12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72114
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

 

Методические разработки уроков 

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи:

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

УУД

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию;

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ход урока

Задачи

Проверить усвоение ведущих понятий раздела «химическая эволюция».

Отработать этап лекции, посвященный одному из наиболее трудных гипотетических положений появлению способности к самовоспроизведению, возникновению биологических систем.

Продолжить работу над формированием поня­тий: «биологическая система», «условия среды», «метаболизм», «энергетическая система», «откры­тая система».

Основные положения

Протобионты формировались в теплых водоемах, где в полосе прибоя происходило активное перемешивание раствора, содержащего органические молекулы.

Первыми аккумуляторами энергии могла стать молекулы пирофосфата.

Белки со случайной последовательностью аминокислот обладают слабой неспецифической активностью.

Проблемные области

В чем заключается принцип естественного от­бора коацерватов в условиях ранней Земли?

Эволюция протобионтов

Анализируя описанные гипотезы, можно прийти к за­ключению о том, что развитие такой системы взаимодейст­вия органических «автоматов» добиологической природы происходило различными способами и продолжалось дли­тельное время. Однако главными направлениями эволюции, приведшей к возникновению биологических систем, следу­ет считать ряд событий, среди которых: эволюция протоби­онтов, возникновение каталитической активности белков, появление генетического кода и способов преобразования энергии.

Возникновение энергетических систем. В условиях Земли основной механизм, с помощью которого малые орга­нические молекулы можно сделать реакционно способными в водном растворе, заключается в соединении этих моле­кул с различными формами фосфата.

При переносе фосфатной группы энергия высвобождает­ся или поглощается, поэтому в биологических системах, благодаря таким переносам, энергия запасается и затем ис­пользуется в реакциях конденсации или в обмене веществ. В настоящее время высокоэнергетические связи, образуе­мые между фосфатами и органическими соединениями, обес­печивают протекание всех биологических реакций. Не ис­ключено, что это справедливо и для протоклеток.

Очень многие малые органические биомолекулы способны легко вступать почти во все реакции в присутствии больших количеств воды только в том случае, когда они активирова­ны фосфатом; следовательно, синтез полимеров и в прото­клетках обеспечивали активированные фосфатом промежу­точные соединения. Реакции конденсации с отщеплением воды не свойственны современным биохимическим процес­сам, а реакции с переносом фосфата и сейчас, и ранее состав­ляли единственный путь осуществления конденсации моно­меров. Для проведения реакций переноса фосфата требуется источник высокоэнергетического фосфата, простейшей фор­мой которого является пирофосфат:

Эта молекула неустойчива в водном растворе, и поэтому протоклетке был доступен лишь растворенный неорганиче­ский фосфат.

В ходе эволюции отбирались более длинные полипептидные цепочки, обладающие способностью уско­рять течение определенной химической реакции, т. е. взаимо­действующие с конкретным субстратом. Откуда же мог взять­ся необходимый для реакции пирофосфат? Вероятно, фотосин- тетическое образование пирофосфата было одним из важных свойств первичного метаболизма протоклеток. Современные фотосинтезирующие клетки синтезируют в качестве аккуму­лятора энергии аденозинтрифосфат из аденозиндифосфата. Этот процесс гораздо более эффективен, чем механизм обра­зования пирофосфата, предложенный для протоклеток, но схема его по существу та же. Замена реакций конденсации с отщеплением воды на реакции с переносом фосфата, состав­ляющие основу биохимических процессов у всех ныне сущест­вующих организмов, началась с первой протоклеткой.

Образование полимеров. Создание правдоподобной модели протоклеток, возникавших в ранний период в неустойчивых

мелких водоемах, представляется возможным. Но эти про­токлетки весьма далеки от того, что мы назвали бы клеткой, поскольку они не имеют ни генетического, ни синтезирую­щего белок аппарата. Любой нерегулярный полимер, синте­зированный в протоклетке, в лучшем случае мог бы пере­даваться от одной клетки другой в какой-то одной линии по­томства и в конце концов подвергся бы распаду. Еще Фокс показал, что произвольно организованные полипептидные молекулы обладают неспецифической каталитической актив­ностью благодаря наличию на их поверхности многочислен­ных и разнообразных зарядов. В силу этого протобионты, об­ладающие разнообразными пептидами, оказывались в более благоприятном положении, так как имели больше возмож­ностей по преобразованию молекул, поступающих из окру­жающей среды. При этом, чем более активна оказывалась молекула белка как катализатор, тем больше пользы она приносила ее обладателю.

По-видимому, в это же время про­исходило становление генетического кода, т. е. такой орга­низации ДНК и РНК, при которой последовательность нуклеотидов в полинуклеотидных цепях нуклеиновых кислот стала нести информацию о наиболее удачных, в смысле каталитической активности, молекулах белка.

Эволюция метаболизма. С появлением примитивного ге­нетического аппарата обладавшие им протоклетки смогли передавать всем своим потомкам способность синтезировать специфические полипептиды. Образующиеся из них линии давали семейства родственных протоклеток с наследуемыми свойствами, которые подвергались естественному отбору.

Обладающие наследственным материалом протоклетки могли довольно быстро развить способность к синтезу круп­ных белков, имеющих множество различных функций. После того как в состав примитивной клетки стали входить большие молекулы, обладающие разнообразными функцио­нальными возможностями, стало возможным говорить о ее биологической природе.

