительных.

Задание 6.

23.10


9.

Нормы согласования и управления в предложении.

Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

Составление таблицы, практическая работа, составление вопросов и заданий к теме.

Задание 7.

30.10


10.

Синтаксические нормы. Построение предложения с деепричастием.

Причастные и деепричастные обороты.

Работа с тестами.

Задание 7.

13.11


11.

Правописание корней.


Фонемный, морфологический, традиционный.

Знать три типа корней.

Задание 8.

20.11


12.

Правописание приставок.

Пять правил правописания приставок.

Тренировочные упражнения.

Задание 9.

27.11



13.


Правописание суффиксов.

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н/-НН-).

Работа с тестами.

Задание 10.

04.12


14.

Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Знать признаки причастия и спряжение глаголов.



Задание 11.

11.12


15.

Правописание НЕ и НИ.

Правописание не и ни с разными частями речи.

Правило делится на две части: слитное или раздельное написание НЕ со всеми частями речи; различие НЕ и НИ

Тренировочные тесты.

Задание 12.

18.12


16.

Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Знания о частях речи.

Работа с тестами.

Задание 13.

15.01


17.

Правописание Н и НН в суффиксах.

Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи.

Знать о способах образования слов.

Задание 14.

22.01


18.

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения.

Тренировочные упражнения.

Задание 15.

29.01


19.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Роль пунктуации в письменном общении.

Уметь расставлять знаки препинания при обособленных членах предложения (определениях, обстоятельствах).

Задание 16.

05.02


20.

Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения.

Принципы и функции русской пунктуации.

Отличать вводные слова от значимых частей речи.

Задание 17.

12.02


21.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них.

Работа с тестами. Редактирование стилистических текстов.

Задание 18.

19.02


22.

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.

Трудные вопросы постановки знаков препинания.

Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с двойными союзами.

Задание 19.

26.02


23.

Смысловая и композиционная целостность текста.

Понятие темы, микротемы, круг проблем, главная мысль.

Анализ текста. Составление текста.

Задание 20.

05.03


24.

Функционально-смысловые типы речи.

Рассуждение, описание, повествование. Композиция.

Строить тексты различных типов речи.

Задание 21.

12.03


25.

Лексическое значение слова.

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи.

Практикум, беседа, работа с учебниками разных программ.

Задания 3,22.

19.03


26.

Средства связи предложений в тексте.

Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.

Анализ художественного текста.

Задание 23.

02.04


27.


Языковые средства выразительности.

Изобразительно- выразительные средства.

Анализ текста.

Задание 24.

09.04


28.

Художественные тропы.

Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов.

Уметь находить средства художественной выразительности в текстах различных стилей

Задание 24.

16.04


29.


Сочинение по прочитанному тексту.

Советы и подробный анализ сочинений.

Строить тексты различных типов речи.

Задание 25.

23.04


30.

Речеведческий анализ текста.

Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования.

Анализ текста. Подбор тропов.


30.04


31.

Правила построения текста сочинения – рассуждения.

Основные критерии оценки.

Контрольный анализ художественного текста.

Задание 25.

07.05


32.

Сочинение- рассуждение по тексту.


Строить тексты различных типов речи.

Задание 25.

14.05


33.

34.

Итоговое контрольное тестирование. Пробный ЕГЭ.

Стили речи. Их особенности.

Художественный, публицистический, официальный, разговорный стили и их разновидности.

Все 25 заданий.

21.05























ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

урока

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки












































Используемая литература

1. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11классов: основной курс.

2. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М., Просвещение, 2005.

3.Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков. М., Просвещение, 2005.

4. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. Н.В. Егорова, И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева. М., ВАКО, 2005.

5. Тесты и контрольные работы по синтаксису и пунктуации. Русский язык. 6-11 класс. О.В. Мекшева. Саратов, Лицей, 2000.

6. Тесты по русскому языку 11 класс. Н.М. Петрович. Саратов, Лицей, 2002.

7. Дидактические материалы по русскому языку. Казань из века в век. И.А. Камалетдинова.. Казань, ИПКиПРО, 2003.

8. Краеведение на уроках развития речи. Пособие для учителя и ученика. Т.О. Скиргайло. Казань, РИЦ Школа, 2007.

9. Сочинение в жанре интервью. Т.О. Скиргайло. Казань, Слово 2005.

10. Деловое письмо. Пособие для учителя. Т.Х. Ахбарова . М., Просвещение, 2004.

11. Современный русский язык. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб.М., Айрис – пресс. 2004.

12.Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. Д.Э. Розенталь. М., Мир и образование, 2008.

13. Русская орфография. Самоучитель. С.И. Львова. М., Мнемозина, 2005.

14. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2012. Учебно – методическое пособие. И.А. Сенина. Ростов н/Д. Легион, 2011

15.Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010. Русский язык. И.П. Цыбулько. ФИПИ. М., Астрель, 2009.

16. Использование схем при изучении орфографии и пунктуации. Пособие для учителя. С.И. Львова. М., Валент, 1995.

17. Морфемика и словообразование. Спецкурс по русскому языку. Книга для учителя. С.И. Львова. М., Валент, 1997.

19. Давайте говорить правильно. Краткий словарь – справочник произношения и ударения. 5-9. В.В. Львов. М., ИНОС, 2005.

20. Русский язык в школе. Научно-методический журнал. Москва, 2007-2008.

21 Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11классов: элективные курсы.

Составитель С.И. Львова. М., Мнемозина, 2009.

22. Работа на занятиях спецкурса «Искусство слова». 10-11 классы. Т.В. Симашко. М., ИНОС, 2001.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.