12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Амбарцумян Светлана Анатольевна96

Учебно-методическая разработка внеклассного занятия для начальных классов

«Басни И. А. Крылова»

Цель: формирование интеллигентного, воспитанного, грамотного читателя на основе произведений И. А. Крылова.

Задачи:

обобщить знания детей о баснях Крылова, расширить знания о Крылове;

развивать устную речь учащихся, фантазию, творческое воображение, навык выразительного чтения и чтения по ролям;

воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.

УУД:

Личностные: интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отражённых в художественном тексте.

Познавательные: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

Регулятивные: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Коммуникативные: участвовать в инсценировках.

Ход занятия.

(Слайд 1)

1. Учитель: Эпиграфом к нашему занятию будут слова: “Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками”. Смех сближает людей. Важно чтобы люди умели смеяться не только над другими, но и над собой, а это помогает оценить свои поступки и забыть плохие привычки.

(Слайд 2) Басня - жанр литературы, который помогает нам увидеть свои недостатки, пороки и, смеясь, с ними расстаться.

Что такое басня? Кто пишет басни? В чем сила басни?


Сказка – ложь, подчас и басня - то ж.
Но учат обе обернуться на себя,
Исправить вовремя грешки,
Чтоб стыдно не было перед людьми.
А чтоб конкретно в этом убедиться,
Не худо б нам к живым примерам обратиться.


Представьте себя в роли баснописца. О каких человеческих грешках , плохих качествах вы бы сочинили басню? (ответы).

Если присмотреться, то какие-то грешки, недостатки или пороки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.

Мы с вами сегодня будем говорить о творчестве великого русского баснописца.

(Слайд 3)

Перед вами величавый, массивный, лукавый мудрец, с умным прищуром глаз, взирающих на жизнь.

Нави Волырк

Он говорил: “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”. Пороки это - хитрость, жадность, лень, трусость, невежество.

(Слайд 4)

Когда-то он был молодым. Но в истории литературы все знают “дедушку Крылова”. Когда произносят это имя, сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами. Он так популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле.

2. Сообщения о биографии автора.

Выступают заранее подготовленные дети.

Ученик 1:

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером. Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. В 1775 году отец Крылова, оставив военную службу, жил в городе Твери и стал мелким государственным служащим. Малолетний Крылов обучался французскому языку и другим наукам вместе с детьми тверского губернатора, который пускал Ваню в дом из милости. На десятом году жизни Крылов остался без отца и, чтобы поддержать семейство ему пришлось много работать.

Ученик 2:

В 36 лет Иван Андреевич Крылов начал писать басни. За свою жизнь он написал более 200 басен. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно их исправить. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Ученик 3:

(Слайд 5)

В Петербурге в Летнем саду стоит памятник - сидит человек с грустным, умным лицом, смотрит вдаль, а на постаменте вокруг него - лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные: конечно, это Иван Андреевич Крылов и герои его басен!

(Слайд 6) Есть памятник Крылову в Твери.

Учитель: Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова - лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, “что такое хорошо и что такое плохо”. И несут люди по жизни то, что узнали из крыловских басен. Все знают, что “услужливый дурак опаснее врага”, что “у сильного всегда бессильный виноват”, что “лесть гнусна, вредна”, но “в сердце льстец всегда отыщет уголок. Басня, как ясное зеркало, отражает человеческие недостатки.

(Слайд 7)

Вам предоставляется возможность вспомнить прочитанные басни Крылова, проявить смекалку и творческие способности и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность.

3. Выразительное чтение басен И. А. Крылова.

Басни нашли своё отражение и в искусстве. Сейчас мы послушаем басни Крылова в исполнении ребят:

(Слайд 8)

1. Встречаем героев басни «Слон и моська» (инсценировка).

Главный герой басни «Слон и Моська» именно Моська. Мелкая собачонка старается привлечь к себе внимание. Но не слона, как может показаться на первый взгляд, а окружающих. Она не бесстрашна и совсем не храбра. Она лишь демонстрирует другим собакам, что ей под силу облаять даже громадного слона. Слону же все равно, кто там мелькает у него под ногами. Моська прекрасно это понимает, потому и заливается в лае, хвастая подружкам своей наигранной смелостью.

2. Вглядитесь в эти лица,
Узнайте в них себя, 
Когда совместно вы берётесь за дела.

(Слайд 9)

Басня “Квартет” (Квартет- музыкальный ансамбль из четырёх музыкантов-исполнителей) (инсценировка).

На сцену выбегает Мартышка со свертком нот в руках. Она ищет подходящую поляну, считает пни – прекрасно! – и зовет остальных.

ЧтецПроказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, — (Мартышка всех рассаживает)

Пленять своим искусством свет.

(«И-и-и раз!» - скомандовала, взмахнув прутиками, Мартышка)

Чтец Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

(Чтец заткнул уши и отбежал подальше)

Мартышка кричит-«Стой, братцы, стой! Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Чтец Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдёт.

Осёл «Постойте ж, я сыскал секрет? —

Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Чтец Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Козёл: Мишка-сядь со мной.

Мишка: Нет, я хочу с Мартышкой…

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

Звери вместе: «Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» —

Соловей «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь».


Чтоб музыкантом быть…так надобно уменье”, часто можно услышать эти слова. Они стали крылатыми. Чего оказались лишены герои?” (умения). Мало взять музыкальные инструменты в руки, нужно знать, как ими пользоваться. Каждый должен заниматься тем делом, которое ему по плечу. Соловей – петь и развлекать окружающих, мартышка – есть бананы и корчить рожицы, осел с козлом – пастись на лугу, а мишка – спать в берлоге. Но забавный квартет почему-то решил, что стоит только взять в руки скрипки и, как чарующие звуки музыки не заставят себя ждать.

