Методическая разработка учебного занятия по химии
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТЮМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ, КОММЕРЦИИ И СЕРВИСА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЕН.01 ХИМИЯ
СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ
НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ
для профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Разработчик: Шатара Ю.Я., преподаватель
высшей квалификационной категории
2021
ЕН.01 Химия
Раздел 1Физическая и коллоидная химия
Тема (38) Скорость химических реакций. Факторы влияющие на скорость
химической реакции
Цель: ознакомится с понятием и факторами влияющих на скорость химической реакции.
Научиться решать задачи с использованием правила Вантт - Гофа.
Задачи:
Обучающие:
- создать условия для усвоения основных понятий темы (скорость химических
Реакций, катализ)
- способствовать формированию умений применять полученные знания при
решении задач.
Развивающие:
- способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение,
обобщение);
-создавать условия для развития логического мышления;
Воспитывающие:
-прививать качества необходимые для работы в группе.
-воспитывать навыки культуры речевого общения.
Тип учебного занятия: изучение нового материала.
Вид учебного занятия: лекция-визуализация с элементами практической работы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный;практический.
Форма учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Метод контроля: письменный.
Внутрипредметные связи: классификация химических реакций, основные законы химии.
Межпредметные связи: физика, биология.
Учебно-методическое обеспечение урока: учебники, рабочая тетрадь электронные средства обучения (видеофильм, презентация PowerPoint)
Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийное оборудование.
Ожидаемые результаты:
Знают:
Умеют:
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями:
- ОК 6.1 Работать в коллективе и команде;
- ОК 6.2 Эффективно общаться с коллегами;
- ОК 6.3 Эффективно общаться с руководством;
- ОК 6.4 Эффективно общаться с потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Приложение А
Лист целеполагания
Определение темы учебного занятия
Запишите свой вариант формулировки темы:
Тема учебного занятия |
|
Определение цели учебного занятия
Запишите вашу цель работы на учебном занятии:
Моя цель |
Найти ответ на вопрос: _____________________________ ________________________________________________ _______________________________________________
|
Определение задач учебного занятия
При определении задач используйте результаты работы с «Колесом коучинга».
Отметьте выбранные вами варианты формулировки задач (обведите в кружок или поставьте галочку рядом с выбранным вариантом):
Результаты работы с «Колесом коучинга» |
Варианты формулировки задач своей работы на учебном занятии в зависимости от предмета самосовершенствования |
|||
Знания |
Умения |
Желание (как выражение потребности в знаниях) |
Желание (как выражение потребности в умениях) |
|
Если на «Колесе коучинга» вы поставили себе по данной шкале 0-2 балла |
Овладеть знаниями о педагогической поддержке |
Формировать у себя умение оказывать педагогическую поддержку |
Вызвать у себя желание больше узнать о педагогической поддержке |
Вызвать у себя желание научиться оказывать педагогическую поддержку |
Если на «Колесе коучинга» вы поставили себе по данной шкале 3-4 балла |
Расширить свои знания о педагогической поддержке |
Развивать у себя умение оказывать педагогическую поддержку |
Развивать у себя желание больше узнать о педагогической поддержке |
Развивать у себя желание оказывать педагогическую поддержку |
Если на «Колесе коучинга» вы поставили себе по данной шкале 5 баллов |
Закрепить свои знания о педагогической поддержке |
Совершенствовать у себя умение оказывать педагогическую поддержку |
Поддерживать у себя желание больше узнать о педагогической поддержке |
Поддерживать у себя желание оказывать педагогическую поддержку |
Колесо коучинга»
Коучинг – средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений проблем. «Колесо коучинга» - инструмент для самоанализа
Приложение Б
Запишите определение понятия скорости химической реакции
Скорость химический реакции это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решите задачу
В некоторый момент времени концентрация хлора в сосуде, в котором протекает реакция H2+Cl2 = 2HCl, была равна 0,06 моль/л. Через 5 секунд концентрация хлора составила 0,02 моль/л. Чему равна скорость данной реакции в указанный промежуток времени?
Дано Решение
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполните графический диктант
Ответ:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решить задачи для самоконтроля
Приложение В
Таблица. Закономерности изменения скорости химической реакции в зависимости от различных факторов.
