Элективный курс по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ» (10–11 класс)
Вышестоящий орган управления:
Управление образования администрации муниципального района «Княжпогостский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа ”пгт. Синдор
УТВЕРЖДАЮ |
СОГЛАСОВАНО |
РАССМОТРЕНО |
|
Директор школы |
Зам. директора УВР |
На заседании МО |
|
_______А.И. Ьровина Приказ №_____ от |
_______Е.Л. Чумакова |
Учителей русского языка и литературы |
|
«____» _______201__г. |
«____» _______201__г. |
«____» _______________201__г. |
|
РЕКОМЕНДОВАНО |
|||
Педагогическим советом |
|||
МБОУ «СОШ» пгт. Синдор Протокол № _____ |
«____» __________
Программа элективного курса
"Русский язык в формате ЕГЭ"
(10-11 классы)
Учитель: Дьяконова Т.В.
Количество часов Всего часов 70 часов: 10 кл. — 36 ч, 11кл. — 34 ч,
Возраст детей: 15– 18 лет.
Срок реализации:2016 -2018 учебный год
Используемые учебники для реализации данной рабочей программы:
Русский язык: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень/И.В. Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Русский язык: 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень/И.В. Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 12-е издание. - М.: Просвещение, 2006.
Русский язык 10-11 классы; учебник для общеобразовательных организаций/ Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко А.А. - 6-е издание - М. ; Просвещение, 2013"
Ф.И.О. авторов программы: Дьяконова Т.В. (учитель МБОУ «СОШ» пгт. Синдор)
Рецензенты: зам. директора по УВР С.Е. Мойсеева, зам. директора по УВР Е.Л. Чумакова
пгт. Синдор, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 10–11 классов и рассчитан на 70 часов.
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
овладение основными нормами литературного языка;
создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
обучение анализу текста, его интерпретации;
совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;
развитие речевой культуры.
Возраст учащихся: 15–18 лет.
Программа рассчитана на 2 года обучения: 10 класс – 36 часа (1 час в неделю), 11 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся должны
знать / понимать
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
основные особенности функциональных стилей;
уметь:
оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учащихся
Русский язык: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень/И.В. Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Русский язык: 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень/И.В. Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 12-е издание. - М.: Просвещение, 2006.
Русский язык 10-11 классы; учебник для общеобразовательных организаций/ Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко А.А. - 6-е издание - М. ; Просвещение, 2013.
Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. - М.: Дрофа, 2005.
Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006.
Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2009
Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2007.
Для учителя
Русский язык: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень/И.В. Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Русский язык: 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень/И.В. Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2009.
Власенков АИ.,Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
Русский язык 10-11 классы; учебник для общеобразовательных организаций/ Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко А.А. - 6-е издание - М. ; Просвещение, 2013.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 10 кл.- М.: ВАКО, 2013 (в помощь школьному учителю)
Симакова Е.С. Русский язык; Новый полный справочник подготовки к ЕГЭ/ Е.С. Симакова. – Москва; АСТ; 2016
Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
Горбачевич АС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1987.
Единый государственный экзамен - 2010. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2010.
Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
Сенина Н.А., Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А, В и С. 10-11 классы. – Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
Шклярова Т.В., Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. Готовимся к ЕГЭ. – М.: Грамотей, 2008.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ»10-11 классы (70 часов)
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в году- 36(10 класс) +34(11 класс)=70
Контрольные сочинения – 4
Контрольное тестирование –10
Содержание |
количество часов |
из них: |
всего часов на Р./Р. |
из них: |
|||
к/д |
тест |
соч |
изл |
||||
I |
Введение |
2 |
|||||
II |
Языковые нормы |
1 |
|||||
III |
Орфоэпические нормы |
1 |
1 |
||||
IV |
Лексические нормы |
3 |
1 |
||||
V |
Грамматические нормы. |
3 |
1 |
||||
VI |
Словообразовательные нормы |
2 |
|||||
VII |
Орфографические нормы |
8 |
1 |
||||
VIII |
Морфологические нормы |
10 |
2 |
||||
IX |
Коммуникативная компетенция |
4 |
1 |
1 |
|||
X |
Повторение, итог 10 кл |
2 |
1 |
1 |
1 |
||
XI |
Синтаксические нормы |
12 |
|||||
XII |
Текст |
7 |
1 |
1 |
1 |
||
XIII |
Функционально-смысловые типы текста |
3 |
|||||
XIV |
Функциональные стили речи |
7 |
|||||
XV |
Изобразительные средства языка |
3 |
1 |
||||
XVI |
Повторение, итог 11 кл |
2 |
1 |
1 |
1 |
||
итого |
70 |
10 |
4 |
4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ»10-11 классы (70 часов)
