Авторский вариант тренировочного теста в формате ОГЭ по биологии
Пояснительная записка
Предмет: Биология
9 класс
Данный вариант тренировочного теста в формате ОГЭ (9 класс) по биологии предназначен для проверки знаний по разделу «Ботаника». Задания подготовлены в соответствии с экзаменационным вариантом, однако исключают задания по разделам «Зоология» и «Человек и его здоровье». Работа состоит из двух частей, содержащих задания разных уровней сложности.
Цель и задачи тренировочного теста в формате ОГЭ
Цель данного теста - определение освоения обучающимися основной образовательной программы по биологии в рамках раздела «Ботаника».
- проверить и оценить уровень знаний обучающихся 9 классов.
- закрепить знания обучающихся представленных в содержательных блоках курса биологии «Биология как наука» «Организмы бактерий, грибов и лишайников», «Растительный организм. Систематические группы растений», «Эволюционное развитие растений» и «Взаимосвязи организмов и окружающей среды».
- продолжить формирование учебных знаний, планирования ответов, сравнения и обобщения необходимых для успешной подготовки к ГИА по биологии.
Инструкция к заданиям
Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом, а часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Ответы к заданиям 2–21 записываются в виде цифры, последовательности цифр или букв. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ.
Правильные ответы
Правильное выполнение каждого из заданий 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15, 20 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.
Правильное выполнение каждого из заданий 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 16, 17, 18, 19, 21 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляется 1 балл, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует
эталону, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.
Правильное выполнение задания 13 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляются 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.
Часть 1
№ Задания | Правильный ответ | № Задания | Правильный ответ |
Обмен веществ и энергии/ обмен веществ/ метаболизм | 12. | 3 | |
4132 | 13. | 12533 | |
45132 | 14. | 3 | |
15 | 15. | 2 | |
53214 | 16. | 367 | |
4 | 17. | 136 | |
246 | 18. | 12121 | |
2 | 19. | 356 | |
356 | 20. | ЛНГА/ЛГВА/ЛНГВ | |
3578 | 21. | 23 | |
21211 |
Часть 2
Задание 22.
Содержание верного ответа или указания к оцениванию (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. Прием: пикировка ИЛИ прищипка верхушки корня. 2. Цель: стимуляция роста и развития боковых корней, для увеличения площади всасывания воды. | |
Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задание 23.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. Почва является необязательным условием для прорастания семян. 2. Для прорастания семян необходимо наличие воды. | |
Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задание 24.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. Папоротникообразные имеют вегетативные органы: корни, стебли и листья; 2. Весенний побег хвоща коричневого цвета, лишённый хлорофилла, на котором в спороносных колосках формируются споры. Летний побег зелёного цвета, в нём происходит процесс фотосинтеза. 3. Образование каменного угля ИЛИ В экосистемах являются продуцентами, входят в состав цепей питания ИЛИ Используется как декоративные растения ИЛИ Средообразующий компонент ИЛИ Используются в медицине | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Задание 25.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1.185 деревьев на гектар. 2.Чем выше ствол сосны в густой посадке, тем больше света получает растение, значит ствол постоянно растёт, увеличивая массу. 3.В воздухе соснового леса присутствуют фитонциды — вещества, которые губительно действуют на болезнетворные организмы. Дыхание, таким воздухом, препятствует возникновению инфекционных болезней. | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Задание 26.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. 1450. Меню: суп молочный с макаронными изделиями, мясные биточки, гарнир из отварного риса, кисель, хлеб ржаной 2. Суточная потребность в белках рассчитывается как произведение суточной нормы потребления белков для подростка определенного возраста на его вес. То есть Татьяне необходимо употребить 2,0 г/кг · 40кг = 80 г. Так как она уже употребила 9,2 г + 4,8 г + 2 г · 2 + 0 = 18, то ей еще нужно добрать 80 г − 18 г = 62 г. 3. Энергетическая (углеводы являются источником энергии для жизнедеятельности организма); ИЛИ строительная (углеводы входят в состав нуклеиновых кислот); ИЛИ запасающая (гликоген запасается в печени и скелетных мышцах); ИЛИ регуляторная (углеводы регулируют осмотическое давление крови); ИЛИ рецепторная (образуют клеточные рецепторы). | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Источники информации:
- Лернер Г.И. ОГЭ 2022. Биология: тематические тренировочные задания/ Москва: Эксмо, 2021. -288 с.
