Басня И.Крылова «Лебедь, щука, рак»
ТЕМА. И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
Творческая работа над басней.
Развитие критического мышления.
ЦЕЛЬ: ознакомить с творчеством И.А. Крылова; учить понимать скрытый смысл произведения; учить выделять главное, существеннное; познакомить с сенканом; учить принимать решение; воспитывать чувство взаимовыручки.
I РАЗМИНКА. «Подари улыбку».
Учитель: Самое прекрасное, когда человек осушит слезы на глазах другого человека и пробудит на лице улыбку.
Давайте, ребята, сегодня подарим улыбку одноклассникам.
(Дети стоят в кругу. Учитель начинает: «Саша, я дарю тебе улыбку».)
Итог: Легко дарить улыбку?Почему?
II ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
Учитель: «Мы научились летать в небе, как птицы, и плавать в море, как рыбы, но так и не научились одной простой вещи – идти по земле как братья».
Мартин Лютер Кинг.
Человек живет среди людей. Как поведение и поступки одного человека влияют на жизнь и здоровье окружающих его людей?
Сегодня мы познакомимся с коротким произведением, в котором описываются взаимоотношения между людьми, разными по характеру, по профессии,с различным образом жизни.
Нам предстоит решить вопрос:
«Как достичь успеха в намеченном деле?»
III АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Учитель: Какие литературные жанры вам знакомы? (стихотворения, сказки, рассказ, загадки, пословицы, легенды, мифы).
- Знаете ли вы, ребята, что такое басня?
Какие басни читали?
Очень много произведений об отношениях между людьми мы изучали с вами на уроках Гражданского образования, чтения. Кто их авторы? (В. Сухомлинский; К. Ушинский).
- Знакома ли вам фамилия Крылов?
Выступление подготовленного учащегося.
И.А. Крылов – великий баснописец. Жил более 100 лет тому назад в г.
Петербурге. С детских лет Иван Андреевич стремился к знаниям,
много читал, изучал иностранные языки.
В десять лет И.А. Крылов потерял отца, на его плечи легла забота о
матери и младшем брате. Приходилось тяжело работать: с утра до
ночи переписывал документы, получал за свой труд гроши.
В 14 лет И.А. Крылов начал писать стихи, позже басни.
Учитель: Что же такое басня? Изучите определение на 36 странице учебника.
На доске:
Басня - ……………(небольшое произведение).
Герои басен - ……………(растения, животные).
Подразумеваем - ……………(привычки, поступки, характеры людей)
IV ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
1. Работа по картине
Учитель: Ко многим басням И.А. Крылова художники рисовали картины.
Посмотрите внимательно картину. Что произошло? Какое
действие изобразил художник?( На картине рыба лебедь, рак хотят сдвинуть с места воз (телегу) с мешками).
Как изобразил героев художник?
( На картине изображен белый красивый лебедь, который расправил крылья и стремится в небо.
Огромная щука тащит воз в море. Рак, выпучив глаза, ползет, пятится назад)
- Смогут ли герои перетащить воз? Почему?
- Что вы узнали из доп. источников о Лебеде, Щуке, Раке?
(Лебедь – величественная птица, живет на воде или на суше, вблизи водоема, умеет летать.)
(Щука – хищная рыба, питается рыбой, лягушками, птенцами.)
(Рак – живет в реках, озерах, прудах. Рак необычно передвигается – задом наперед.)
- Есть ли что-то общее у этих персонажей? (Их жизнь связана с водоемом.)
2. Чтение басни учителем.
- Чтение басни шепотом.
-Словарная работа.
Лад – (ладно)
Поклажа – груз (мешки)
Ныне – сейчас, теперь.
3. Беседа по содержанию
- Учитель: Давайте составим по содержанию басни логическую цепочку.
Лебедь
3 героя Договор Тянуть воз 3 героя
Рак
Щука
- Кто герои?
- Что решили?
- Почему ничего не вышло? (Тянули в разных направлениях. Не было согласованности.)
- Могли бы герои двигаться в одном направлении? (Нет)
- Что хотел подчеркнуть автор таким договором? (Надо договариваясь согласовывать все действия) (Животные договорились сделать хорошее дело, но никто не знал, как надо действовать совместно).
Случайно ли автор сделал героями басни птицу, рыбу, рака? ( Он подобрал персонажей, которые никогда не договорятся, т.к. отличаются друг от друга способом передвижения).
- ФИЗМИНУТКА.
Учитель: «Нам помогает не столько помощь друзей, сколько твердая уверенность в том, что друзья помогут нам в трудную минуту».
Эпикур.
- Я предлагаю поиграть в игру «Верные друзья». Провести мелом черту море/суша. Все дети берутся за руки и ходят по кругу. Когда музыка обрывается, то ребята, которые находятся на «суше» должны спасти друзей, которые оказались в «море».
Задания для спасения:
1. Отжаться 5 раз (Переходят друзья с «моря».)
2. Прыгать 10 раз на корточках.
3. Назвать 5 комплиментов другу.
4. Спеть куплет песни о дружбе.
5. Назвать пять верных друзей человека из мира животных.
V РЕФЛЕКСИЯ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. СЕНКАН.
1. Знакомство с формой построения сенкана.
Сенкан – пятирядие, белый стих, в котором синтезирована информация в сжатом высказывании из 5 строк.
Таблица:
СЕНКАН
Составление сенкана
О лебеде : Какой? Белый, красивый,
гордый, сильный.
Что делает? Летит, тащит, старается, взмывает, трудится.
ФРАЗА : Получилось ли дело?
Не может сдвинуть воз.
СИНОНИМ: птица (труженик)
О Щуке : хищная, хитрая, темно-зеленая.
Что делает? Плывет, тянет, старается.
Фраза.Не может сдвинуть воз.
Синоним.Рыба – труженица –
хищница
О Раке: Светло-серый, медлительный,
неуклюжий.
Ползет, пятится, тащит.
Не может сдвинуть воз
…………………
Учитель: Автор осуждает героев? (Нет, высмеивает их действия)
- Для чего написал эту басню?
2.Дерево решений
Учитель: Для достижения успеха в любом намеченном деле на что следует обратить внимание? Какие советы, пожелания вы можете предложить? Запишите. Презентуйте. (Дети записывают советы на листках. Затем эти листки прикрепляют к дереву.)
1. Обсуждай предстоящее дело.
2. Берись за посильное дело.
3. Помогай товарищам.
4. Прислушивайся к друзьям.
5. Будь рассудительным.
6. Не спеши. Лучше меньше, да
лучше.
7. Не зевай по сторонам.
8. Отвечай за свои поступки.
9. Работай добросовестно.
10. Семь раз отмерь, а один отрежь.