В этой басне высмеиваются все хвастуны и болтуны, щедрые на слова, но не на поступки и дела. Если браться за что-то, нужно быть умельцем в этой области. Иначе получится как в басне – шум и гам, а толку нет.

(Слайд 10)

3. Что может хуже быть вранья?
Само враньё и лесть в придачу,
Но я напрасно время трачу.
Про лесть есть басня у меня.

Басня “Ворона и Лисица” (инсценировка).

И. А. Крылов показывает, что глупым оказывается не тот, кто льстит или врет, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна и приятна, но очень опасна.

4. Смеяться не устали вы?
Продолжим нашу встречу.

(Слайд 11)

Прошу на встречу героев басни “Стрекоза и Муравей” (инсценировка).

Мораль сей басни какова? Крошечный муравей в басне Крылова – символ трудолюбия. Эти насекомые не умеют отдыхать, они всегда трудятся: одни заняты поиском пищи, другие собирают материалы для укрепления муравейника, третьи выращивают потомство. Стрекоза же полная им противоположность. Она легкомысленна, ветрена, свободна от обязательств и работы. Именно поэтому ей некогда было думать о том, как прожить зиму и не умереть от голода и холода. Отсюда мораль: хочешь вкусно кушать и не мёрзнуть зимой – трудись летом.

5. Встречайте следующую героиню басни «Мартышка и очки» (инсценировка).

(Слайд 12)

В басне Крылов смеётся над теми, кто как мартышка пытается разобраться в том, что им не дано. Очки здесь сравниваются с наукой, а вертлявая обезьянка – с глупцами. Легко сделать вывод: невежды, ничего не смыслящие в научных изысканиях, не должны высказываться по этому поводу. Они будут смешны в своих попытках объяснить то, о чем не имеют понятия.

4. Викторина. Чтение отрывков из басен, угадывание названий.

Теперь от чтенья отдохнём
И пищей ум другой займём.
Посмотрим, кто знаток 
Крыловских басен, а посему
Умён, начитан и прекрасен.

Рассмотрите изображения и найдите 1 лишнее животное или 1 лишний предмет

(слайд 13)

Назовите басню.

I : осел, козел, медведь, мартышка, соловей, зеркало.

(Слайд 14)

II: сыр, рак, ворона, лиса.

(Слайд 15)

III: обезьяна, медведь, камень, очки.

2. Внимание –  “Чёрный ящик”! (Слайды 16-18)

В нём находится предмет, который героиня одной из басен “с полдюжины себе достала”. (Очки, басня “Мартышка и Очки”) слайд 16

С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть, “что там за рожа”. Что это за предмет? (Зеркало, басня “Зеркало и Обезьяна”) слайд 17

Здесь то, зачем “голодная кума Лиса льстила Вороне”. (Сыр, басня “Ворона и лисица”) слайд 18

3. Из какой басни фраза? (слайды 19-20)

1. «Лето красное пропела…»

2. «Сыр выпал с ним была плутовка такова»

3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье …»

4. «Соседка, перестань срамиться», – ей шавка говорит …»

4. Объявления

Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из каких басен эти герои.

“Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу”. (Мартышка, басня “Мартышка и Очки”).

“Срочно сниму тёплую квартиру до весны!”. (Стрекоза, басня “Стрекоза и Муравей”)

«Не получается музыка, кто может помогите!». (Мартышка, Осел, Козел, Мишка, басня «Квартет»)

“Потеряла сыр, пока пела. Прошу вернуть на ель”. (Ворона, басня “Ворона и Лисица”).

5. Помогите герою басни найти свою пару. (слайд 21)

6. Соотнесение морали из басен Крылова с русскими пословицами и поговорками.

Народная мудрость басен Крылова оказалась так близка народным сказкам, пословицам и поговоркам, что многие строки его басен обратились народными пословицами и поговорками и прочно вошли в нашу память.

Подберите к пословицам басни Крылова, которые вам известны, и объясните, почему вы так считаете.

1. Труд человека кормит, а лень портит. (“Стрекоза и Муравей”).

2. И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и лисица»).

3. Дуракам закон не писан. («Мартышка и очки»).

4. Не место красит человека, а человек место. (“Квартет”.)

5. Собака лает – ветер относит. (“Слон и Моська”.)

Когда нам хочется с насмешкой отозваться о задорном и слабосильном забияке, наскакивающем на спокойного, добродушного силача, мы используем крылатое выражение:(«Я совсем без драки, Могу попасть в большие забияки», «Великий зверь на малые дела»)

Человеку, берущемуся за дело, которого он не умеет делать, говорят…(«Берись за то, к чему ты годен, Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»)

Человеку, который очень хорошо замечает недостатки у других, но не видит своих, мы говорим…(«Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться»)

7. Подведение итога. (Слайд 22)

Пусть всё, что мы сегодня услышали и увидели, оставит добрый след в ваших душах.

Конечно, мы понимаем, что И. А. Крылов – великий мастер художественного слова. Он – мудр, благороден, справедлив в своих баснях, он “лечит” общество от болезней, не соглашаясь мириться с безнравственностью. Смеясь над чем-то, мы продлеваем себе жизнь, смеясь над собой, мы очищаем наши сердца от всего, что мешает нам жить честно, открыто, радостно. Пусть И. А. Крылов станет вашим любимым писателем на многие годы.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.

И вечен Крылов, пока есть жадность и зависть, трусость и лесть, воровство и казнокрадство, коварство и неблагодарность.

(Слайд 23)

Читайте басни Ивана Андреевича, становитесь мудрее!










































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.