№ |
Тема урока |
Элементы содержания |
Методические приемы и формы контроля |
Планируемый результат |
|
10 класс – 36 часа |
|||||
I |
1 |
Введение Особенности ЕГЭ по русскому языку. |
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. |
Знакомство с нормативными документами по подготовке и проведению ЕГЭ с интернет ресурсами по теме. Беседа, диктовка, тезирование, итог, д/з. |
Знают о нормативных и методических документах по подготовке и проведению государственной аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. |
2 |
Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения |
Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения |
Беседа, Решение тестовой части демоверсиии. Итог, д/з. |
Знают, что такое спецификация, кодификатор, демонстрационная версия, критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения |
|
II |
3 |
Языковые нормы Литературный язык. Языковые нормы. |
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. |
Беседа, тренировочные упражнения, работа со словарями, самостоятельная работа, итог, д/з. |
Знают об особенностях литературного языка, языковых норм, типы норм, виды словарей. |
III |
4 |
Орфоэпические нормы |
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. Задание 4. Постановка ударения |
Лекция, беседа, тренировочные упражнения. Тест, итог, д/з. |
Знают основные правила русской орфоэпии, осознанно ставят ударение |
IV |
5 |
Лексические нормы |
Лексическое и грамматическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Задание 3. Определение лексического значения слова |
Лекция, беседа, тренировочные упражнения. Тест, итог, д/з. |
Знают об отличиях лексического и грамматического значения слова. |
6 |
Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. |
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Задание 22. Лексическое значение слова. Задание 5. Употребление паронимов |
Лекция, беседа, тренировочные упражнения, творческая работа. Тест, итог, д/з. |
Знают об омонимах, синонимах, антонимах, паронимах; общеупотребительной лексике, лексике ограниченного употребления; заимствованной лексике, устаревших и новых словах . |
|
7 |
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. |
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. |
Беседа, проверка д/з, тренировочные упражнения, работа над текстом, конструирование, итог, д/з. |
Знают о фразеологизмах и умеют их осмысленно использовать. |
|
V |
8 |
Грамматические нормы. |
Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические. |
Беседа, проверка д/з, тренировочные упражнения, работа с таблицей, конструирование, итог, д/з. |
Знают о грамматических нормах: словообразовательных, морфологических, синтаксических. |
9 |
Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические, синтаксические. |
Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические, синтаксические. |
Проверка д/з, тренировочные упражнения, работа над текстом, схемы, конструирование, итог, д/з. |
Знают о грамматических нормах, умеют видеть их нарушения и систематизировать. |
|
10 |
Грамматические ошибки и их предупреждение. |
Грамматические ошибки и их предупреждение. |
Проверка, д/з, самостоятельная работа, тест, итог, д/з. |
Знают о грамматических нормах, умеют видеть их нарушения и систематизировать. |
|
VI |
11 |
Словообразовательные нормы |
Способы словообразования. Ошибочное словообразование. |
Беседа, проверка д/з, тренировочные упражнения, работа над текстом, конструирование, итог, д/з. |
Знают о способах словообразования. |
12 |
Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе. |
Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе. |
Беседа, проверка д/з, тренировочные упражнения, конструирование, итог, д/з. |
Умеют выполнять словообразовательный анализ. |
|
VII |
13 |
Орфографические нормы |
Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок. |
Проверка д/з, лекция, тезирование, таблица, тренировочные упражнения, итог, д/з. |
Знают об основных принципах русской орфографии, трудных случаяхрусской орфографии, правописания корней и приставок. |
14 |
Правописание корней. Безударные гласные корня. |
Правописание корней. Безударные гласные корня. Задания 8. Правописание корней |
Лекция, беседа, тренировочные упражнения, творческая работа. Тест, итог, д/з. |
Знают о правописание корней.с чередованием и безударных гласных корня. |
|
15 |
Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. |
Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Задания 9. Правописание приставок. |
Лекция, беседа, таблица, тренировочные упражнения. Тест, итог, д/з. |
Знают о правописании приставок и о гласных и, ы после приставок. |
|
16 |
Правописание окончаний. |
Правописание падежных окончаний, личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.Задания 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий |
Проверка д/з, беседа, таблица, тренировочные упражнения. Тест, итог, д/з. |
Знают о правописании падежных окончаний, личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. |
|
17 |
–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; |
–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; Задания 14. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах |
Лекция, беседа, таблица, тренировочные упражнения, тест, итог, д/з. |
Знают о правописании –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; |
|
18 |
Правописание суффиксов различных частей речи |
