Урок развития слухового восприятия и техника речи «По страницам сказок Шарля Перро» (2 класс)

6
4
Материал опубликован 26 December 2017 в группе

 

Государственное общеобразовательное учреждение              

«Забайкальский центр специального образования и развития  «Открытый мир»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

                                                по учебному предмету                                                                                                              «Развитие слухового восприятия и техника речи».

Тема:  «По страницам сказок Шарля Перро.                                                              

Сказка Шарля  Перро «Золушка».

   Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, программы для начальных классов специальных (коррекционных учреждений) для слабослышащих и позднооглохших детей, требованиями ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», на основании примерной программы по учебным предметам «Начальная школа». Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи», предназначена для фронтальных занятий с учащимися 2 класса с нарушением слуха. Цели и задачи занятия построены с учетом диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей учеников, зоны их актуального и ближайшего развития, личностно-ориентированного подхода.

Общая часть

Ф.И.О. учителя:

Приходько Ольга Сергеевна

Должность:

Учитель-дефектолог

Класс:

2

Предмет:

Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальное занятие)

Тема:

По страницам сказок Шарля Перро.

Сказка Шарля  Перро «Золушка».

Межпредметные связи:

Развитие речи, литературное чтение.

Тип урока:

Сказочное путешествие.

Цель урока:

Воспитание общечеловеческих нравственных ценностей (доброты, отзывчивости, трудолюбия, умения сопереживать) через анализ содержания художественного произведения.

Задачи:

Предметные

(образовательные):

-формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);

-  продолжение работы по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения;

- обучение самостоятельной работе над текстом произведения (анализировать, делать выводы, обосновывать свои высказывания, выявлять точку зрения автора и выражать свою; выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль);

- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении.

Коррекционно-развивающие:

Продолжить работу над автоматизацией правильного произношения звуков у младших школьников, над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Развивать речь, память, умение интонационно выделять речь персонажей.

Развивать точность, прочность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Активизация словаря.

Развитие слухового и эмоционального восприятия через музыку и художественное слово.

Личностные

(воспитательные):

Воспитывать нравственные черты характера, доброжелательность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества. Воспитывать интерес к чтению и книге.

Планируемые результаты:

Регулятивных:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством воспитателя;
- выполнять учебные действия в устной речи, в уме;
Познавательных:
- развивать навык поиска информации, используя разные источники,
- умение сравнивать и делать выводы.
Коммуникативных:
строить монологические высказывания; овладевать навыком работы в группе (в паре), участвовать в диалоге.

Оборудование урока:

1 Звукозапись фортепианной музыки П.Чайковского «Времена года. Весна», http://muz-color.ru/?s =Чайковский%20Времена%20года%20весна

 звукозапись песни “Добрый жук” Шишкова С., https://ru123.iplayer.info/q/шишков+сергей+добрый+жук/

звукозапись музыки «Вальс», «Полька», музыка для рефлексии «Пробуждение природы», выставка книг Ш. Перро, иллюстрации к сказке «Золушка» (при чтении отрывков).

2 Толковый  словарь русского языка Сергея Ожегова

Технологии, методы, формы:

Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Методы: репродуктивные и эвристические, творческие (беседа, наблюдения, анализ, сравнения, обобщения, наглядный метод).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Форма организации: виртуальное путешествие.

Предварительная работа (использование ИКТ):

Знакомство детей с жизнью и творчеством Ш.Перро на уроках по РСВ.

Чтение сказок Ш. Перро.

Рассматривание иллюстраций.

Настольно – печатные игры.

Слушание музыкальных произведений.

Просмотр мультипликационных фильмов.

Беседы.

Стихи, пословицы, загадки, ребусы.

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап № 1. Мотивационно-целевой (организационный)

1. Организационный момент.

Цель: Создание эмоционального положительного фона урока.

Учитель приглашает школьников пройти в кабинет, где тихо звучит мелодия песни «Песенка о дружбе».

Организаторская деятельность - выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Ученики приветствуют друг друга и учителя:

Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!

2. Фонетическая зарядка.

