Авторская программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач» (элективный курс)
Авторская программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач» (элективный курс)
Структура программы
Пояснительная записка
Общая характеристика программы внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач» (элективный курс)
Цель преподавания курса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач»
Содержание курса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач »
Структура курса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач »
Основные направления работы на занятиях курса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач»
Формы и методы обучения.
Календарно – тематическое планирование элективного курса по русскому языку в 11 классе
Лист корректировки рабочей программы
Используемая литература.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:
● Закона Российской Федерации «Об образовании»;
●Закона Республики Татарстан «Об образовании»;
●Федерального государственного компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования ( Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089)
●Образовательной программы МАОУ «СОШ № 15»;
●Учебного плана МАОУ «СОШ №15» на 2014-2015 учебный год.
Предлагаемая программа учебного курса составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10 – 11 классов средней школы под редакцией В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко и поурочным планированием уроков подготовки к экзамену Е. А. Влодавской, «рекомендованным ИСМО Российской Академии Образования для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ».
Программа учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.
Программа предназначена для преподавателей русского языка, работающих в выпускном классе, ученики которого сдают ЕГЭ как форму итоговой аттестации.
Объектом проверки ЕГЭ является система знаний, умений и навыков, связанных с уровнем сформированности лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.
Элективный курс тесно связан с основным курсом, являясь своеобразным практикумом для каждого раздела основного курса. Особое внимание уделяется подготовке к ЕГЭ части С. Сформировать умение определять основные проблемы любого текста, научить находить правильно позицию автора, грамотно выражать и доказывать свою позицию с привлечением литературного материала и моделированием жизненных ситуаций и,как итог, писать сочинения –рассуждения – основная задача курса.
Цель преподавания курса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач»
Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 11 классе не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, целью данной программы является стремление помочь педагогу организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ на занятиях курса.
Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме. Обучающиеся должны:
освоить основные способы оптимизации речевого общения
овладеть основными правилами культуры речи
практически применять полученные знания по лингвистике при составлении письменного высказывания
создавать тексты различных стилей и жанров
осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и сферой общения
владеть различными видами монолога и диалога
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности
осуществлять речевой самоконтроль.
Элективный курс должен поднять общекультурный уровень учащихся, способствовать совершенствованию общеучебных умений и навыков:
целенаправленный поиск информации в источниках различного типа
развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов
определение темы, круга проблем текста
осмысленный выбор вида чтения
оценка и редактирование текста
привлечение литературного материала для доказательства своей точки зрения.
Содержание курса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач»
В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, как то: образование родительного падежа множественного числа от некоторых существительных, глагольных форм; знаки препинания в сложных предложениях, при цитировании и т. д.
Представлен большой теоретический материал, необходимый педагогу при подготовке занятий, и многочисленные упражнения, аналогичные экзаменационным заданиям.
Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ привязан к тем темам, которые изучаются по программе 11 класса.
Планирование составлено на 34 учебных часа.
Структура курса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач»
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится углублению знаний.
Главное внимание уделяется трудным вопросам постановки знаков препинания, нормативному построению словосочетаний и предложений различных типов, трудным случаям согласования подлежащего и сказуемого, анализу синтаксической структуры и средств выразительности художественных и публицистических текстов.
Также внимание сосредоточено на задании ЕГЭ 25: жанрах сочинения – рассуждения, анализе авторской позиции и языковых средств, основных видах тропов и их использовании мастерами художественного слова – т. к. именно эти вопросы вызывают затруднения у учащихся.
Основные направления работы на занятиях курса «Подготовка к ЕГЭ. Решение орфографических задач»
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях курса является углубление знаний по русскому языку. Не менее важное значение имеет направление в развитии речи учащихся – закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способности видеть и понимать позицию автора, в формулировке проблем исходного текста, аргументации экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Формы и методы обучения.
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса.
