Урок развития слухового восприятия и техника речи «По страницам сказок Шарля Перро» (2 класс)
Государственное общеобразовательное учреждение
«Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи».
Тема: «По страницам сказок Шарля Перро.
Сказка Шарля Перро «Золушка».
Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, программы для начальных классов специальных (коррекционных учреждений) для слабослышащих и позднооглохших детей, требованиями ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», на основании примерной программы по учебным предметам «Начальная школа». Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи», предназначена для фронтальных занятий с учащимися 2 класса с нарушением слуха. Цели и задачи занятия построены с учетом диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей учеников, зоны их актуального и ближайшего развития, личностно-ориентированного подхода.
Общая часть |
|
Ф.И.О. учителя: |
Приходько Ольга Сергеевна |
Должность: |
Учитель-дефектолог |
Класс: |
2 |
Предмет: |
Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальное занятие) |
Тема: |
По страницам сказок Шарля Перро. Сказка Шарля Перро «Золушка». |
Межпредметные связи: |
Развитие речи, литературное чтение. |
Тип урока: |
Сказочное путешествие. |
Цель урока: |
Воспитание общечеловеческих нравственных ценностей (доброты, отзывчивости, трудолюбия, умения сопереживать) через анализ содержания художественного произведения. |
Задачи: |
|
Предметные (образовательные): |
-формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи); - продолжение работы по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения; - обучение самостоятельной работе над текстом произведения (анализировать, делать выводы, обосновывать свои высказывания, выявлять точку зрения автора и выражать свою; выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль); - формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении. |
Коррекционно-развивающие: |
Продолжить работу над автоматизацией правильного произношения звуков у младших школьников, над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. Развивать речь, память, умение интонационно выделять речь персонажей. Развивать точность, прочность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Активизация словаря. Развитие слухового и эмоционального восприятия через музыку и художественное слово. |
Личностные (воспитательные): |
Воспитывать нравственные черты характера, доброжелательность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества. Воспитывать интерес к чтению и книге. |
Планируемые результаты: |
Регулятивных: |
Оборудование урока: |
1 Звукозапись фортепианной музыки П.Чайковского «Времена года. Весна», http://muz-color.ru/?s =Чайковский%20Времена%20года%20весна звукозапись песни “Добрый жук” Шишкова С., https://ru123.iplayer.info/q/шишков+сергей+добрый+жук/ звукозапись музыки «Вальс», «Полька», музыка для рефлексии «Пробуждение природы», выставка книг Ш. Перро, иллюстрации к сказке «Золушка» (при чтении отрывков). 2 Толковый словарь русского языка Сергея Ожегова |
Технологии, методы, формы: |
Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие. Методы: репродуктивные и эвристические, творческие (беседа, наблюдения, анализ, сравнения, обобщения, наглядный метод). Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Форма организации: виртуальное путешествие. |
Предварительная работа (использование ИКТ): |
Знакомство детей с жизнью и творчеством Ш.Перро на уроках по РСВ. Чтение сказок Ш. Перро. Рассматривание иллюстраций. Настольно – печатные игры. Слушание музыкальных произведений. Просмотр мультипликационных фильмов. Беседы. Стихи, пословицы, загадки, ребусы. |
Организационная структура урока |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Этап № 1. Мотивационно-целевой (организационный) |
|
1. Организационный момент. Цель: Создание эмоционального положительного фона урока. Учитель приглашает школьников пройти в кабинет, где тихо звучит мелодия песни «Песенка о дружбе». |
|
Организаторская деятельность - выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. |
Ученики приветствуют друг друга и учителя: Пусть сегодня для нас всех, С ними нам вдвойне теплей, |
2. Фонетическая зарядка. Основной целью фонетической зарядки является закрепление в устной речи учащихся произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада. Вид работы: воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий. |
|
Учитель дает установку: - Слушайте внимательно, говорите правильно все звуки и слоги, читайте выразительно, соблюдайте правила орфоэпии. Особенно обращайте внимание на звук [С] ус___ ус грустных В мире много сказок Пусть герои сказок |
Обучающиеся последовательно один за одним вслух читают слоги, слова, текст стихотворения. Анализируют степень выразительности. чтения; содержание поэтического произведения (ПУУД). Контролируют правильность ответов одноклассников (РУУД). |
Этап № 2. Операционно-познавательный (актуализация знаний, постановка цели и задач урока) Цель: Развитие у учащихся способности самостоятельно определять тему урока, ставить учебные задачи; проектировать пути их реализации. |
|
1. Мотивация учебной деятельности учащихся и определение темы, цели и задач урока |
|
1. Психогимнастика «Бабочки». - Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Закройте глаза и представьте, что вы красивые бабочки. Звучит тихая, спокойная, плавная музыка. Учитель читает стихотворение «Волшебный замок». После чтения стихотворения дети прилетают в волшебный замок. - Ребята как вы думаете, какая тема нашего урока. Сообщение темы и цели занятия. - Наша встреча посвящена замечательному французскому сказочнику Шарлю Перро. 2. Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки. И вот уже многие - многие годы эти героини знакомы людям всего мира. Люди ценят и любят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как не любить, как не ценить их, если в них, простых и ясных по сюжету, чувствуется душа великого мастера слова. Его сказки учат ценить подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество, справедливость. - Я думаю, вы тоже с детства знаете и любите сказки Шарля Перро. И сегодня мы ещё раз побываем в волшебном мире его сказок, узнаем, кто из вас является знатоком его сказок. Давайте знакомую сказку откроем Учитель обращает внимание на книжный уголок, где стоит портрет писателя, Шарле Перро и ярко иллюстрированные книги (иллюстрированные разными художниками): «Спящая красавица», «Мальчик - с пальчик», «Волшебница», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка». |
Дети сидят на стульчиках, закрыв глаза, эмитируя полет бабочки. Слушают стихотворение.
