Авторский доклад-эссе на тему «Самообразование учителя»
Эссе на тему «Самообразование учителя»
(личный опыт педагога).
Говорить об самообразовании никогда не поздно и всегда актуально. Это всякий раз подтверждает практика. Какие бы выкладки нам не предлагали методисты, способность к совершенствованию, стремлению к идеалу, то важное и необходимое качество, которое отличает настоящего профессионала. В данной статье мне хотелось бы немного рассказать о своем опыте постоянной и кропотливой работы на этом пути.
Но что же такое самообразование в педагогической деятельности?
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности,
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»
Однако, как бы ни были высоки мотивационные способности педагога к процессу самообразованию, далеко не всегда данный процесс может реализовываться на практике. Причины, которые каждый из нас может назвать– это и отсутствие времени (попробуй-ка почитать что-нибудь при нагрузке в 30 часов), нехватка источников информации (да, на дворе информационный век, но не каждый педагог до сих пор освоил компьютер и интернет), отсутствие стимулов (а мне разве за это доплачивают – порой можно услышать от педагога) и др. Но на мой взгляд, это лишь проявление стагнации мышления и ленности ума, так как самосовершенствование процесс неотъемлемой потребности не только каждого педагога, но и каждой развивающейся личности.
Чаще всего коллеги определяют составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию, как ряд следующих критериев
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации. Знаете, до недавнего времени возможность получения была ограничена бумажными носителями. Все течет, все меняется. Количество интернет порталов, готовых предоставить вам свои наработки огромно. Взять, к примеру, файлообменники. Вот совсем недавно откопал на одном из них очередную серию научно-популярных журналов «Химия и Жизнь». Вы не представляете, как горят у ребенка глаза на уроке, когда вместо очередных выкладок химических реакций, ему рассказывают о удивительном открытии борьбы с раком с помощью уксуса или о эксперименте ученых Кембриджа о наличии сознания у вороны и мыши. Ну, а о количестве познавательного видео на этих порталах говорить и не приходиться. Особо полюбили дети, да и я сам, серию «Учебфильм».
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. С целью собственной мотивации я часто провожу над собой эксперимент. Я разрабатываю интересный, на мой взгляд, курс. Пусть он состоит из одно или двух уроков, пусть его трудно впихнуть в сетку календарного планирования, но если тема трогает вас, то и детей она заинтересует невероятно.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой(в век компьютерных технологии не гоже пользоваться мелом и тряпкой). Данный пункт особенно вызывает во мне бурю противоречивых эмоций. Объясню. Множество гипотез и теорий опровергаются или доказываются ежедневно. Но педагоги в своей ежедневной работе почему-то придерживаются все тех же основ, которые они усвоили порой 20-30 лет назад. Пример из собственной практики. Теория эволюции Дарвина. Уже лет 5-6 назад в научном мире было признана несостоятельность взглядов Дарвина и его последователей на эволюцию крупных таксонных групп, но мы так же предлагаем до сих пор детям незыблемую теорию, в которой птицы произошли от пресмыкающихся.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»
• Конкуренция.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?
Саморазвитие – это движение вперед. Но готовы ли вы отдавать этому движению силы, время, деньги. Если нет, то, наверное, стоит спросить у себя на своем ли вы месте. Желание самосовершенствования - это, в первую очередь, желание принести в свою профессию новое, а детей заинтересовать именно в вашем предмете.
Горошко Дмитрий Николаевич