12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тарасов Владимир Юрьевич4
0

Баскетбол - как средство ведения здорового образа жизни

Баскетбол - как средство ведения здорового образа жизни


Тарасов Владимир Юрьевич, учитель физической культуры

МБОУ «Старо-Шигалеевская СОШ»

Пестречинский район Республики Татарстан


Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения. В системе образования баскетбол включен в программы физического воспитания дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.

Как разновидность спортивной игры баскетбол требует хорошего уровня развития основных движений и физических качеств. Это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре. Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Баскетбол, именно тот вид спорта, который развивает у человека множество различных двигательных способностей.

В процессе игры в баскетбол, развиваются двигательные (физические) 

способности:

скоростные;

скоростно-силовые (рывки, прыжки с мячом и без мяча, броски и передачи и т.д.);;

выносливость (длительное выполнение упражнений с мячом и без мяча с разной, часто с высокой скоростью).

А также всевозможные сочетания двигательных способностей:

«взрывная сила»;

силовая и скоростная выносливость.

Система  физических  упражнений в баскетболе  оказывает  многостороннее  влияние  на  развитие  психических  процессов  в  организме  школьника.  Они улучшают  восприятие,  внимание,  память,  развивают  воображение  и  мышление,  что  является  основой  для  качественного  восприятия  и  соблюдения  правил,  и  условий  как  самих  упражнений,  так  и  игры,  согласование  действий  как  индивидуального  игрока,  так  и  всех  команды  в  целом.

Баскетбол сегодня  -  это  не  только  игра,  вид  спорта,  но  и  особая  система  упражнений,  позволяющая  выработать  определённый  пласт  физических  навыков у  человека.

Баскетбол как особо подвижная игра  с  максимальным  уровнем  физической  нагрузки  решает  задачи  по  укреплению  здоровья  школьников,  развитию  ловкости  и  координации,  быстроты  реакции,  а  также  закаливанию  их  характера  воспитанию  духа  коллективизма  и  соперничества,  ответственности.

Специально  подобранные  игровые  упражнения,  выполняемые  индивидуально,  в  двойках,  тройках,  командах,  подвижные  игры  и  задания  с  мячом  создают  неограниченные  возможности  для  развития,  прежде  всего  координационных  способностей  (ориентирование  в  пространстве,  быстрота  реакции  и  перестроение  двигательных  действий,  точность  дифференцирования  и  оценивания  пространственных,  силовых  и  временных  параметров  движений,  способность  к  согласованию  отдельных  движений  в  целостные  комбинации).  Особенностью спортивной игры «баскетбол» является мгновенная смена ситуаций, ориентировка в сложной двигательной деятельности, выполнение разнообразной деятельности, выполнение разнообразных двигательных действий с мячом и без мяча.

Развитие двигательных способностей или навыков -  это долгий, сложный и кропотливый процесс, позволяющий довести выполнение некоторых простых актов до   автоматизма.  Посредством игры в баскетбол школьники развивают такие навыки, как, ведение мяча, точная передача мяча товарищу по команде, обход соперника, попадание в кольцо с трёх зон (штрафной,  двух,  трёх-  очковой), которые оцениваются разным количеством очков. Однако,  навыки  были  предельно  точны  и  эффективны во время игры, учащимся, необходимо  иметь  хотя  бы  базовый  уровень  физической  подготовки.

Основная  задача  физической  подготовки  -  это  постоянное  повышение  функциональных  возможностей,  которые  обеспечивают  рост  специальной  работоспособности  занимающихся,  а  также  достижение  оптимальных  спортивных  результатов.  Именно  физическая  подготовка  способствует  развитию  быстроты,  силы,  ловкости,  выносливости.

В свою очередь, физическая  подготовка  непосредственно  связана  с  овладением  техникой  и  тактикой  игры  и  призвана  обеспечить  их  оптимальное  достижение.

Для  школьников,  желающих  овладеть  навыками  игры  в  баскетбол,  разработаны  общие  и  специальные  методики  физической  подготовки.

Общая  физическая  подготовка  представляет  собой  комплекс  упражнений,  необходимых  для  развития  физических  качеств  базового  характера  или  разносторонней  физической  подготовленности,  нацеленных на  переход  к  предстоящей  более  сложной  специальной  физической  подготовке.

Общая  физическая  подготовка  включает  в  себя,  прежде  всего:

·     разностороннее  физическое  развитие  занимающихся;

·     укрепление  здоровья;

·     повышение  функциональных  возможностей;

·     приобретение  спортивной  работоспособности;

·     развитие  основных  физических  качеств  и  т.  д.

Специальная  физическая  подготовка  -  это  подготовка,  направленная  на  непосредственное  овладение  навыками  игры  (ведением  мяча,  передачей  пассов,  забрасыванием  мяча  в  корзину  и  т.  д.). Более  того  физическая  подготовка  располагает  спектром  средств,  необходимых  для  достижения  оптимального  результата.  В  частности,  это:

силовые  и  скоростно-силовые  упражнения  общего  и  специального  воздействия  для  развития  силы  мышц  ног,  рук  и  туловища;

упражнения  общего  и  специального  воздействия  для  развития  выносливости  (скоростной  и  скоростно-силовой);

упражнения  общего  и  специального  воздействия  для  развития  быстроты  и  скорости  передвижения  (быстрота  является  ключевым  элементом  в  баскетболе,  а  также  является  одним  из  важнейших  качеств  баскетболиста;

упражнения  общего  и  специального  воздействия  для  развития  ловкости  (ловкость  -  это  совершенная  координация,  подконтрольность  действий  в  соответствии  с  изменяющейся  обстановкой  игры;

упражнения  общего  и  специального  воздействия  для  развития  гибкости  (чем  больше  амплитуда  движений  отдельного  игрока,  тем  эффективней  игра  всей  команды).

Таким  образом,  невозможно  развить  двигательные  способности  без  соответствующей  физической  подготовки,  которая  является  сердцевиной  физических  навыков.

Для современного школьника  физическая  активность  является  не просто  способом  поддержать  форму,  но  и  средством  эмоциональной  разгрузки,  а также  зарядом  энергии. Игра  в  баскетбол  поистине  является  таким  средством.  Более  того,  баскетбол  развивает  у  школьников  целый  комплекс  полезных  двигательных  способностей,  таких  как  быстрая  передача  мяча,  обход  соперника,  попадание  мячом  в  корзину  и  т.  д.  Также  физические  упражнения, основанные  на  данной  игре  способствуют  поддержанию  и  улучшению  физической  формы,  положительно  влияют  на    здоровье школьников.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек.

Наличие постоянной борьбы, которая ведется с помощью естественных движений (бега, ходьбы, прыжков), сопровождающихся болевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психологическую, физиологическую и двигательную функцию человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различными скоростями и напряжением, школьники получают благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.