- Рохлов В.С.ОГЭ Биология: типовые экзаменационные варианты/ Москва: «Национальное образование», 2024. – 400с.
- Скворцов П.М. Биология Основной Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации (учебное пособие)/ Москва: «Интеллект - Центр», 2024. – 200с.
- https://bio-oge.sdamgia.ru/
- https://bio5-vpr.sdamgia.ru/problem
- https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
- https://edu.tofmal.ru/main/courses/9/sections/42/topics/133/step/2007
Изображения:
https://triptonkosti.ru/12-foto/sdelajte-podpisi-k-risunku-stroenie-cvetka-92-foto.html
1.На рисунке изображены связи растения с окружающей средой.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрируют эти связи?
______________________________
2. Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ А) пчела медоносная Б ) мухомор весенний В) орляк обыкновенный Г) дифтерийная палочка | ЦАРСТВА 1) Грибы 2) Бактерии 3) Растения 4) Животные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
3. Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Класс Двудольные
Вид Дуб черешчатый
Семейство Буковые
Царство Растения
Отдел Цветковые
4. Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза у растений от концентрации углекислого газа в атмосфере (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у — относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) После достижения концентрации углекислого газа в 0,12%, относительная скорость фотосинтеза выходит на плато.
2) Понижение относительной скорости фотосинтеза начинается после достижения концентрация углекислого газа 0,20%.
3) После достижения концентрации углекислого газа в 0,12%, относительная скорость фотосинтеза начинает снижаться.
4) Увеличение относительной скорости фотосинтеза происходит в диапазоне концентраций углекислого газа от 0 до 0,16%.
5) При концентрации углекислого газа равной 0,04% относительная скорость фотосинтеза составляет 30 у.ед.
5. Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зеленых частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)
2) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.
3) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки
4) опустите лист хлорофитума в раствор йода
5) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски черной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каемку по краю
6. Витя получил от учителя задание рассмотреть под микроскопом строение кожицы лука. Он при помощи пинцета снял с чешуи лука кожицу, а затем приготовил микропрепарат, используя
1) чашку Петри, покровное стекло и колбу
2) предметное стекло, воронку и препаровальную иглу
3) мерный цилиндр, чашку Петри и воронку
4) препаровальную иглу, предметное и покровное стекла
7. Известно, что Крестовник обыкновенный — полевой сорняк, бороться с которым сложно из-за стебля и листьев, покрытых колючками и многочисленных плодов переносимых ветром.
Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Имеет стержневую корневую систему.
2) Встречается на лугах и в степной зоне
3) Соцветие – корзинка имеет колокольчатую форму.
4) Хорошо растет на обрабатываемых человеком почвах.
5) Растение используется в медицине.
6) Плод — семянка, распространяется далек от места произрастания.
8. В таблице приведены ткани растений и их функции.
ТКАНЬ | ФУНКЦИЯ |
... | рост в толщину |
эпидермис | защита нижележащих тканей |
Какой термин необходимо вписать на место пропуска?
1) ситовидные трубки
2) камбий
3) пробка
4) сосуды
9. Какие из приведенных характеристик характерны для двудольных растений? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проводящие пучки не содержат камбий
2) одна семядоля
3) стержневая корневая система
4) всегда травянистые
5) пальчатое жилкование листьев
6) число частей цветка кратно четырем или пяти
10. Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ
Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки — ___________ (В) — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г) .
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) стебель | 2) корневой чехлик | 3) корневой волосок | 4) побег |
5) лист | 6) дыхание | 7) устьица | 8) фотосинтез |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
11. Установите соответствие между характеристикой ткани растения и характерным для нее видом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКИ А) служит для проведения воды от корней к листьям Б) клетки не содержат ядра В) стенки клеток утолщены Г) служит для проведения органических веществ от листьев к корням Д) имеют клетки-спутницы | ВИД ТКАНИ Флоэма Ксилема |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
12. Верны ли следующие суждения об агротехнических приемах выращивания культурных растений?