Основной целью фонетической зарядки является закрепление в устной речи учащихся произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада.

Вид работы: воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий.

Учитель дает установку:

- Слушайте внимательно, говорите правильно все звуки и слоги, читайте выразительно, соблюдайте правила орфоэпии. Особенно обращайте внимание на звук [С]

ус___ ус грустных

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

Обучающиеся последовательно один за одним вслух читают слоги, слова, текст стихотворения.

Анализируют степень выразительности.

чтения; содержание поэтического

произведения (ПУУД).

Контролируют правильность ответов одноклассников (РУУД).

Этап № 2. Операционно-познавательный

(актуализация знаний, постановка цели и задач урока)

Цель: Развитие у учащихся способности самостоятельно определять тему урока, ставить учебные задачи; проектировать пути их реализации.

1. Мотивация учебной деятельности учащихся и определение темы, цели и задач урока

1. Психогимнастика «Бабочки».

- Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие.

Закройте глаза и представьте, что вы красивые бабочки.

Звучит тихая, спокойная, плавная музыка.

Учитель читает стихотворение «Волшебный замок».
Как бы мне хотелось
Жить в волшебном доме,
Где хранятся сказки,
Как стихи в альбоме,
Где старушки-стены
Сплетничают ночью
Обо всём, что в сказках
видели воочию,
Где огонь в камине
Создает уют
И на книжной полке
Чудеса живут,
Где в старинном кресле,
Чуть скрипя пером,
Сочиняет сказки
Друг мой - Шарль Перро.

После чтения стихотворения дети прилетают в волшебный замок.

- Ребята как вы думаете, какая тема нашего урока.

Сообщение темы и цели занятия.

- Наша встреча посвящена замечательному французскому сказочнику Шарлю Перро.

2. Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки. И вот уже многие - многие годы эти героини знакомы людям всего мира. Люди ценят и любят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как не любить, как не ценить их, если в них, простых и ясных по сюжету, чувствуется душа великого мастера слова. Его сказки учат ценить подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество, справедливость.

- Я думаю, вы тоже с детства знаете и любите сказки Шарля Перро. И сегодня мы ещё раз побываем в волшебном мире его сказок, узнаем, кто из вас является знатоком его сказок.

Давайте знакомую сказку откроем
И снова пойдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с хорошим героем
Вновь повстречаться, сильней подружиться.

Учитель обращает внимание на книжный уголок, где стоит портрет писателя, Шарле Перро и ярко иллюстрированные книги (иллюстрированные разными художниками): «Спящая красавица», «Мальчик - с пальчик», «Волшебница», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка».

 

 

Дети сидят на стульчиках, закрыв глаза, эмитируя полет бабочки. Слушают стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают предположения о теме урока.

Слушают вопросы учителя (ПУУД).

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Контролируют правильность ответов одноклассников (РУУД). Принимают и сохраняют учебную цель и задачу (РУУД).

Этап № 3. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания.

Проверка знаний учащихся фактического материала и основных понятий, умение раскрывать внешние и внутренние связи изучаемых тем

1. Обобщим наши знания о главных героях сказки.

Игра «Узнай по описанию»

а) И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это?
(Золушка)

  • Как догадались?

2. Чтение отрывков сказки «Золушка» с показом иллюстраций.

3. Ответы на вопросы:

Какими чертами характера обладает Золушка?

 

– Что объединяет названные качества?

Сделаем вывод: к какой группе героев можно отнести Золушку?

б) «…сварливая, высокомерная, бессердечная гордячка»

в) «… ленивые, заносчивые злюки, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером»

– А как одним словом можно назвать эти черты характера?

Cделаем вывод: к какой группе героев относятся мачеха и сёстры?

– Сравните два столбика, что вы можете сказать об этих качествах?

– Какой прием использует автор, противопоставляя характеры Золушки и матери с дочками?

– Что этим хотел показать автор?

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя (ПУУД)

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта (ПУУД)

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Слушают в соответствии с целевой установкой (РУУД).

 

 

Добрая, отзывчивая, милая, трудолюбивая, заботливая, старательная, бескорыстная, кроткая, ласковая.