Обычно успешно проходит работа в группах, например, при изучении тем: «Основные виды подчинения в словосочетании», «Пунктуация в простом осложнённом предложении», «Фонетический и грамматический принцип русской орфографии» и т. д.
Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.
Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Календарно – тематическое планирование элективного курса по русскому языку в 11 классе
№ п/п | Тема урока | Содержание урока. | ЗУН. Практическая работа. | Подготовка к ЕГЭ. | Дата проведения. | |
план | факт | |||||
1. | Критерии оценивания задания с развернутым ответом. | Знакомство с критериями оценивания сочинения-рассуждения. | Составление текста, отработка правила построения текста (композиция), работа по шаблону. | Задание 25. | 04.09 | |
2. | Правила построения текста сочинения – рассуждения. | Основные критерии оценки. | Отработка навыков построения текста. | Задание 25. | 11.09 | |
3. | Информационная обработка текста. | Интонация. Логическое ударение. | Выразительное чтение текста. | Задание 1. | 18.09 | |
4. | Средства связи предложений в тексте. | Примеры способов изложения материала. | Необходимо знать способы изложения материала, другими словами, видеть способы связи мыслей. | Задание 2. | 25.09 | |
5. | Лексическое значение слова. | Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы (в том числе и контекстуальные), окказионализмы, паронимы, фразеологизмы, прямое и переносное значение слов, лексическая сочетаемость. | Решение тестов. Работа с текстом. Работа со словарями. | Задания 3, 22. | 02.10 | |
6. | Постановка ударения. | Своеобразие русского ударения. Логическое ударение. | Орфоэпический диктант, транскрипция. | Задание 4. | 09.10 | |
7. | Правильное употребление слова. | Лексические нормы. | Уметь различать паронимы. | Задание 5. | 16.10 | |
8. | Образование форм слова. | Грамматические нормы образования числительных, существительных, прилагательных. | Склонение числительных, степени сравнения прилагательных. Множественное число существительных. | Задание 6. | 23.10 | |
9. | Нормы согласования и управления в предложении. | Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. | Составление таблицы, практическая работа, составление вопросов и заданий к теме. | Задание 7. | 30.10 | |
10. | Синтаксические нормы. Построение предложения с деепричастием. | Причастные и деепричастные обороты. | Работа с тестами. | Задание 7. | 13.11 | |
11. | Правописание корней. | Фонемный, морфологический, традиционный. | Знать три типа корней. | Задание 8. | 20.11 | |
12. | Правописание приставок. | Пять правил правописания приставок. | Тренировочные упражнения. | Задание 9. | 27.11 | |
13. | Правописание суффиксов. | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н/-НН-). | Работа с тестами. | Задание 10. | 04.12 | |
14. | Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий. | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | Знать признаки причастия и спряжение глаголов. | Задание 11. | 11.12 | |
15. | Правописание НЕ и НИ. | Правописание не и ни с разными частями речи. Правило делится на две части: слитное или раздельное написание НЕ со всеми частями речи; различие НЕ и НИ | Тренировочные тесты. | Задание 12. | 18.12 | |
16. | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. | Знания о частях речи. | Работа с тестами. | Задание 13. | 15.01 | |
17. | Правописание Н и НН в суффиксах. | Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи. | Знать о способах образования слов. | Задание 14. | 22.01 | |
18. | Знаки препинания в простом осложненном предложении. | Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. | Тренировочные упражнения. | Задание 15. | 29.01 | |
19. | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. | Роль пунктуации в письменном общении. | Уметь расставлять знаки препинания при обособленных членах предложения (определениях, обстоятельствах). | Задание 16. | 05.02 | |
20. | Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения. | Принципы и функции русской пунктуации. | Отличать вводные слова от значимых частей речи. | Задание 17. | 12.02 | |
21. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них. | Работа с тестами. Редактирование стилистических текстов. | Задание 18. | 19.02 | |
22. | Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. | Трудные вопросы постановки знаков препинания. | Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с двойными союзами. | Задание 19. | 26.02 | |
23. | Смысловая и композиционная целостность текста. | Понятие темы, микротемы, круг проблем, главная мысль. | Анализ текста. Составление текста. | Задание 20. | 05.03 | |
24. | Функционально-смысловые типы речи. | Рассуждение, описание, повествование. Композиция. | Строить тексты различных типов речи. | Задание 21. | 12.03 | |
25. | Лексическое значение слова. | Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи. | Практикум, беседа, работа с учебниками разных программ. | Задания 3,22. | 19.03 | |
26. | Средства связи предложений в тексте. | Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. | Анализ художественного текста. | Задание 23. | 02.04 | |
27. | Языковые средства выразительности. | Изобразительно- выразительные средства. | Анализ текста. | Задание 24. | 09.04 | |
28. | Художественные тропы. | Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов. | Уметь находить средства художественной выразительности в текстах различных стилей | Задание 24. | 16.04 | |
29. | Сочинение по прочитанному тексту. | Советы и подробный анализ сочинений. | Строить тексты различных типов речи. | Задание 25. | 23.04 | |
30. | Речеведческий анализ текста. | Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. | Анализ текста. Подбор тропов. | | 30.04 | |
31. | Правила построения текста сочинения – рассуждения. | Основные критерии оценки. | Контрольный анализ художественного текста. | Задание 25. | 07.05 | |
32. | Сочинение- рассуждение по тексту. | | Строить тексты различных типов речи. | Задание 25. | 14.05 | |
33. 34. | Итоговое контрольное тестирование. Пробный ЕГЭ. | Стили речи. Их особенности. | Художественный, публицистический, официальный, разговорный стили и их разновидности. | Все 25 заданий. | 21.05 | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ урока | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Используемая литература
1. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11классов: основной курс.
2. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М., Просвещение, 2005.
3.Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков. М., Просвещение, 2005.
4. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. Н.В. Егорова, И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева. М., ВАКО, 2005.
5. Тесты и контрольные работы по синтаксису и пунктуации. Русский язык. 6-11 класс. О.В. Мекшева. Саратов, Лицей, 2000.
6. Тесты по русскому языку 11 класс. Н.М. Петрович. Саратов, Лицей, 2002.
7. Дидактические материалы по русскому языку. Казань из века в век. И.А. Камалетдинова.. Казань, ИПКиПРО, 2003.
8. Краеведение на уроках развития речи. Пособие для учителя и ученика. Т.О. Скиргайло. Казань, РИЦ Школа, 2007.
9. Сочинение в жанре интервью. Т.О. Скиргайло. Казань, Слово 2005.
10. Деловое письмо. Пособие для учителя. Т.Х. Ахбарова . М., Просвещение, 2004.
11. Современный русский язык. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб.М., Айрис – пресс. 2004.
12.Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. Д.Э. Розенталь. М., Мир и образование, 2008.
13. Русская орфография. Самоучитель. С.И. Львова. М., Мнемозина, 2005.
14. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2012. Учебно – методическое пособие. И.А. Сенина. Ростов н/Д. Легион, 2011
15.Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010. Русский язык. И.П. Цыбулько. ФИПИ. М., Астрель, 2009.
16. Использование схем при изучении орфографии и пунктуации. Пособие для учителя. С.И. Львова. М., Валент, 1995.
17. Морфемика и словообразование. Спецкурс по русскому языку. Книга для учителя. С.И. Львова. М., Валент, 1997.
19. Давайте говорить правильно. Краткий словарь – справочник произношения и ударения. 5-9. В.В. Львов. М., ИНОС, 2005.
20. Русский язык в школе. Научно-методический журнал. Москва, 2007-2008.
21 Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11классов: элективные курсы.
Составитель С.И. Львова. М., Мнемозина, 2009.
22. Работа на занятиях спецкурса «Искусство слова». 10-11 классы. Т.В. Симашко. М., ИНОС, 2001.