Эссе на тему «Я — учитель!»

7
3
Материал опубликован 25 September 2017 в группе

Эссе «Я – Учитель!»

Последние дни июня. В школе пахнет свежей краской. Нет привычного детского шума. Только слышно, как переставляют парты, вешают постиранные шторы. Мои девчонки-активистки помогли расставить книги, пересадили цветы и уже собираются домой. Мне тоже надо торопиться – договорились с сыном начать читать энциклопедию о его любимых динозаврах. Как рассуждает наша бабушка, она слова-то такого не знала в детстве, а ее внук хочет стать палеонтологом. Похоже, время уже не бежит, а мчится стремглав, меняя нашу жизнь до неузнаваемости.

…Остался последний ящик в учительском столе, и можно будет на два месяца забыть о работе. «Забыть»- даже самой смешно стало, как будто это когда-нибудь получалось. Эти недели как раз и пройдут в раздумьях о «выстраданных» успехах семиклассников (23! человека в группе), треть из которых новенькие со всеми вытекающими последствиями, проблемах в работе с отстающими, потрясающих результатах на олимпиадах и неудачах в использовании новых приёмов. Теперь можно будет всё спокойно обдумать, проанализировать, ведь на это катастрофически не хватает времени в течение учебного года.

… Под свежим выпуском ИЯШ лежит фотография. Когда же это было? Судя по моей одежде, лет семь назад, ещё до рождения сына. Присаживаюсь и начинаю рассматривать. Удивительно, но один кадр может вызвать целое море воспоминаний. В три ряда выстроены учителя нашей школы: кто-то улыбается, кто-то стоит со скучающим видом («поскорее бы уже всё закончилось»), кто-то, вроде меня, напряжённо вглядывается в объектив, обдумывая при этом очередной классный час. «Улыбаемся! Дамочки, смотрим на меня! Не моргаем! Вылетает птичка! Снято! Всем спасибо!» - надрываясь, кричит наш фотограф. Подумать только, прошло каких-то семь лет, а как изменился наш коллектив. Пятеро уже на пенсии, Елена Анатольевна, моя давняя подруга, перешла в Управление образования, почувствовав, что ей тесно в стенах школы. Светлана Николаевна открыла свою языковую школу, и теперь ей «не надо биться над мотивацией, так как заплаченные деньги родителей – самый действенный мотив». Мария Петровна уже три года спокойно работает в химлаборатории «Газпрома», не «падая от усталости, пытаясь втолковать понятия «валентности» и «окисления». У каждой из них своя причина ухода из школы. Наверное, это честно: если не можешь работать в школе – не нужно, да и нельзя себя заставлять. Ведь дети всегда чувствуют фальшь и неискренность. На мой взгляд, очень верно отметил Василий Ключевский, из чего складывается успех учителя: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». В школе всё соткано из категорий «совершенство», «максимум», «превосходная степень». Никакой половинчатости, усреднённости.

Я часто вспоминаю слова моего тренера по вождению: «Нельзя знать правила движения на «троечку» - либо ты отличный водитель, либо никчёмный. От тебя зависит твоя жизнь и жизнь других участников движения!» Труд учителя не менее ответственный – от его мастерства и профессионализма зависит, как сложится жизнь у огромного количества людей. Но как же безумно трудно соответствовать выражению Бальтазара: «Каждый должен быть величественен в своём деле»! На сколько же тернист и извилист путь учителя! Так, стоп! Только без стенаний и жалости к себе! Что мне реально мешает «сеять разумное, доброе, вечное»? Что в моих силах изменить?

Можно сколько угодно вздыхать и вспоминать, как же хорошо было раньше: зашёл учитель в класс: «Здравствуйте! Садитесь! Откройте тетради и запишите тему урока!» Учитель был, можно сказать, монополистом в области знаний. Но современное общество стало информационным - доступна любая информация: и позитивная, и агрессивная. И мы не можем это предотвратить или изменить. Кроме того, доступность любых данных и обилие сведений обо всём на свете делает авторитет учителя шатким. Поэтому при подготовке к уроку нужно переработать байты и килобайты информации, чтобы с достоинством ответить ученику, который припас каверзный вопрос: «А вот в Википедии написано….» или «А Вы знаете, что у этого слова есть новое значение?» Но разве же это проблема? В любом учителе есть непреодолимая потребность узнавать и открывать. Это скорее стимул к бесконечному самообразованию. Я полностью согласна с Али Ашперони, что «педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». Проблема для меня кроется в другом: перенасыщенность информацией обесценивает сам процесс добывания знаний. Посмотрите, как легко и без всякой работы мысли ученики найдут ответ на любой вопрос. Я называю этот способ поиска информации «пальчиковым»: лёгким скольжением указательного пальца по планшету или экрану телефона трудный вопрос превращается в мгновенный ответ: «Анна Ахматова», «по теореме Пифагора», «вследствие нехватки обмундирования», «почвоведение», «суффиксальным способом» и т.д. К сожалению, «пальчиковый» способ получения информации не способствует развитию школьника. А поскольку ему самому это сложно понять, приходится быть изобретательным. Для меня, как для учителя иностранного языка, важно не только, какой словарный запас у ребёнка и как хорошо он знает разветвлённую систему видовременных форм английского глагола, а то, как он может применить свои знания в незнакомой и нестандартной ситуации. Так как наш мозг устроен так, что начинает работать, столкнувшись с трудностью, палочкой-выручалочкой на уроке выступают проблемные ситуации. Предъявление несходного задания, противоречивых данных, столкновение мнений, задание на ошибку превращает не столь радостный урок по формированию грамматических навыков в напряжённую работу мысли. Высшим подтверждением правильности выбранного метода для меня является фраза: «Только не подсказывайте нам! Мы сами поймём!»

