Конспект урока биологии в 10 классе «Белые пятна эволюции»

0
0
Материал опубликован 21 November 2015

Тема урока:  «Белые пятна эволюции».

Предметная область: биология, 11 класс. Соответствует стандарту общего образования, проводится на  уроке в общей теме: «Доказательства эволюции органического мира».

Цель: Познакомить учащихся с науками и методами изучения истории органического мира, доказательствами эволюции органического мира.

Тип задания для веб-квеста: пересказ (понимание темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате) создание презентации, плаката, рассказа.

Введение

Жизнь на Земле возникла 3,5 млрд. лет назад. По оценкам ученых, на Земле в настоящее время обитает от 2 до 30 млн. видов различных организмов. Однако это лишь малая часть тех, кто населял Землю в течение ее долгой истории. Согласно расчетам американского палеонтолога Д. Симпсона, за историю Земли на планете существовало порядка 500 млн. видов. Большинство из них исчезли навсегда.

Эволюция жизни на Земле сопровождалось периодами расцвета и вымирания различных групп организмов. На смену вымершим видам неизменно приходят новые формы жизни. Прогрессивное усложнение организации – магистральный путь эволюции, приводящий к видовому многообразию.

Современная наука обладает многими фактами, доказывающими реальность протекания органической эволюции. Эти факты вам знакомы из других разделов биологии. Их можно условно разделить на две группы:

Факты, доказывающие общность происхождения всего живого на Земле.

Факты, доказывающие реальность исторического развития от простых форм к более сложным.

Для решения данных вопросов необходимы специалисты:

Роль 1.  Палеонтолог

Роль 2.  Эмбриолог

Роль 3.  Анатом

Распределим обязанности между ними.

Роль 1. Палеонтолог

Как палеонтолог, вы должны доказать, что «Основным документом для восстановления истории развития органического мира является палеонтологическая летопись – остатки животных, растений и других организмов, сохранившиеся в слоях осадочных пород».

Доказательство постройте по плану:

Что за наука палеонтология

Виды палеонтологических объектов

Методы палеонтологии

Важнейшие палеонтологические доказательства: переходные формы и филогенетические ряды

Неполнота палеонтологической летописи

   После работы с источниками информации обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет. Для подготовки отчета можно использовать презентацию или текстовый редактор.

Роль 2.  Эмбриолог

Как специалисты в этой области вы должны подготовить сообщение на тему «Картины прошлого в развитии зародыша».

Сообщение постройте по плану:

Объекты и методы исследования науки эмбриологии

Эмбриологические доказательства реальности протекания эволюционного процесса:

А) явление зародышевого сходства; открытия К. Бэра;

Б) биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля и современная трактовка биогенетического закона: древние признаки в строении зародыша и признаки приспособления к условиям жизни зародыша; индивидуальное развитие не есть полное повторение истории развития вида; в индивидуальном развитии организмов закладываются новые пути исторического развития вида.

Роль 3.  Анатом

Анатомы должны рассмотреть коллекцию «Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных» и выявить черты сходства в строении плечевого и тазового пояса позвоночных, сделайте вывод о значении этого сходства для доказательства эволюции животного мира.

Рассмотрите коллекцию конечностей наземных позвоночных, и выявите черты сходства в их строении. Какой вывод можно сделать на основании выделенного сходства?

Рассмотрите коллекцию рудиментарных органов позвоночных. О чем свидетельствует наличие рудиментов у животных?

Рассмотрите комнатные растения плющ и циссус. Найдите органы, выполняющие функцию опоры: присоски плюща и усики циссуса. Как могли возникнуть аналогичные органы у далеких в систематическом отношении организмов?

На основе выполненной практической работы раскройте значение сравнительно-анатомических доказательств эволюции.

После работы с источниками информации обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет. При подготовке отчета можно использовать презентацию или текстовый редактор.

Порядок работы:

Выберите себе ту роль, которая вам ближе и с которой, как вам кажется,  вы можете справиться.

Выбравшие себе одну и туже роль, можете объединиться в микрогруппу или работать индивидуально до тех пор, пока не наступит этап выработки общей точки зрения на проблему.

После работы вы должны обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет.

Для оформления результатов вы можете использовать:

- мультимедийные презентации;

- обобщающие таблицы;

- творческие отчеты

- веб-страницы.

- различные виды схем и диаграммы.

Критерии оценки

Работа в группе будет оцениваться по следующим критериям:       

Критерии оценки технического оформления

Глубина и оригинальность содержания

Качество оформления

Грамотность изложения

Успешность коллективной работы


 


 


 


 


 

         

Ресурсы:

Вы должны использовать при выполнении заданий:

 - программу подготовки презентаций PowerPoint;

 - ссылки на Интернет ресурсы;

 - энциклопедии, справочники.

Заключение:  Рассмотрены лишь некоторые факты из огромного количества, которыми располагает современная наука; все они дополняют друг друга и доказывают единство органического мира в процессе эволюции.

Результат

Результатом выполнения работы должны быть презентации и использование текстового редактора.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная тема урока обязательно вызовет отклик учащихся, работа в группах построена конструктивно, чётко изложены критерии оценивания.

5 February 2016