Авторское наглядное пособие по физическому развитию «На зарядку становись»
Наглядное пособие по физическому развитию
«На зарядку становись»
Автор: Сайфуллина Лилия Хафизовна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №53»
Миасский городской округ
2021г.
Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно!
Только надо всем узнать,
Как здоровым то нам стать!
В мире нет рецепта лучше:
Быть со спортом неразлучным
Проживешь тогда сто лет!
В этом вот и весь секрет!
АКТУАЛЬНОСТЬ
Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.
Статистика свидетельствует об ухудшении состояния здоровья наших детей, и хотя в педагогической практике накоплен солидный опыт оздоровления дошкольника поиск эффективных методик в этой области продолжается. В Уставе Всемирной организации здравоохранения, здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Эпидемия гиподинамии, захватившая взрослое и подростковое население городов, уже постепенно доходит и до этой, самой уязвимой группы населения. Замечательно, если ребенок имеет возможность гулять во дворе хотя бы несколько часов в день, но такая возможность есть далеко не у всех городских детей. На деле получается, что ребенок активно двигается в детском садике – полчаса на занятиях по физическому развитию, гимнастике и час-полтора на прогулке. В помещениях детского сада, где количество детей превышает установленные нормы, не приветствуется большая активность, и это можно понять. Когда же дошкольник попадает домой, он прочно усаживается перед телевизором с мультиками или компьютером, а в выходные дни иногда и на целый день.
Педиатры бьют тревогу в связи с таким положением дел, предупреждая, что если ничего не менять, то из нынешних дошкольников через некоторое время вырастет поколение больных людей, страдающих лишним весом, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, мышечной слабостью, одышкой и нарушением обмена веществ. На самом деле эти заболевания уже все чаще и чаще регистрируются у дошкольников, физическое развитие которых пущено на самотек.
Мы на практике убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности, нежеланию принимать участие в подвижных играх, что приводит к росту заболеваемости. Чтобы изменить такое положение, в течение дня разнообразить двигательную активность для сохранения и укрепления физического здоровья детей, я разработала наглядное пособие «На зарядку становись». Мое пособие вызывает массу положительных эмоций у ребят и позволяет создавать условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.
Пособие состоит из 15 карточек и предназначено для активизации физической деятельности детей дошкольного возраста. Наглядное пособие раскрывает технику выполнения физических упражнений.
Цель пособия:
Развитие двигательных качеств и способностей ребенка; развитие силы мышц, подвижности суставов, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия; формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре, спорту, здоровью; развитие внимания, зрительной памяти и логического мышления детей.
Описание карточек:
На одной карточке изображено одно упражнение. По яркому рисунку, который соответствует названию, дети быстро узнают и называют упражнение. Крупными буквами прописаны названия упражнений, так как дети старшего дошкольного возраста знают буквы и некоторые из них могут прочитать слово. Также на карточке я разместила фотографии детей моей группы, в момент выполнения данного упражнения. Дети, посмотрев на карточку с фотографией, узнают ребенка, называют его имя и фамилию, и легко воспроизводят упражнение, тем самым развивая зрительную память. В нижней части карточки представлена подробная схема - алгоритм выполнения упражнения.
Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать деятельность со сверстниками, подчиняться правилам. Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять движения, схематично обозначенные на данных карточках.
Я применяю данное пособие в режимных моментах, физкультминутках, на утренней гимнастике, на занятиях по физической культуре. Ребята с удовольствием пользуются карточками и в самостоятельной деятельности.
Вариант использования пособия при проведении утренней гимнастики в старшей группе
Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику мной внедрены разные её типы и варианты как в содержательном плане, так и методике проведения. Хочу рассказать о применении карточек на утренней гимнастике. Сначала я знакомлю детей с карточкой, с движениями, которые там показаны, далее показываю упражнение сама. Уже на следующем занятии ребенок получает карточку – схему и показывает по ней упражнение.
Рассказывать о карточках и их применении можно очень много. Благодаря умению детей пользоваться карточками, умению «читать» их, ориентироваться по ним, очень легко организовать различные физкультурные досуги.
Наш опыт показывает, что самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. В результате последовательно проводимой работы по обучению умения «считывать» задание-рисунок, схему - развивается инициатива у каждого ребёнка, желание как можно лучше выполнить задание.
Самостоятельная двигательная активность является критерием степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.
Благодаря рациональному использованию моего пособия значительно увеличивается моторная плотность физкультурных занятий, возрастает интерес детей к разным видам движений, изобретательность в самостоятельной деятельности, значительное повышение эмоционального тонуса на физкультурных занятиях.