Горько, но факт, что современные дети, мягко говоря, не любят читать. Опять же - большое «спасибо» всеобщей информатизации. Конечно, я не ставлю степень своей трудности в один ряд с теми проблемами, которые испытывают учителя литературы и истории. Выход я нашла в использовании приёмов технологии продуктивного чтения. Пусть небольшой текст мы читаем долго, потратив несколько минут только на одно заглавие. Зато качество воспринимаемой информации позволяет оценить красоту языка, «прочувствовать» его. Есть время для того, чтобы выразить свои чувства к герою, поспорить с одноклассниками, привести пример из собственной жизни. Я никогда не забуду урок, а вернее его конец, когда уже прозвенел звонок, а мы так и не раскрыли тайну рассказа Коннан Дойля. И вот встаёт Семён, не отличающийся особым красноречием, как впрочем, и языковыми способностями, и говорит: «Давайте договоримся: дома никто не будет читать конец рассказа, а завтра мы вместе всё узнаем!» Я с умилением смотрю на своих ребят и чувствую себя героем: значит, удалось их заинтересовать темой урока, а еще они получили удовольствие от совместной работы. Как поётся в известной песне, «сыграть во все игры нельзя одному/ Ни мне, ни тебе, никому-никому».

Как любит повторять моя коллега: «Дети - это ещё цветочки, а вот их родители – те ещё ягодки!» Сегодняшние родители очень хорошо подкованы в области законодательства, для этого нужно всего лишь набрать «Консультант плюс» или любой форум по проблемам образования. Все хорошо осведомлены в том, что «учитель должен», «школа обязана», забывая, что Стандарт – это договор между семьёй, школой и государством. Согласно Стандарту, и родители, и ученики, и учителя в ответе за качественный образовательный результат. Таким образом, родитель коронные «должен», «обязан» должен адресовать и себе тоже.

Лично мне, труднее работать с новым поколением «особо радеющих родителей», финансовые возможности которых позволяют «цвести и пахнуть» индустрии детских услуг. Безусловно, это здорово, когда ребёнок может посещать всевозможные языковые клубы, центры развития, репетиторов: учиться – всегда пригодиться. Другое дело, что подрывается престиж школьного образования. Родители первоклассников (а иногда и раньше) априори убеждены, что для успешной сдачи ЕГЭ (завидная прозорливость) просто необходимо сразу нанимать репетиторов чуть ли не по всем предметам и возить своего ребёнка во все «Умнички», «ИнтеллектУмы» и «Талантограды». Вряд ли такой ребёнок будет воспринимать школу как мастерскую жизни, а учителя как «светоча науки». Любой урок в школе будет для него черновик, а всё, что не понял, не расслышал, не сделал - исправят репетиторы. Стоит ли напрягаться?

А недавно я прочитала статью, в которой приводились шокирующие данные соцопроса: 56 % родителей выпускников не довольны качеством образования. Обидно, больно, но это не повод бросать школу, наоборот, я твёрдо убеждена, что Стандарт сможет вывести наше образование на новый уровень, откроет новую эпоху, где школа будет выпускать людей, соответствующих всем требованиям и запросам семьи, государства, работодателей. Я понимаю и признаю, что бОльшая ответственность лежит на мне и моих коллегах, но эта ноша не тянет, а наоборот, заставляет ещё более смело и решительно искать новые результативные приёмы, апробировать передовые технологии, пересматривать и критически относиться к своему опыту.

Наверное, каждому учителю знакома ситуация: обдумываешь, анализируешь, пробуешь, тратишь своё здоровье на решение какой-то проблемы, но тебя всё время преследует ощущение, что бьёшься о глухую стену. Сколько раз я испытывала эти «муки творчества»! Но если посмотреть на проблему с точки зрения Ральфа Эмерсона - «каждая стена – это дверь», - то понимаешь, что очень много зависит от тебя, просто нужно порой стиснуть зубы и не сходить с выбранного пути.

Я положила фотографию обратно в стол. Спасибо ей: она каким-то странным образом заставила меня поверить, что не стоит бояться проблем. Вдруг послышался лёгкий стук, и чья-то маленькая ручка стала отворять дверь…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Екатерина Юрьевна, мне понравилась Ваша работа!

25 September 2017

Ответ #42602 был удален 25 September 2017