Факторы, влияющие на скорость химических реакций |
Закономерности изменения скорости при действии этих факторов |
Природа реагирующих веществ |
|
Концентрации реагентов |
|
Температура |
|
Катализатор
|
|
Поверхность соприкосновения реагентов |
|
Приложение В
Решение заданий (образец)
1. Задача. Химическая реакция протекает в растворе, согласно уравнению: А+В = С. Исходные концентрации: вещества А – 0,80 моль/л, вещества В – 1,00 моль/л. Через 20 минут концентрация вещества А снизилась до 0, 74 моль/л. Определите среднюю скорость реакции за этот промежуток времени;
Дано: С (А)1 = 0,80 моль/л С (В)1 = 1,00 моль/л С (А)2 = 0,74 моль/л = 20 мин |
Решение: а) определение средней скорости реакции в растворе производится по формуле:
|
Ответ: средняя скорость реакции равна 0,003 моль/л мин
2. Задача:
Определите, как изменится скорость некоторой реакции: а) при повышении температуры от 10 до 500С; б) при понижении температуры от 100 – 00 С. Температурный коэффициент реакции равен 3.
а) подставить данные задачи в формулу:
скорость реакции увеличится в 81 раз.
б)
Скорость реакции уменьшится в 3 раза.
3. Задача
Во сколько раз возрастет скорость реакции при повышении температуры с 10 до 30oС (γ=3)?
Решение.
При увеличении температуры с 10 до 30oС скорость реакции в соответствии с правилом Вант-Гоффа возрастает:
v2/v1=γ(t2-t1)/10, где t2=30oC, t1=10oC, а v2 и v1 – скорости реакции при данных температурах. Получаем v2/v1=3(30–10)/10=32=9 т.е. скорость реакции увеличится в 9 раз. Ответ: 9.
Задачи для самоконтроля
Начальная скорость реакции при 400 С составляет 0,54 моль/л∙мин. Вычислите скорость этой реакции при температуре 100 С, если ее температурный коэффициент равен 3. (ответ 0,02)
*постройте график зависимости скорости реакции от температуры.
Как изменится скорость реакции при повышении температуры от 55? до 100?С, если температурный коэффициент скорости этой реакции равен 2,5? (ответ 43,7 раза)
При повышении температуры на 30?С скорость некоторой реакции увеличивается в 64 раза. Чему равен температурный коэффициент скорости этой реакции? (температурный коэффициент скорости реакции равен 4)
Эталоны самоконтроля
Начальная скорость реакции при 400 С составляет 0,54 моль/л∙мин. Вычислите скорость этой реакции при температуре 100 С, если ее температурный коэффициент равен 3. (ответ 0,02)
Дано: |
Решение: |
t2=100oC t1=400oC γ=3 v1= 0,54 моль/л*мин
|
v2/v1=γ(t2-t1)/10 v2/0,54=3(100–400)/10 v2=3(30–10)/10/ v1=0,54*3-3=0,02 моль/л*мин
Ответ: скорость реакции при температуре 2равна 0,02 моль/л*мин |
Как изменится скорость реакции при повышении температуры от 55? до 100?С, если температурный коэффициент скорости этой реакции равен 2,5
Дано: |
Решение: |
Ответ: скорость реакции увеличивается в 43,7 раза. |
|
Задача. При повышении температуры на 30?С скорость некоторой реакции увеличивается в 64 раза. Чему равен температурный коэффициент скорости этой реакции?
Дано: |
Решение: |
Ответ: температурный коэффициент скорости реакции равен 4. |
|
Лист контроля
Ф.И. ___________________________________________________
Группа ____________________________________
Графический диктант |
Решение задач |
Задача для самоконтроля |
Итог |
Взаимооценка |
Оценка группы |
Самооценка |
Оценка преподавателя |
|
|
|
|
Графический диктант
Если вы согласны с данным утверждением, то поставите на готовом листочке «+», если нет, то «-». Подпишите свою фамилию на листочке.
Утверждения:
Катализатор понижает скорость химической реакции.
Порошок цинка взаимодействует с серной кислотой медленнее, чем гранулы.
Натрий взаимодействует с кислородом быстрее, чем железо.
Взаимодействие магния с водой ускоряется при нагревании реакционной смеси.
Железо быстрее взаимодействует с 30%-ным раствором серной кислоты, чем с 10%-ным.
Для ускорения разложения пероксида водорода в качестве катализатора можно использовать только оксид марганца (IV) MnO2.
Для уменьшения скорости химической реакции необходимо увеличить концентрацию реагирующих веществ.
С наибольшей скоростью при одинаковых условиях идет реакция соляной кислоты с медью, а не с железом.
Оксид меди (II) быстрее взаимодействует с серной кислотой при 60оС, а не при 20оС.
Водород быстрее взаимодействует с фтором, а не с йодом.
Теперь давайте проверим, насколько была эффективной наша работа. Узнаем мы это с помощью графического диктанта. В самом графическом диктанте нет ничего сложного. Я предлагаю утверждения, если вы согласны, то ставите на готовом листочке «+», если нет, то «-».
Критерии отметки: 10 правильных ответов – оценка «5», 8-9 – «4», 5-7 – «3». Я надеюсь, что оценок «2» нет.