12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Румянцева Ольга Александровна35 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
"АВТОРСКИЙ УРОК-ДИАЛОГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ "У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО"
ГБПОУ НСО «Новосибирский технический колледж им. А. И. Покрышкина»
Ольга Александровна Румянцева,
преподаватель литературы,
русского языка и культуры речи
высшей квалификационной категории
"АВТОРСКИЙ Урок-диалог с использованием ЭЛЕМЕНТОВ
методики дидактических задач
"У войны не женское лицо"
«Истина не рождается
и не находится
в голове отдельного человека,
она рождается между людьми,
совместно ищущими истину,
в процессе их диалогического общения».
М. М. Бахтин.
Аннотация. Аргументированный ответ на вопрос: "Женщина и война - совместимы или нет эти два понятия?" на основе анализа повести Б. Васильева и одноименного фильма "А зори здесь тихие", привлечения дополнительного литературного материала по заданной теме.
Глоссарий.
Методика дидактических задач - технология, построенная на деятельностной основе; фазы занятия выстраиваются следующим образом: информация, планирование, принятие решения, выполнение, оценка.
Авторский урок-диалог - урок не диктуется кем-то извне, а создаётся учеником и учителем на основе их запросов и возможностей. Здесь важно не заучивание, а понимание учебного материала. Цели, содержание, форма, приёмы – всё это требует авторского отношения участников образовательного процесса. На уроке поощряется авторство - субъективный «вопрос» и «ответ» (высказывание). Ответственность за урок, его результаты учитель и ученик делят между собой, находясь в соавторстве.
Подготовительная работа: студентами прочитана и проанализирована повесть Васильева Б. Л. «А зори здесь тихие», проведено знакомство с биографией автора, просмотрены и проанализированы две экранизации фильма «А зори здесь тихие»: 1972г. и 2015г., составлены характеристики девушек-главных героинь повести.
Форма: работа в малых группах.
Вид урока: итоговый урок по теме.
Оборудование и учебно-методическое оснащение урока:
книги Б. Васильева «А зори здесь тихие», раздаточный материал для студентов (по методике дидактических задач), фотовыставка «Женщины на войне», видео военных песен: «До свидания, мальчики», «Вальс фронтовой сестры», «Довоенный вальс», проектор, экран, доска.
Цель: художественное осмысление войны и судеб военного поколения и формирование нравственно-патриотической точки зрения студентов на основе анализа художественного текста.
Задачи.
Формировать внимательное и бережное отношение к литературе и русскому языку, художественному слову, интерес к чтению, укрепляя позиции русского языка и литературы в современном культурном пространстве.
Развивать речевые компетенции, навык активного осмысленного чтения, навыки групповой и диалогической работы по поиску пути из проблемной ситуации.
Воспитывать у студентов осознание таких понятий, как патриотизм, дружба, преданность, взаимовыручка.
К концу урока студенты будут:
- простраивать собственную деятельность по нахождению пути выхода из проблемной ситуации.
- владеть элементами анализа художественного произведения и уметь делать логические выводы на основании проанализированного текста.
- владеть речевым и понятийным аппаратом, уметь простроить свое выступление, вести диалог в рамках учебной беседы.
- иметь сформированную нравственно-патриотическую зрения.
Ход урока
Организационный момент.
Вводная часть.
Видео военной песни «До свидания, мальчики» Б. Окуджавы.
Вводное слово преподавателя о теме урока, цели, задачах, которые ставятся перед студентами. Определение формата урока.
- В 1941 году Борису Васильеву было всего семнадцать. Ушел он на фронт добровольцем, своими глазами он видел ту самую войну, которая ломала жизни, калечила судьбы, оставляла детей без родителей в голоде и нищете.
В 1969 году Б. Васильев написал повесть «А зори здесь тихие...».
В 1972 режиссер Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Васильева.
Автор повести и режиссер фильма прошли этот долгий путь сами, и я думаю, что целью их было показать не саму войну с миллионами смертей, а то, как погибает каждый человек в отдельности. Как умирает душа, рушатся надежды, ломаются судьбы.
