Элективный курс русского языка «Подготовка к ОГЭ»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
«ПОДГОТОВКА К ГИА»
9 КЛАСС
Подготовила: учитель русского языка и литературы
1квалификационной категории
Широкова Ольга Васильевна
Невинномысск, 2017г.
Раздел 1. Планируемые предметные результаты обучения:
-иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
-владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; исправлять речевые недочёты и грамматические ошибки; производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
-иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять заявление, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования). Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушение логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
Раздел 2. Содержание курса
Разделы курса |
Количество часов |
Повторение орфографии |
5 |
Морфемика |
6 |
Морфология |
11 |
Словосочетание |
3 |
Синтаксический строй предложений |
7 |
Способы сжатия текста |
3 |
Итоговое занятие |
1 |
Итог: 36 часов |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№п/п |
Наименование темы |
Виды учебной деятельности |
Кол-во часов |
Повторение орфографии. |
5 |
||
1 |
Отличие безударных гласных, проверяемых ударением, от непроверяемых |
Письмо с «окошками» |
|
2 |
Чередующиеся гласные в корне слова |
Письмо с «окошками» |
|
3 |
Правописание гласных после шипящих |
Письмо с «окошками» |
|
4 |
Правописание парных согласных |
Письмо с «окошками» |
|
5 |
Правописание Ъ/Ь знаков |
Письмо с «окошками» |
|
Морфемика |
6 |
||
6 |
Единообразное написание морфем |
Моделирование слов и высказываний |
|
7 |
Правописание приставок на –З/-С |
Моделирование слов и высказываний |
|
8 |
Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ- |
Моделирование слов и высказываний |
|
9 |
Правописание падежных окончаний имен существительных |
Моделирование слов и высказываний |
|
10 |
Правописание окончаний прилагательных |
Моделирование слов и высказываний |
|
11 |
Правописание личных окончаний глагола |
Моделирование слов и высказываний |
|
Морфология |
11 |
||
12 |
Морфологические характеристики имени существительного |
Анализ лексического материала |
|
13 |
Морфологические характеристики имени прилагательного |
Анализ лексического материала |
|
14 |
Морфологические характеристики имени числительного |
Анализ лексического материала |
|
15 |
Морфологические характеристики местоимения |
Анализ лексического материала |
|
16 |
Морфологические характеристики глагола |
Анализ лексического материала |
|
17 |
Морфологические характеристики причастия |
Анализ лексического материала |
|
18 |
Морфологические характеристики деепричастия |
Анализ лексического материала |
|
19 |
Морфологические характеристики наречия |
Анализ лексического материала |
|
20 |
Морфологические характеристики предлога |
Анализ лексического материала |
|
21 |
Морфологические характеристики союза |
Анализ лексического материала |
|
22 |
Морфологические характеристики частицы |
Анализ лексического материала |
|
Словосочетание |
3 |
||
23 |
Реализация вида связи «согласование» |
Моделирование сочетаний |
|
24 |
Реализация вида связи «управление» |
Моделирование сочетаний |
|
25 |
Реализация вида связи «примыкание» |
Моделирование сочетаний |
|
Синтаксический строй предложений |
7 |
||
26 |
Типы простых предложений |
Анализ схем, редактирование |
|
27 |
Признаки односоставных назывных предложений |
Анализ схем, редактирование |
|
28 |
Признаки односоставных глагольных предложений |
Анализ схем, редактирование |
|
29 |
Признаки сложносочиненного предложения |
Анализ схем, редактирование |
|
30 |
Признаки сложноподчиненного предложения |
Анализ схем, редактирование |
|
31 |
Признаки бессоюзного сложного предложения |
Анализ схем, редактирование |
|
32 |
Признаки сложного предложения с разными видами связи |
Анализ схем, редактирование |
|
Способы сжатия текста |
3 |
||
33 |
Способы сжатия текста: исключение |
Редактирование текста |
|
34 |
Способы сжатия текста: обобщение |
Редактирование текста |
|
35 |
Способы сжатия текста: упрощение |
Редактирование текста |
|
36 |
Итоговое занятие |
Раздел 3. Методические рекомендации
Данный элективный курс ориентирован на учащихся «группы риска». В связи с этим виды учебной деятельности ориентированы на формирование «механического навыка» решения орфографических задач. Формирование умения работать с текстом базируется на приеме редактирования, чтобы учащиеся научились видеть ошибки и исправлять их (поскольку сами допускают большое количество ошибок)
Оценивание работ
Содержание и речевое оформление работ оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Литература:
Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996
Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2005
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982
Волина В. Русский язык: Учимся играя. – Екатеринбург: Арго, 1996
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Международные отношения, 1993
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010
Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС, 2000
Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1994
Русский язык. 5-11 классы: диктанты/ Сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008
Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 2002