Элективный курс русского языка «Подготовка к ОГЭ»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
«ПОДГОТОВКА К ГИА»
9 КЛАСС
 
Подготовила: учитель русского языка и литературы
1квалификационной категории
Широкова Ольга Васильевна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Невинномысск, 2017г.
Раздел 1. Планируемые предметные результаты обучения:
-иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
-владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; исправлять речевые недочёты и грамматические ошибки; производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
-иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять заявление, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования). Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушение логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
 
 
 
 
 
 
Раздел 2. Содержание курса
 
| 
			 Разделы курса  | 
			
			 Количество часов  | 
		
| 
			 Повторение орфографии  | 
			
			 5  | 
		
| 
			 Морфемика  | 
			
			 6  | 
		
| 
			 Морфология  | 
			
			 11  | 
		
| 
			 Словосочетание  | 
			
			 3  | 
		
| 
			 Синтаксический строй предложений  | 
			
			 7  | 
		
| 
			 Способы сжатия текста  | 
			
			 3  | 
		
| 
			 Итоговое занятие  | 
			
			 1  | 
		
| 
			 Итог: 36 часов  | 
			
 
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
| 
			 №п/п  | 
			
			 Наименование темы  | 
			
			 Виды учебной деятельности  | 
			
			 Кол-во часов  | 
		
| 
			 Повторение орфографии.  | 
			
			 5  | 
		||
| 
			 1  | 
			
			 Отличие безударных гласных, проверяемых ударением, от непроверяемых  | 
			
			 Письмо с «окошками»  | 
			|
| 
			 2  | 
			
			 Чередующиеся гласные в корне слова  | 
			
			 Письмо с «окошками»  | 
			|
| 
			 3  | 
			
			 Правописание гласных после шипящих  | 
			
			 Письмо с «окошками»  | 
			|
| 
			 4  | 
			
			 Правописание парных согласных  | 
			
			 Письмо с «окошками»  | 
			|
| 
			 5  | 
			
			 Правописание Ъ/Ь знаков  | 
			
			 Письмо с «окошками»  | 
			|
| 
			 Морфемика  | 
			
			 6  | 
		||
| 
			 6  | 
			
			 Единообразное написание морфем  | 
			
			 Моделирование слов и высказываний  | 
			|
| 
			 7  | 
			
			 Правописание приставок на –З/-С  | 
			
			 Моделирование слов и высказываний  | 
			|
| 
			 8  | 
			
			 Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-  | 
			
			 Моделирование слов и высказываний  | 
			|
| 
			 9  | 
			
			 Правописание падежных окончаний имен существительных  | 
			
			 Моделирование слов и высказываний  | 
			|
| 
			 10  | 
			
			 Правописание окончаний прилагательных  | 
			
			 Моделирование слов и высказываний  | 
			|
| 
			 11  | 
			
			 Правописание личных окончаний глагола  | 
			
			 Моделирование слов и высказываний  | 
			|
| 
			 Морфология  | 
			
			 11  | 
		||
| 
			 12  | 
			
			 Морфологические характеристики имени существительного  | 
			
			 Анализ лексического материала  | 
			|
| 
			 13  | 
			
			 Морфологические характеристики имени прилагательного  | 
			
			 Анализ лексического материала  | 
			|
| 
			 14  | 
			
			 Морфологические характеристики имени числительного  | 
			
			 Анализ лексического материала  | 
			|
| 
			 15  | 
			
			 Морфологические характеристики местоимения  | 
			
			 Анализ лексического материала  | 
			|
| 
			 16  | 
			
			 Морфологические характеристики глагола  | 
			
			 Анализ лексического материала  | 
			|
| 
			 17  | 
			
			 Морфологические характеристики причастия  | 
			
			 Анализ лексического материала  | 
			|
| 
			 18  | 
			
			 Морфологические характеристики деепричастия  | 
			
			 Анализ лексического материала  | 
			|
| 
			 19  | 
			
			 Морфологические характеристики наречия  | 
			
			 Анализ лексического материала  | 
			|
| 
			 20  | 
			
			 Морфологические характеристики предлога  | 
			
			 Анализ лексического материала  | 
			|
| 
			 21  | 
			
			 Морфологические характеристики союза  | 
			
			 Анализ лексического материала  | 
			|
| 
			 22  | 
			
			 Морфологические характеристики частицы  | 
			
			 Анализ лексического материала  | 
			|
| 
			 Словосочетание  | 
			
			 3  | 
		||
| 
			 23  | 
			
			 Реализация вида связи «согласование»  | 
			
			 Моделирование сочетаний  | 
			|
| 
			 24  | 
			
			 Реализация вида связи «управление»  | 
			
			 Моделирование сочетаний  | 
			|
| 
			 25  | 
			
			 Реализация вида связи «примыкание»  | 
			
			 Моделирование сочетаний  | 
			|
| 
			 Синтаксический строй предложений  | 
			
			 7  | 
		||
| 
			 26  | 
			
			 Типы простых предложений  | 
			
			 Анализ схем, редактирование  | 
			|
| 
			 27  | 
			
			 Признаки односоставных назывных предложений  | 
			
			 Анализ схем, редактирование  | 
			|
| 
			 28  | 
			
			 Признаки односоставных глагольных предложений  | 
			
			 Анализ схем, редактирование  | 
			|
| 
			 29  | 
			
			 Признаки сложносочиненного предложения  | 
			
			 Анализ схем, редактирование  | 
			|
| 
			 30  | 
			
			 Признаки сложноподчиненного предложения  | 
			
			 Анализ схем, редактирование  | 
			|
| 
			 31  | 
			
			 Признаки бессоюзного сложного предложения  | 
			
			 Анализ схем, редактирование  | 
			|
| 
			 32  | 
			
			 Признаки сложного предложения с разными видами связи  | 
			
			 Анализ схем, редактирование  | 
			|
| 
			 Способы сжатия текста  | 
			
			 3  | 
		||
| 
			 33  | 
			
			 Способы сжатия текста: исключение  | 
			
			 Редактирование текста  | 
			|
| 
			 34  | 
			
			 Способы сжатия текста: обобщение  | 
			
			 Редактирование текста  | 
			|
| 
			 35  | 
			
			 Способы сжатия текста: упрощение  | 
			
			 Редактирование текста  | 
			|
| 
			 36  | 
			
			 Итоговое занятие  | 
			
 
Раздел 3. Методические рекомендации
Данный элективный курс ориентирован на учащихся «группы риска». В связи с этим виды учебной деятельности ориентированы на формирование «механического навыка» решения орфографических задач. Формирование умения работать с текстом базируется на приеме редактирования, чтобы учащиеся научились видеть ошибки и исправлять их (поскольку сами допускают большое количество ошибок)
Оценивание работ
Содержание и речевое оформление работ оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Литература:
Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996
Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2005
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982
Волина В. Русский язык: Учимся играя. – Екатеринбург: Арго, 1996
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Международные отношения, 1993
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010
Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС, 2000
Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1994
Русский язык. 5-11 классы: диктанты/ Сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008
Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 2002