12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Румянцева Ольга Александровна35

ГБПОУ НСО «Новосибирский технический колледж им. А. И. Покрышкина»

Ольга Александровна Румянцева,

преподаватель литературы,

русского языка и культуры речи

высшей квалификационной категории

"АВТОРСКИЙ Урок-диалог с использованием ЭЛЕМЕНТОВ

методики дидактических задач

"У войны не женское лицо"

«Истина не рождается

и не находится

в голове отдельного человека,

она рождается между людьми,

совместно ищущими истину,

в процессе их диалогического общения».

М. М. Бахтин.

Аннотация. Аргументированный ответ на вопрос: "Женщина и война - совместимы или нет эти два понятия?" на основе анализа повести Б. Васильева и одноименного фильма "А зори здесь тихие", привлечения дополнительного литературного материала по заданной теме.

Глоссарий.

Методика дидактических задач - технология, построенная на деятельностной основе; фазы занятия выстраиваются следующим образом: информация, планирование, принятие решения, выполнение, оценка.

Авторский урок-диалог - урок не диктуется кем-то извне, а создаётся учеником и учителем на основе их запросов и возможностей. Здесь важно не заучивание, а понимание учебного материала. Цели, содержание, форма, приёмы – всё это требует авторского отношения участников образовательного процесса. На уроке поощряется авторство - субъективный «вопрос» и «ответ» (высказывание). Ответственность за урок, его результаты учитель и ученик делят между собой, находясь в соавторстве.

Подготовительная работа: студентами прочитана и проанализирована повесть Васильева Б. Л. «А зори здесь тихие», проведено знакомство с биографией автора, просмотрены и проанализированы две экранизации фильма «А зори здесь тихие»: 1972г. и 2015г., составлены характеристики девушек-главных героинь повести.

Форма: работа в малых группах.

Вид урока: итоговый урок по теме.

Оборудование и учебно-методическое оснащение урока:

книги Б. Васильева «А зори здесь тихие», раздаточный материал для студентов (по методике дидактических задач), фотовыставка «Женщины на войне», видео военных песен: «До свидания, мальчики», «Вальс фронтовой сестры», «Довоенный вальс», проектор, экран, доска.

Цель: художественное осмысление войны и судеб военного поколения и формирование нравственно-патриотической точки зрения студентов на основе анализа художественного текста.  

Задачи.

Формировать внимательное и бережное отношение к литературе и русскому языку, художественному слову, интерес к чтению, укрепляя позиции русского языка и литературы в современном культурном пространстве.

Развивать речевые компетенции, навык активного осмысленного чтения, навыки групповой и диалогической работы по поиску пути из проблемной ситуации.

Воспитывать у студентов осознание таких понятий, как патриотизм, дружба, преданность, взаимовыручка.

К концу урока студенты будут:

- простраивать собственную деятельность по нахождению пути выхода из проблемной ситуации.

- владеть элементами анализа художественного произведения и уметь делать логические выводы на основании проанализированного текста.

- владеть речевым и понятийным аппаратом, уметь простроить свое выступление, вести диалог в рамках учебной беседы.

- иметь сформированную нравственно-патриотическую зрения.








Ход урока

Организационный момент.

Вводная часть.

Видео военной песни «До свидания, мальчики» Б. Окуджавы.

Вводное слово преподавателя о теме урока, цели, задачах, которые ставятся перед студентами. Определение формата урока.

- В 1941 году Борису Васильеву было всего семнадцать. Ушел он на фронт добровольцем, своими глазами он видел ту самую войну, которая ломала жизни, калечила судьбы, оставляла детей без родителей в голоде и нищете.

В 1969 году Б. Васильев написал повесть «А зори здесь тихие...».

В 1972 режиссер Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Васильева.

Автор повести и режиссер фильма прошли этот долгий путь сами, и я думаю, что целью их было показать не саму войну с миллионами смертей, а то, как погибает каждый человек в отдельности. Как умирает душа, рушатся надежды, ломаются судьбы.