Выдвигают предположения о теме урока. Слушают вопросы учителя (ПУУД). Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Контролируют правильность ответов одноклассников (РУУД). Принимают и сохраняют учебную цель и задачу (РУУД). |
Этап № 3. Применение знаний и умений в новой ситуации Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания. Проверка знаний учащихся фактического материала и основных понятий, умение раскрывать внешние и внутренние связи изучаемых тем |
|
1. Обобщим наши знания о главных героях сказки. Игра «Узнай по описанию» а) И на мачеху стирала,
2. Чтение отрывков сказки «Золушка» с показом иллюстраций. 3. Ответы на вопросы: – Какими чертами характера обладает Золушка?
– Что объединяет названные качества? Сделаем вывод: к какой группе героев можно отнести Золушку? б) «…сварливая, высокомерная, бессердечная гордячка» в) «… ленивые, заносчивые злюки, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером» – А как одним словом можно назвать эти черты характера? Cделаем вывод: к какой группе героев относятся мачеха и сёстры? – Сравните два столбика, что вы можете сказать об этих качествах? – Какой прием использует автор, противопоставляя характеры Золушки и матери с дочками? – Что этим хотел показать автор? |
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя (ПУУД) Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта (ПУУД) Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Слушают в соответствии с целевой установкой (РУУД).
Добрая, отзывчивая, милая, трудолюбивая, заботливая, старательная, бескорыстная, кроткая, ласковая.
то, что они положительные
Золушка – положительный герой сказки.
Мачеха.
Сестры.
Отрицательные. Мачеха и сестры – отрицательные герои сказки. они противоположны друг другу.
Прием контраста. Борьбу добра и зла. |
Этап № 4. Динамическая пауза Цель: снятие наступающего переутомления, восстановление работоспособности, повышение эффективности урока. |
|
Физкультминутка выполняется под музыкальное сопровождение. Утром Золушка в лес пошла |
Дети повторяют за учителем текст физминутки и выполняют соответствующие движения (ПУУД, КУУД, РУУД). |
Этап № 5. Применение знаний и умений в новой ситуации |
|
1. Работа с эпизодом сказки «Золушка на балу». Словарная работа. Была у Золушки прекрасной Чтение стихотворения Гаснет в печке огонёк, – Куда мечтала попасть Золушка? – Что обозначает слово бал? – Бал – это большой танцевальный вечер – Золушка смогла попасть на бал? – Кто помог ей? – Какое чудо для этого сотворила фея? 2. Словарная работа. - Что нам поможет при работе с незнакомыми словами? - Давайте посмотрим значение незнакомых слов в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. Работа с толковым словарем русского языка С. Ожегова. – Какое условие должна была выполнить Золушка? – Уточните, что значит «до полуночи»? 3. Выразительное чтение отрывка «Золушка на балу». - Почему же всё-таки Золушку сразу заметили на балу, ведь кроме неё там было много красивых, нарядных девушек? Найдите ответ в тексте сказки. - Золушке понравилось на балу? - Как вы думаете, какие же чувства испытывала Золушка на балу? – Что мы можем сказать о чувствах Золушки? Какие они? – Какой приём использует автор, чтобы показать эмоциональное состояние героини? – Ребята, а вы бы хотели побывать на балу и посмотреть на Золушку? – Закройте глаза, сделайте глубокий вдох – выдох. Шорох платьев, люстр сиянье, Смотрите и слушайте.