 

то, что они положительные

 

Золушка – положительный герой сказки.

 

Мачеха.

 

Сестры.

 

Отрицательные.

Мачеха и сестры – отрицательные герои сказки.

они противоположны друг другу.

 

Прием контраста.

Борьбу добра и зла.

Этап № 4. Динамическая пауза

Цель: снятие наступающего переутомления, восстановление работоспособности, повышение эффективности урока.

Физкультминутка выполняется под музыкальное сопровождение.

Утром Золушка в лес пошла
И в лесу цветы нашла
Наклоняясь, собирала
По дороге растеряла.

Дети повторяют за учителем текст физминутки и выполняют соответствующие движения (ПУУД, КУУД, РУУД).

Этап № 5. Применение знаний и умений в новой ситуации

   

1. Работа с эпизодом сказки «Золушка на балу». Словарная работа.

Была у Золушки прекрасной
Одна заветная мечта…

Чтение стихотворения

Гаснет в печке огонёк,
Всё одна я да одна.
Догорает мой денёк,
Ночь угрюма и темна.
Если б фея вдруг пришла
Так, как в сказке говорят,
Чтобы сбросить я могла
Свой испачканный наряд.
И в карете золотой
Понеслась бы к замку я,
Где давно уж ждёт меня
Королевич молодой.
Где веселья свет и смех,
Зала чудная в цветах,
Где была бы лучше всех

Я в хрустальных башмачках.

– Куда мечтала попасть Золушка?

– Что обозначает слово бал?

– Бал – это большой танцевальный вечер

– Золушка смогла попасть на бал?

– Кто помог ей?

– Какое чудо для этого сотворила фея?

2. Словарная работа.

- Что нам поможет при работе с незнакомыми словами?

- Давайте посмотрим значение незнакомых слов  в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова.

Работа с толковым  словарем русского языка С. Ожегова.

– Какое условие должна была выполнить Золушка?

– Уточните, что значит «до полуночи»?

3. Выразительное чтение отрывка «Золушка на балу».

- Почему же всё-таки Золушку сразу заметили на балу, ведь кроме неё там было много красивых, нарядных девушек? Найдите ответ в тексте сказки.

- Золушке понравилось на балу?

- Как вы думаете, какие же чувства испытывала Золушка на балу?

– Что мы можем сказать о чувствах Золушки? Какие они?

– Какой приём использует автор, чтобы показать эмоциональное состояние героини?

– Ребята, а вы бы хотели побывать на балу и посмотреть на Золушку?

– Закройте глаза, сделайте глубокий вдох – выдох.

Шорох платьев, люстр сиянье,
Кавалеров обаяние.
Светом блещет яркий зал:
Приглашает всех на бал.

Смотрите и слушайте.

  1. Прослушивание «Вальса» из балета Сергея Прокофьева «Золушка».
  1. Чтение концовки сказки

- Чем покорила Золушка принца?

- Какой был принц?

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя (ПУУД)

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта (ПУУД)

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Слушают в соответствии с целевой установкой (РУУД).

 

 

 

 

 

 

 

 

Попасть на бал.

(высказывание детей)

 

 Крестная фея.

 

Она превратила тыкву в карету, мышей в лошадей, ящериц в лакеев, крысу в кучера, старое платье в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи

Толковый  словарь  русского языка С. Ожегова.

Лакей – слуга в господском доме.

Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.

Парча – плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями

 Она должна была вернуться до полуночи

 

До 12 часов ночи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Радость, счастье – впервые в жизни отправилась на бал (« не помня себя от радости», «танцевала легко и грациозно» «поблагодарила крестную за счастливый вечер»); растерянность – попала в необычную обстановку, тревогу, испуг – забыла о времени;

«забыла обо всем на свете», «убежала быстрее лани»), грусть – вернулась к обычной, тяжелой жизни «не было больше…), волнение, восторг.

Они разные, противоположные.

Прием контраста.

 

 

Слушают «Вальс» из балета.

 

Добротой, искренностью, кротостью, изяществом.