А. Растения картофеля окучивают для того, чтобы развивались придаточные корни и столоны.
Б. Для образования большого количества листьев растения подкармливают азотным удобрением.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Рассмотрите фотографию ландыша майского. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану:
А. Формула цветка
1) *О(3+3)Т3+3 П1
2) О(2)+ 2 Т3 П1
3) *Ч5 Л5 Т∞ П1
4) Ч3 Л3 Т 3+3 П1
Б. Название соцветия:
1) метелка 2) кисть 3) колос 4) початок
В. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Г. Тип жилкования листьев
1) перистое 2) пальчатое 3) дуговое 4) параллельное
Д. Имеет видоизменённый подземный орган
1) корнеплод 3) корневище
2) клубень 4) клубнелуковица
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
14. Какой из изображенных органов растений является видоизмененным побегом?
15. Какой признак, не свойственен организмам, относящимся к царству Растений?
1) автотрофный способ питания
2) отсутствие пластид
3) запасной углевод крахмал
4) чередование двух поколений в жизненном цикле – спорофитов и гаметофитов
16. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение цветка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) цветоложе
2) цветоножка
3) околоцветник
4) лепестки
5) чашелистики
6) тычинка
7) пестик
17. Какие характеристики могут быть использованы при обосновании сходства мхов и папоротников? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) размножение спорами
2) в жизненном цикле преобладает спорофит
3) оплодотворение связанно с водой
4) стадия заростка в жизненном цикле
5) образование спор в коробочке
6) автотрофное питание
18. Установите соответствие между характеристикой и отделом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКИ А) двойное оплодотворение Б) семена лежат открыто (голо) на поверхности чешуй В) встречаются все жизненные формы Г) опыляются только ветром Д) семена защищены плодными оболочками | ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ Покрытосеменные Голосеменные |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
19. Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания клевера.
Список характеристик:
1) образует вторичную биологическую продукцию
2) использует энергию готовых органических соединений
3) продуцент
4) вступает в симбиоз с корнями деревьев
5) вступает в симбиоз с клубеньковыми бактериями
6) использует энергию солнечного света
7) редуцент
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.
20. Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входят корнеплоды. В ответе запишите последовательность букв.
→ | → | → |
21. Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность злаков и оленей, если в течение нескольких лет шло увеличение численности воробьев? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность злаков | Численность оленей |
|
|
22. Рассмотрите рисунки, на которых изображены некоторые этапы пересадки молодого растения. Как называют агротехнический прием, изображенный на рисунке А и Б? С какой целью он используется?
А Б
23. Ученый изучал условия прорастания семян фасоли. Он взял два одинаковых стакана, налил в оба немного воды. В каждый из стаканов ученый положил одинаковое количество семян фасоли. В один из стаканов насыпал землю. Оба стакана он поставил на столе в комнате. Через несколько дней в обоих стаканах проросла фасоль.
Какой вывод можно сделать на основании этого опыта? Какой из изученных факторов необходим для прорастания семян?
24. Используя содержание текста «Плауны. Хвощи. Папоротники» и знания школьного курса биологии, выполните задания и ответьте на вопросы.
Плауны. Хвощи. Папоротники
Папоротникообразные – это большая группа высших споровых растений. Высшими растениями они считаются потому, что имеют вегетативные органы: корни, стебли и листья. Споровыми они называются, поскольку их размножение происходит с помощью спор. Папоротникообразные различаются между собой по внешнему виду, поэтому их традиционно подразделяют на три группы: папоротники, хвощи и плауны.
Плауны – это наиболее древняя из папоротникообразных группа растений. Современные плауны представляют собой многолетние травянистые растения, зимующие под снегом с зелёными листьями. Споры у них созревают в спорангиях, собранных в колоски. Споры мелкие, образуются в большом количестве.