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); Задания 10. Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-) |
Проверка д/з, тренировочные упражнения, работа над текстом, схемы, конструирование, тест, итог, д/з. |
Знают о правописании суффиксов различных частей речи. |
|
19 |
Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. |
Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. Задания 12. Правописание НЕ и НИ |
Лекция, беседа, таблица, тренировочные упражнения, тест, итог, д/з. |
Знают о слитном и раздельном написании не с различными частями речи, о правописании служебных слов. |
|
20 |
Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. |
Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. Задания 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов |
Проверка д/з, тренировочные упражнения, работа над текстом, схемы, конструирование, итог, д/з. |
Знают слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. |
|
VIII |
21 |
Морфологические нормы |
Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. |
Лекция, таблица, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, итог, д/з. |
Знают правила и нормы образования форм слов разных частей речи. |
22 |
Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. |
Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. |
Беседа, проверка д/з, тренировочные упражнения, конструирование, конспектирование, итог, д/з. |
Знают правила и нормы образования форм слов разных частей речи. |
|
23 |
Морфология и орфография. |
Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний |
Беседа, проверка д/з, тренировочные упражнения, словарная работа, конструирование, итог, д/з. |
Знают о морфологических нормах русского языка и о вариантах падежных окончаний |
|
24 |
Самостоятельные части речи. |
Самостоятельные части речи.Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. |
Лекция, проверка д/з, тренировочные упражнения, словарная работа, конструирование, итог, д/з |
Знают самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль. |
|
25 |
Служебные части речи. |
Служебные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. |
Беседа, проверка д/з, тренировочные упражнения, словарная работа, составление таблицы, конструирование, итог, д/з |
Знают служебные части речи их грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль. |
|
26 |
Междометия. Звукоподражательные слова. |
Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль междометий и звукоподражательных слов |
Беседа, проверка д/з, тренировочные упражнения, словарная работа, самостоятельная работа, работа со схемами, итог, д/з |
Знают грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль междометий и звукоподражательных слов |
|
27 |
Морфология. Средства связи предложений в тексте. |
. Средства связи предложений в тексте. Задания 6. Морфологические нормы (образование форм слова) |
Беседа, проверка д/з, тренировочные упражнения, конструирование, тест, итог, д/з. |
Знают о средствах связи предложений в тексте. |
|
28 |
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. |
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. |
Лекция, проверка д/з, тренировочные упражнения, орфографическая работа, конструирование, итог, д/з |
Знают о классификации грамматических и речевых ошибок на морфологическом уровне. |
|
29 |
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. |
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. |
Беседа, проверка д/з, тренировочные упражнения, самостоятельная работа, конструирование, итог, д/з |
Умеют отличать грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне и не допускать их. |
|
30 |
Контрольная работа |
Тест в формате ЕГЭ |
Тестирование |
Диагностическая. |
|
IX |
31 |
Коммуникативная компетенция |
Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)Задание 25. Сочинение |
Проверка д/з, лекция, тренировочные упражнения, орфографическая работа, конструирование, итог, д/з |
Знают о требованиях к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевом оформлении, грамотности) |
32 |
Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. |
Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение авторской позиции в тексте. Задание 25. Сочинение |
Проверка д/з, лекция, тренировочные упражнения, орфографическая работа, конструирование, итог, д/з. |
Знают о жанровом многообразии исходных текстов, структуре письменной экзаменационной работы. Умеют формулировать проблемы исходного текста, комментировать сформулированную проблему исходного текста, авторскую позицию. |
|
33 |
Аргументация собственного мнения по проблеме. |
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Задание 25. Сочинение |
Проверка д/з, лекция, тренировочные упражнения, конструирование, итог, д/з |
Знают как аргументировать собственное мнение по проблеме, правила использования аргументов, источники аргументации. Умеют работать над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. |
|
34 |
Абзацное членение. Точность и выразительность речи. Соблюдение норм. Требования к речи экзаменационной работы. |
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологическихнорм.. Задание 25. Сочинение |
Проверка д/з, лекция, тренировочные упражнения, конструирование, итог, д/з |
Понимают абзацное членение, знают требования к точности и выразительности речи, соблюдению орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических ифактологических норм. |
|
X |
35 |