Кинорежиссер Станислав Ростоцкий знает героев в лицо, и тех самых девчонок, которым еще не успело исполниться двадцать. Тех, кому судьбой предписано своей красотой сводить мужчин с ума, кружить голову, рожать детей, проявлять заботу, быть милосердными… А они? Они – добровольцы, со школьной скамьи ушедшие на фронт. Туда, где брат, отец и муж, - помогать им, защищать, закрывать от осколков.

Ведь на войне убивали не только мужчин – защитников Родины, но и женщин, и детей, и стариков. Война безжалостна, она нарушает все законы человечества, законы природы. Война совершает преступление против личности, против жизни, против всего живого.

Самого Ростоцкого от смерти спасла именно медсестра, которая вытащила его раненного с поля боя и пронесла несколько километров на руках. Ей он и посвятил эту картину, которую она, увы, не увидела.

Мы с вами несколько уроков подряд работали в рамках темы «У войны не женское лицо»

Прочитали повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие»

Просмотрели 2 экранизации, 1972 и 2015 гг., причем к какому выводу пришли?

Работали с анализом повести, составили подробные характеристики девушек, проследили за их судьбами, сделали хронологическую таблицу

И вот сегодня итоговый урок, когда мы с вами должны дать аргументированный ответ на вопрос «Женщина и война – совместимы ли два этих понятия?»

Основная часть.

Информация.

Студенты, располагаясь по группам, получают раздаточный материал: (текст дидактической задачи,

информационные листы, схему анализа, иллюстративный материал, листы планирования. Проводится озвучивание вопроса, на который студенты должны ответить в процессе работы.

- Сегодня итоговый урок, когда мы с вами должны дать аргументированный ответ на вопрос «Женщина и война – совместимы ли два этих понятия?»

Для того, чтобы продуктивнее работать, формой проведения сегодняшнего урока мы выбрали работу в малых группах.

У вас на столах необходимый материал: тексты, информационные листы, самое главное – текст дидактической задачи и вопрос, на который предстоит ответить.

Итак, начинаем работать.

А пока прошу трех представителей от групп подойти и выполнить задание на знание текста.

Планирование.

Студенты планируют работу по решению дидактической задачи, работают в группах.

- Июнь 1941 года. Разделивший на до и после жизнь миллионов людей…. Давайте посмотрим…

Видео военной песни «Довоенный вальс».

«Знаем ли мы текст?»

На доске представители от групп составляют хронологическую схему событий повести.

Эталон задания предоставляется после выполнения, студенты сверяют результат и оценивают свою работу.



Первая группа представляет стихотворения, задает вопросы студентам двух других групп.

Видео военной песни «Вальс фронтовой сестры».

- В поиске ответа мы с вами не только прочитали повесть и просмотрели фильмы, но и знакомились с творчеством других авторов о Вов. И сейчас ребята предложат нам те стихотворения, которые показались им наиболее интересными и озвучат те вопросы, которые их волнуют.

Ю. Друнина «Нет, это не заслуга, а удача».

Ю. Друнина «Качается рожь несжатая...»

Татьяна Якубинская «У войны не женское лицо».

А. Ванеев «Женщины с военными медалями...»

Андрей Казачёк «А зори здесь тихие…»

Принятие решения

«Вальс фронтовой сестры»

-Буквально несколько минут, мы заканчиваем обсуждение, работу в группах, и давайте поделимся со всеми теми умозаключениями, которые вы сделали.

1 группа

2 группа

Заполнение листа планирования в группах, работа со структурно-логической схемой, корректировка схемы, составленной на предыдущем уроке.

Выполнение.

Диалог между группами по решению дидактической задачи и выводов по структурно-логической схеме.

- А теперь обратимся к той структурно-логической схеме, которую вы составляли на прошлом занятии.

Комментарии и выставка

Презентация «Женщины во время Великой Отечественной войны».

Подведение итогов.

Оценка деятельности студентов на уроке, выставление отметок.

Домашнее задание на сайте: написать сочинение-миниатюру «У войны не женское лицо», (методические рекомендации и образцы на сайте).

Заполнение листов рефлексии.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.