- Чем покорила Золушка принца? - Какой был принц? |
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя (ПУУД) Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта (ПУУД) Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Слушают в соответствии с целевой установкой (РУУД).
Попасть на бал. (высказывание детей)
Крестная фея.
Она превратила тыкву в карету, мышей в лошадей, ящериц в лакеев, крысу в кучера, старое платье в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи Толковый словарь русского языка С. Ожегова. Лакей – слуга в господском доме. Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже. Парча – плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями Она должна была вернуться до полуночи
До 12 часов ночи.
Радость, счастье – впервые в жизни отправилась на бал (« не помня себя от радости», «танцевала легко и грациозно» «поблагодарила крестную за счастливый вечер»); растерянность – попала в необычную обстановку, тревогу, испуг – забыла о времени; «забыла обо всем на свете», «убежала быстрее лани»), грусть – вернулась к обычной, тяжелой жизни «не было больше…), волнение, восторг. Они разные, противоположные. Прием контраста.
Слушают «Вальс» из балета.
Добротой, искренностью, кротостью, изяществом. Ответы детей |
Этап № 6. Обобщение и систематизация знаний и включение их в систему ранее усвоенных ЗУНов УУД. |
|
А) – С каким литературным жанром мы сегодня работали на занятии? – Какая это сказка? – Кто написал эту сказку? – Какова главная мысль сказки? – Чему учит сказка? Б) Правила «жизни»
|
Со сказкой.
Волшебная. Добро побеждает зло. Добро вознаграждается. Зло наказано. Терпение и труд все перетрут. Творить добро, помогать людям, быть… |
Этап № 7. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Основная цель применения проблемного задания – это усвоение учениками знаний об основных этапах решения проблемы, их содержание и последовательности выполнения. |
|
Игра «Скажи наоборот» Мачеха злая, жадная, а Золушка (добрая, щедрая) Мачеха грубая, а Золушка… (вежливая, ласковая) Мачеха неряшливая, а Золушка… (аккуратная) Мачеха ленивая, а Золушка… (трудолюбивая) Мачеха рассеянная, а Золушка… (внимательная)
Игра «Добавь словечко» с показом действий. Золушка: Я готовлю обед. Дети: Мы готовим обед… Я чищу … посуду. Я стираю … бельё. Я глажу … платья, рубашки, юбку. Я шью… одежду. Я штопаю … носки. Я поливаю … огород. Я колю … дрова. Я мою… полы, лестницу, посуду. |
Слушают учителя в соответствии с целевой установкой, выполняют задания (РУУД).
Ответы детей. |
Этап № 8. Рефлексия. Итог урока. Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы, скорректирование своих последующих действий. |
|
- Вот и закончилось наше сказочное путешествие по сказке. А сейчас, приложите к груди свои ладошки. Вслушайтесь каждый в свое сердце. Вы слышите его? Давайте скажем, какие хорошие человеческие качества живут в наших сердцах (любовь, доброта, отзывчивость, трудолюбие, искренность, справедливость, благородство, щедрость и т.д.) Все эти хорошие качества, которые вы перечислили, объединились в одно доброе сердце – это сердце нашего сплоченного коллектива. - Я желаю вам, чтобы все доброе и хорошее оставалось в ваших сердцах надолго. А сейчас потрите, пожалуйста, свои ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На этом мы закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас! А вы в свою очередь не забывайте, почаще улыбаться и дарить всем людям тепло и любовь. Спасибо за занятие. |
Ученики оценивают свои успехи на уроке (ПУУД). Слушают собеседника (КУУД). Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок (РУУД). |
Звучит песня “Добрый жук” Шишкова С. |
Список использованной литературы
1. Внеклассное чтение (для начальных классов) / Составитель М. В. Юдова; Под ред. А. Лир. - Издательство «Самовар», 2007.
2. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений - М.: Академия, 2000.
3. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. – М. Академия,2011.
4. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей» – М.: ВЛАДОС, 2004.
5. Сказки Шарля Перро.
6. Толковый словарь русского языка Сергея Ожегова.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Звукозапись фортепианной музыки П.Чайковского «Времена года. Весна».
2. Звукозапись песни “Добрый жук” Шишкова С. https://ru123.iplayer.info/q/шишков+сергей+добрый+жук/
3. Звукозапись музыки «Вальса», «Полька» из балета Сергея Прокофьева «Золушка».
http://muz-color.ru/ ?s=Сергей+Прокофьев+Золушка
4. Музыка для рефлексии «Пробуждение природы»
Сергей Владимирович
Баранова Наталья
Романова Наталья
Голубятикова Татьяна Анатольевна