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса в формате ЕГЭ |
Тест в формате ЕГЭ |
Тест в формате ЕГЭ |
Диагностическая. |
36 |
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса в формате ЕГЭ |
Сочинение в формате ЕГЭ |
Сочинение в формате ЕГЭ |
Диагностическая. |
|
11 класс |
|||||
XI |
37 |
Синтаксические нормы. Средства связи слов в словосочетании. |
Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.Нормы согласования. Нормы управления.Нормы примыкания. |
Лекция, составление таблицы тренировочные упражнения, орфографическая работа, конструирование, итог, д/з. |
Знают о видах словосочетаний, их построении, лексической сочетаемости слов. Знают о нормах согласования, управления, примыкания. |
38 |
Синтаксическая синонимия. |
Синтаксическая синонимия.Задание 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления |
Тест, проверка, анализ ошибок, конструирование, д./з, итог. |
Знают о синтаксической синонимии, умеют конструировать словосочетания в зависимости от поставленной задачи. |
|
39 |
Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая основа предложения. |
Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. |
Проверка д/з, лекция,тренировочные упражнения, орфографическая работа, конструирование, выборочный диктант, тест, итог, д/з |
Знают о порядке слов в предложении, грамматической основе предложения. Умеют выделять грамматическую основу предложения, способы выражения. |
|
40 |
Простые и сложные предложения. |
Простые и сложные предложения. |
Проверка д/з, лекция, орфографическая работа, конструирование, выборочный диктант, тест, итог, д/з |
Умеют отличать простые и сложные предложения. |
|
41 |
Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма. |
Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма. |
Лекция, составление таблицы, тренировочные упражнения, конструирование, итог, д/з. |
Знают об односоставных предложениях. неполных предложениях, интонационных нормах. |
|
42 |
Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную. |
Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную. |
Лекция, составление таблицы тренировочные упражнения, орфографическая работа, конструирование, итог, д/з. |
Умеют ставить знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную. |
|
43 |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами Задание 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами |
Проверка д/з, лекция, орфографическая работа, конструирование, выборочный диктант, тест, итог, д/з |
Умеют осмысленно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами |
|
44 |
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. |
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Задание 15. Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами |
Проверка д/з, лекция, орфографическая работа, конструирование, выборочный диктант, тест, итог, д/з |
Умеют употреблять знаки препинания в сложносочинённых предложениях и предложениях с однородными членами. |
|
45 |
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. |
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Задание 18. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении |
Проверка д/з, лекция, орфографическая работа, конструирование, выборочный диктант, тест, итог, д/з |
Умеют ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. |
|
46 |
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях. |
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях. |
Лекция, составление таблицы тренировочные упражнения, конструирование, итог, д/з. |
Знают о постановке знаков препинания в сложных бессоюзных предложениях. |
|
47 |
Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи. |
Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи. Задания 19. Знаки препинания в сложных предложение с разными видами связи |
Проверка д/з, лекция, орфографическая работа, тест, итог, д/з |
Знают о пунктуации в сложных предложениях с разными видами связи. |
|
48 |
Урок –зачет по теме: «Синтаксис и пунктуация» |
Актуализация знаний о синтаксисе и пунктуации. |
Фронтальный опрос, самостоятельная работа. |
Диагностическая. |
|
XII |
49 |
Текст |
Структура, языковое оформление, смысловая и композиционная целостность текста.Задания 1. Определение главной информации текста |
Проверка д/з, лекция, работа с текстом, конструирование, тест, итог, д/з |
Знают о структуре, языковом оформлении, смысловой и композиционной целостности текста. |
50 |
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. |
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Задания 20. Смысловая и композиционная целостность текста |
Проверка д/з, лекция, орфографическая работа, конструирование, выборочный диктант, тест, итог, д/з |
Знают о последовательности предложений в тексте. Умеют выполнять разноаспектный анализ текста. Видят логико-смысловые отношения между частями микротекста. |
|
51 |
Средства связи предложений в тексте. |
Средства связи предложений в тексте. Задания 2. Средства связи предложений в тексте. Задания 23. Средства связи предложений в тексте |
Лекция, таблица, работа с текстом, конструирование, выборочный диктант, тест, итог, д/з |
Знают о средствах связи предложений в тексте. |
|
52 |
Информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. |
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. |
Проверка д/з, лекция, орфографическая работа, конструирование, выборочный диктант, тест, итог, д/з |