Ответы детей

Этап № 6. Обобщение и систематизация знаний и

включение их в систему ранее усвоенных ЗУНов УУД.

А) – С каким литературным жанром мы сегодня работали на занятии?

– Какая это сказка?

– Кто написал эту сказку?

– Какова главная мысль сказки?

– Чему учит сказка?

Б) Правила «жизни»

  1. Старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.
  2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
  3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам других.
  4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей.
  5. Дорожи дружбой.
  6. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Со сказкой.

 

Волшебная.

Добро побеждает зло. Добро вознаграждается. Зло наказано. Терпение и труд все перетрут.

Творить добро, помогать людям, быть…

Этап № 7. Творческое применение и добывание знаний  в новой ситуации

(проблемные задания)

Основная цель применения проблемного задания – это усвоение учениками знаний об основных этапах решения проблемы, их содержание и последовательности выполнения.

Игра «Скажи наоборот»

Мачеха злая, жадная, а Золушка (добрая, щедрая)

Мачеха грубая, а Золушка… (вежливая, ласковая)

Мачеха неряшливая, а Золушка… (аккуратная)

Мачеха ленивая, а Золушка… (трудолюбивая)

Мачеха рассеянная, а Золушка… (внимательная)

 

Игра «Добавь словечко» с показом действий.

Золушка: Я готовлю обед. Дети: Мы готовим обед…

Я чищу … посуду.

Я стираю … бельё.

Я глажу … платья, рубашки, юбку.

Я шью… одежду.

Я штопаю … носки.

Я поливаю … огород.

Я колю … дрова.

Я мою… полы, лестницу, посуду.

Слушают учителя в соответствии с целевой установкой, выполняют задания (РУУД).

 

 

Ответы детей.

Этап № 8. Рефлексия. Итог урока.

Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы, скорректирование своих последующих действий.

- Вот и закончилось наше сказочное путешествие по сказке. А сейчас, приложите к груди свои ладошки. Вслушайтесь каждый в свое сердце. Вы слышите его? Давайте скажем, какие хорошие человеческие качества живут в наших сердцах (любовь, доброта, отзывчивость, трудолюбие, искренность, справедливость, благородство, щедрость и т.д.) Все эти хорошие качества, которые вы перечислили, объединились в одно доброе сердце – это сердце нашего сплоченного коллектива.

- Я желаю вам, чтобы все доброе и хорошее оставалось в ваших сердцах надолго. А сейчас потрите, пожалуйста, свои ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На этом мы закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас! А вы в свою очередь не забывайте, почаще улыбаться и дарить всем людям тепло и любовь.

Спасибо за занятие.

Ученики оценивают свои успехи на уроке (ПУУД). Слушают собеседника (КУУД). Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок (РУУД).

Звучит песня “Добрый жук” Шишкова С.

https://ru123.iplayer.info/q/шишков+сергей+добрый+жук/

 

 

Список использованной литературы

1.      Внеклассное чтение (для начальных классов) / Составитель М. В. Юдова; Под ред. А. Лир. - Издательство «Самовар», 2007.

2.      Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных  (коррекционных) образовательных учреждений - М.: Академия, 2000.

3.      Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. – М. Академия,2011.

4.      Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей» – М.: ВЛАДОС, 2004.

5.      Сказки Шарля Перро.

6.      Толковый  словарь русского языка Сергея Ожегова.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.      Звукозапись фортепианной музыки П.Чайковского «Времена года. Весна».

2.      Звукозапись песни “Добрый жук” Шишкова С. https://ru123.iplayer.info/q/шишков+сергей+добрый+жук/

3.      Звукозапись музыки «Вальса», «Полька» из балета Сергея Прокофьева «Золушка».

http://muz-color.ru/ ?s=Сергей+Прокофьев+Золушка

4.      Музыка для рефлексии «Пробуждение природы»

 

Комментарии

Спасибо за интересную разработку урока.

27 December 2017

Спасибо. Интересный конспект урока.

27 December 2017

Замечательный конспект урока.

27 December 2017

Очень понравилось, я бы ставила даже 5 с плюсом, молодец!!!

23 January 2018

Похожие публикации