Как предполагают ученые, в это время внешняя среда представляла собой постоянный источник всех необходимых малых молекул, а в результате фотосинтетического исполь­зования солнечного ультрафиолетового излучения станови­лась доступной химическая энергия для получения пирофос­фата. После заселения этой среды первичными клетками она изменялась. Некоторые низкомолекулярные питательные вещества использовались быстрее, чем внешняя среда могла их поставлять. Начинало сильно сказываться давление от­бора, благодаря которому преимущества приобретали те клетки, которые оказались способны модифицировать со­единения, родственные недостающим, превращая их в необ­ходимые клетке молекулы.

В целом метаболизм представляет собой ряд стадий, осу­ществляемых посредством ферментов, на каждой из кото­рых молекула слегка видоизменяется до тех пор, пока не образуется необходимое соединение.

Все биологические системы используют одинаковые пу­ти биохимических превращений — одинаковые пути мета­болизма сахаров, синтеза аминокислот, синтеза и распада жиров и т. д. Существующую универсальность метаболиче­ских путей можно объяснить двояко. Во-первых, все совре­менные живые существа могут являться потомками исход­ной предковой популяции первичных клеток. Во-вторых, каждый метаболический путь в современных биохимиче­ских процессах может представлять собой результат эволю­ции клетки в направлении максимального использования единственно пригодных для этого молекул.

По мере повышения разнообразия метаболических про­цессов со все возрастающей скоростью возникают новые эко­логические ниши, т. е. осваиваются новые условия обитания.

В водоемах на глубине уже нескольких метров большая часть ультрафиолета поглощается водой, тогда как видимый свет проникает на большую глубину. Можно представить себе интенсивный отбор организмов, проходивший в тот ранний период в отношении использования видимого солнечного све­та. Для такого отбора существенным было наличие в орга­низме хлорофилла и системы транспорта электронов.

В более выгодном положении оказались организмы, при­обретшие способность использовать энергию света для син­теза органических веществ из неорганических. Таким образом возник фотосинтез. Это привело к появлению прин­ципиально нового источника питания. Так, современные анаэробные серные пурпурные бактерии на свету окисляют сероводород до сульфатов. Высвобождающийся в результа­те реакции водород используется на восстановление диокси­да углерода до углеводов с образованием воды. Источником (донором) водорода могут быть и органические соединения. Так появились автотрофные организмы.

Кислород в процессе фотосинтеза такого типа не выделяет­ся. Фотосинтез развился у анаэробных бактерий на очень ран­нем этапе истории жизни. Фотосинтезирующие бактерии долгое время существовали в бескислородной среде.

Следующим шагом эволюции было приобретение фото­синтезирующими организмами способности использовать воду в качестве источника водорода. Автотрофное усвоение С02 такими организмами сопровождалось выделением 02. Первыми фотосинтезирующими организмами, выделяющи­ми в атмосферу 02, были цианобактерии (цианеи).

Как только появились фотосинтезирующие клетки, ис­пользующие видимый свет, в качестве побочного продукта фо­тосинтеза в атмосферу стал выделяться молекулярный кислород. Со временем биологическая продукция кислорода определила его расходование в геологических циклах. Озоновый экран, не про­пускающий коротковолновое ультрафиолетовое излучение, появился в верхних слоях Земли около 2250 млн лет назад.

В присутствии свободного кислорода возникает возмож­ность энергетически более выгодного кислородного типа обме­на веществ. Это способствует появлению аэробных бактерий.

Таким образом, два фактора, обусловленные образовани­ем на Земле свободного кислорода, вызвали к жизни много­численные новые формы живых организмов и способствова­ли более широкому использованию ими окружающей среды.

Самостоятельная работа

Каждому термину, указанному в левой колон­ке, подберите соответствующее ему определе­ние, приведенное в правой колонке.


 

1.Протобионты

А.Доядерные организмы, не имеющие ограниченного оболочкой ядра и органоидов, способных к самовоспроизведению.

2.Биологические катализаторы

Б. Организмы, обладающие ограниченным оболочкой ядром, имеющие самовос-

производящиеся органоиды, внутренние мембраны и цитоскелет.

3.Генетический год

В. Процесс образования живыми организмами
органических молекул из неорганических за счет энергии солнечного света.

4.Сомовоспроизведение

Г. Свойственная всем живым организмам система «записи» наследственной
информации в молекулах ДНК в виде

Последовательности нуклеотидов.

5.Эукариоты

Д. . Белковые молекулы, ускоряющие течение биохимических превращений в
водных растворах при атмосферном давлении

 

Заполните таблицу

Синтез

ор­ганических

в-в

Пример

Этап возникновения жизни

из химии

из биоло­гии

химиче­ская

эво­люция

биологическая эво­люция

Абио­генный

Био­генный

       

Развитие органического мира: макроэволюция

 

 

 

 

 

Генетический код

 

 

 

 

 

 

Типы размножения организмов

 

 

 

 

Эукариоты

 

 

 

 

Поразительная тайна возникновения Вселенной. От большого взрыва.

 

 

 

 

ДНК и РНК в биосинтезе белка

 

 

 

Ресурсы

В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .

А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» .

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности .

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.