12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Горошко Дмитрий Николаевич97
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Эссе на тему «Самообразование учителя»

(личный опыт педагога).

Говорить об самообразовании никогда не поздно и всегда актуально. Это всякий раз подтверждает практика. Какие бы выкладки нам не предлагали методисты, способность к совершенствованию, стремлению к идеалу, то важное и необходимое качество, которое отличает настоящего профессионала. В данной статье мне хотелось бы немного рассказать о своем опыте постоянной и кропотливой работы на этом пути.

Но что же такое самообразование в педагогической деятельности?

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности,

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»

Однако, как бы ни были высоки мотивационные способности педагога к процессу самообразованию, далеко не всегда данный процесс может реализовываться на практике. Причины, которые каждый из нас может назвать– это и отсутствие времени (попробуй-ка почитать что-нибудь при нагрузке в 30 часов), нехватка источников информации (да, на дворе информационный век, но не каждый педагог до сих пор освоил компьютер и интернет), отсутствие стимулов (а мне разве за это доплачивают – порой можно услышать от педагога) и др. Но на мой взгляд, это лишь проявление стагнации мышления и ленности ума, так как самосовершенствование процесс неотъемлемой потребности не только каждого педагога, но и каждой развивающейся личности.

Чаще всего коллеги определяют составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию, как ряд следующих критериев

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации. Знаете, до недавнего времени возможность получения была ограничена бумажными носителями. Все течет, все меняется. Количество интернет порталов, готовых предоставить вам свои наработки огромно. Взять, к примеру, файлообменники. Вот совсем недавно откопал на одном из них очередную серию научно-популярных журналов «Химия и Жизнь». Вы не представляете, как горят у ребенка глаза на уроке, когда вместо очередных выкладок химических реакций, ему рассказывают о удивительном открытии борьбы с раком с помощью уксуса или о эксперименте ученых Кембриджа о наличии сознания у вороны и мыши. Ну, а о количестве познавательного видео на этих порталах говорить и не приходиться. Особо полюбили дети, да и я сам, серию «Учебфильм».

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. С целью собственной мотивации я часто провожу над собой эксперимент. Я разрабатываю интересный, на мой взгляд, курс. Пусть он состоит из одно или двух уроков, пусть его трудно впихнуть в сетку календарного планирования, но если тема трогает вас, то и детей она заинтересует невероятно.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой(в век компьютерных технологии не гоже пользоваться мелом и тряпкой). Данный пункт особенно вызывает во мне бурю противоречивых эмоций. Объясню. Множество гипотез и теорий опровергаются или доказываются ежедневно. Но педагоги в своей ежедневной работе почему-то придерживаются все тех же основ, которые они усвоили порой 20-30 лет назад. Пример из собственной практики. Теория эволюции Дарвина. Уже лет 5-6 назад в научном мире было признана несостоятельность взглядов Дарвина и его последователей на эволюцию крупных таксонных групп, но мы так же предлагаем до сих пор детям незыблемую теорию, в которой птицы произошли от пресмыкающихся.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

Конкуренция.

Общественное мнение. Педагогу  не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?

Саморазвитие – это движение вперед. Но готовы ли вы отдавать этому движению силы, время, деньги. Если нет, то, наверное, стоит спросить у себя на своем ли вы месте. Желание самосовершенствования - это, в первую очередь, желание принести в свою профессию новое, а детей заинтересовать именно в вашем предмете.
 

Опубликовано


Комментарии (1)

Горошко Дмитрий Николаевич, 22.07.20 в 18:55 0Ответить Пожаловаться
Эссе-рассуждение о личном опыте педагога
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.