Знают об основной и дополнительной информации микротекста. Владеют навыком информационной обработкой письменных текстов различных стилей и жанров. |
|
53 |
Контрольная работа за 1 полугодие в формате ЕГЭ |
Работа по вариантам, максимально приближенная к ситуации ЕГЭ. |
Работа по вариантам, максимально приближенная к ситуации ЕГЭ. |
Диагностическая |
|
54 |
Контрольная работа за 1 полугодие в формате ЕГЭ |
Работа по вариантам, максимально приближенная к ситуации ЕГЭ. |
Работа по вариантам, максимально приближенная к ситуации ЕГЭ. |
Диагностическая |
|
55 |
Анализ контрольной работы за 1 полугодие в формате ЕГЭ |
Решение заданий ЕГЭ |
Индивидуальная и фронтальная работа над ошибками, работа в парах. |
Умеют объективно судить о своих возможностях и проблемах. |
|
|
56 |
Функционально-смысловые типы речи. |
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Повествование, описание, рассуждение и их смешение. |
Лекция, таблица, работа с текстом, конструирование, выборочный диктант, тест, итог, д/з |
Знают о функционально-смысловых типах речи, их отличительные признаки. |
57 |
Функционально-смысловые типы речи. (Продолжение.) |
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Повествование, описание, рассуждение и их смешение. |
Проверка д/з, орфографическая работа, конструирование, анализ тестов, итог, д/з |
Знают о функционально-смысловых типах речи, их отличительные признаки. |
|
58 |
Предупреждение ошибок при определении типов речи. |
Предупреждение ошибок при определении типов речи. Задание 21. Функционально-смысловые типы речи |
Лекция, таблица, работа с текстом, конструирование, выборочный диктант, тест, итог, д/з |
Знают о функционально-смысловых типах речи, их отличительные признаки |
|
XIV |
59 |
Функциональные стили речи |
Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи. |
Проверка д/з, лекция, орфографическая работа, конструирование, выборочный диктант, тест, итог, д/з |
Знают о функциональных стилях речи, их основных особенностях: назначение каждого из стилей, сфере использования. |
60 |
Разговорный стиль речи. |
Разговорный стиль речи. Его особенности. |
Проверка д/з, лекция, орфографическая работа, конструирование, тест, итог, д/з |
Знаю особенности разговорного стиля. |
|
61 |
Официально-деловой стиль речи. |
Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. |
Лекция, таблица, работа с текстом, конструирование, выборочный диктант, итог, д/з |
Знают особенности официально-делового стиля речи, его основные признаки, назначение, сферу использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построение текста. |
|
62 |
Публицистический стиль, его особенности. |
Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля. |
Проверка д/з, лекция, орфографическая работа, конструирование, выборочный диктант, тест, итог, д/з |
Знают об особенностях публицистического стиля, средства эмоциональной выразительности, жанры публицистического стиля. |
|
63 |
Научный стиль, его особенности. |
Научный стиль, его особенности. |
Лекция, работа с текстом, конструирование, выборочный диктант, тест, итог, д/з |
Знают об особенностях научного стиля. |
|
64 |
Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. |
Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. |
Лекция, таблица, работа с текстом, конструирование, тест, итог, д/з |
Знают об особенностях художественного стиля речи. Умеют определять стиль текста. |
|
65 |
Контрольная работа по стилям и типам речи |
Актуализация знаний о стилях и типах речи. |
Тест |
Диагностическая |
|
XV |
66 |
Изобразительно-выразительные средства языка |
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Задание 24. Языковые средства выразительности |
Лекция, конспектирование, тренировочные упражнения, работа с таблицей, тест, итог, д/з |
Знают об изобразительно-выразительных средствах языка. |
67 |
Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте. |
Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте. |
Лекция, таблица, работа с текстом, выборочный диктант, итог, д/з |
Знают виды тропов, их характеристику, умение находить их в тексте. |
|
68 |
Стилистические фигуры, их роль в тексте. |
Стилистические фигуры, их роль в тексте. |
Проверка д/з, лекция, орфографическая работа, таблица, выборочный диктант, тест, итог, д/з |
Знают стилистические фигуры, их роль в тексте. |
|
XVI |
69 |
Коммуникативная компетенция |
Повторение алгоритма написания сочинения Задание 25. Аргументы, структура. |
Беседа, работа с текстом, конструирование, тест, итог, д/з |
Умеют писать сочинение в формате ЕГЭ |
70 |
Написание сочинения |
Написание сочинения.Анализ работ. |
Отработка написания сочинения |
Актуализация умения писать сочинение в формате ЕГЭ. |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученныхранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
В написании ы и и после приставок;
В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность:
допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Литература и средства обучения.
ФИПИ ЕГЭ 2017 Русский язык,
Русский язык ЕГЭ 2017. Типовые тестовые задания: М.: Экзамен, 2016
Тесты. Грамматика русского языка, 1-2 части (2011-2010гг.) Москва «Айрис пресс», 2011
Поурочные разработки по русскому языку:
Программы 34 и 68 ч.- М.:ВАКО,2007
Грамматика. Текст. Стили речи. «Вако» Москва,2007
Компакт-диски: языку. (2015) Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку
Интернет ресурсы
Итоговая контрольная работа :
- Диагностическая работа в формате ЕГЭ