Хвощи – эта группа травянистых растений, имеющих жёсткий стебель из-за накопленного в вакуолях клеток кремнезёма. Листья у них чешуевидные, с мутовчатым листорасположением. У хвоща выделяют два вида побегов: летний (вегетативный) и весенний (спороносный). Вегетативный побег хвоща зелёного цвета. Его главная задача – создание питательных веществ, откладываемых в корневища – подземные побеги. Спороносные побеги появляются ранней весной благодаря накопленным в корневищах запасам. Созревшие споры рассеиваются и при попадании в благоприятные условия прорастают, формируя вегетативный побег. Из-за развития корневищ многие виды хвощей стали сорняками культурных растений.
Папоротники произрастают повсеместно, предпочитая влажный микроклимат, имеют розеточное листорасположение, то есть все листья прикреплены непосредственно к корневищу. Перисто-рассечённые листья видоизменены и называются “вайи”. Споры папоротника созревают на внутренней поверхности их сложных листьев. Основная часть побега папоротника находится под землёй и называется корневищем.
Используя содержание текста «Плауны. Хвощи. Папоротники» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Почему папоротникообразных относят к высшим растениям?
2) В чём различие между весенним и летним побегами хвоща?
3) В чём проявляется значение папоротников в природе и жизни человека? Приведите не менее трёх примеров.
25. Пользуясь таблицей «Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %) в 19-летних сосновых посадках разной густоты» и знаниями, полученными на уроках биологии, ответьте на следующие вопросы.
Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %)
в 19-летних сосновых посадках разной густоты
Густота насаждений (в деревьях на гектар) | Ствол | Хвоя | Ветви |
100 | 58,9 | 13,2 | 8,9 |
185 | 63,7 | 14,2 | 7,7 |
400 | 66,4 | 10,0 | 6,3 |
500 | 64,9 | 13,4 | 5,0 |
700 | 72,8 | 8,7 | 4,9 |
1) В посадках какой густоты биомасса хвои по отношению к прочим компонентам наивысшая?
2) Почему изменяется масса ствола сосны по мере уплотнения посадки?
3) Почему лесоводы активно занимаются искусственным разведением хвойных лесов?
26. 12 летняя Татьяна после школьной экскурсии в Ботанический сад посетила школьную столовую. Используя данные таблиц 1, 2, 3, а так же знания из курса биологии, ответьте на вопросы.
Таблица 1
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Блюда | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция) | 1,8 | 4,0 | 11,6 | 292,3 |
Суп молочный с макаронными изделиями (1 порция) | 8,3 | 11.3 | 25,8 | 383,8 |
Мясные биточки (1 штука) | 8,0 | 21,0 | 9,3 | 356,6 |
Котлета мясная рубленная (1 штука) | 9,2 | 9,9 | 6.5 | 375,6 |
Гарнир из отварного риса (1 порция) | 4,8 | 1,2 | 53,0 | 275,2 |
Гарнир из отварных макарон (1 порция) | 5,4 | 4,3 | 38,7 | 258,9 |
Кисель (1 стакан) | 0 | 0 | 19,6 | 280 |
Чай с сахаром – 2 чайные ложки (1 стакан) | 0 | 0 | 14,0 | 168,0 |
Хлеб пшеничный (1 кусок) | 2,0 | 0,6 | 7,2 | 94,2 |
Хлеб ржаной (1 кусок) | 3,9 | 0,4 | 28,2 | 154,7 |
Таблица 2
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7−10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11−15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Таблица 3
Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)
Первый завтрак | Второй завтрак | Обед | Ужин |
14% | 18% | 50% | 18% |
1. Какова рекомендуемая калорийность обеда, если Татьяна питается четыре раза в день? Предложите Татьяне оптимальное по калорийности меню из перечня предложенных блюд и напитков.
2.Какое еще количество белков должно быть в пищевом рационе Татьяны в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если ее возраст 12 лет, а вес 40 кг?
3.Каковы функции углеводов в организме подростка? Укажите не менее трёх таких функций.
Ирина Игоревна Блинова
Валентина Владимировна
Куприянова Ольга Андреевна
Валентина Владимировна
Куракина Ольга Анатольевна
Валентина Владимировна
Шабанова Вера Валентиновна
Валентина Владимировна