Кинорежиссер Станислав Ростоцкий знает героев в лицо, и тех самых девчонок, которым еще не успело исполниться двадцать. Тех, кому судьбой предписано своей красотой сводить мужчин с ума, кружить голову, рожать детей, проявлять заботу, быть милосердными… А они? Они – добровольцы, со школьной скамьи ушедшие на фронт. Туда, где брат, отец и муж, - помогать им, защищать, закрывать от осколков.
Ведь на войне убивали не только мужчин – защитников Родины, но и женщин, и детей, и стариков. Война безжалостна, она нарушает все законы человечества, законы природы. Война совершает преступление против личности, против жизни, против всего живого.
Самого Ростоцкого от смерти спасла именно медсестра, которая вытащила его раненного с поля боя и пронесла несколько километров на руках. Ей он и посвятил эту картину, которую она, увы, не увидела.
Мы с вами несколько уроков подряд работали в рамках темы «У войны не женское лицо»
Прочитали повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие»
Просмотрели 2 экранизации, 1972 и 2015 гг., причем к какому выводу пришли?
Работали с анализом повести, составили подробные характеристики девушек, проследили за их судьбами, сделали хронологическую таблицу
И вот сегодня итоговый урок, когда мы с вами должны дать аргументированный ответ на вопрос «Женщина и война – совместимы ли два этих понятия?»
Основная часть.
Информация.
Студенты, располагаясь по группам, получают раздаточный материал: (текст дидактической задачи,
информационные листы, схему анализа, иллюстративный материал, листы планирования. Проводится озвучивание вопроса, на который студенты должны ответить в процессе работы.
- Сегодня итоговый урок, когда мы с вами должны дать аргументированный ответ на вопрос «Женщина и война – совместимы ли два этих понятия?»
Для того, чтобы продуктивнее работать, формой проведения сегодняшнего урока мы выбрали работу в малых группах.
У вас на столах необходимый материал: тексты, информационные листы, самое главное – текст дидактической задачи и вопрос, на который предстоит ответить.
Итак, начинаем работать.
А пока прошу трех представителей от групп подойти и выполнить задание на знание текста.
Планирование.
Студенты планируют работу по решению дидактической задачи, работают в группах. - Июнь 1941 года. Разделивший на до и после жизнь миллионов людей…. Давайте посмотрим… Видео военной песни «Довоенный вальс». | «Знаем ли мы текст?» На доске представители от групп составляют хронологическую схему событий повести. Эталон задания предоставляется после выполнения, студенты сверяют результат и оценивают свою работу. |
Первая группа представляет стихотворения, задает вопросы студентам двух других групп.
Видео военной песни «Вальс фронтовой сестры».
- В поиске ответа мы с вами не только прочитали повесть и просмотрели фильмы, но и знакомились с творчеством других авторов о Вов. И сейчас ребята предложат нам те стихотворения, которые показались им наиболее интересными и озвучат те вопросы, которые их волнуют.
Ю. Друнина «Нет, это не заслуга, а удача».
Ю. Друнина «Качается рожь несжатая...»
А. Ванеев «Женщины с военными медалями...»
Принятие решения
«Вальс фронтовой сестры»
-Буквально несколько минут, мы заканчиваем обсуждение, работу в группах, и давайте поделимся со всеми теми умозаключениями, которые вы сделали.
1 группа
2 группа
Заполнение листа планирования в группах, работа со структурно-логической схемой, корректировка схемы, составленной на предыдущем уроке.
Выполнение.
Диалог между группами по решению дидактической задачи и выводов по структурно-логической схеме.
- А теперь обратимся к той структурно-логической схеме, которую вы составляли на прошлом занятии.
Комментарии и выставка
Презентация «Женщины во время Великой Отечественной войны».
Подведение итогов.
Оценка деятельности студентов на уроке, выставление отметок.
Домашнее задание на сайте: написать сочинение-миниатюру «У войны не женское лицо», (методические рекомендации и образцы на сайте).