12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ивонина Гюльнара Фазиль-кызы1364 Учитель физической культуры высшей категории Россия, Волгоградская обл., ст.Михайловская Материал размещён в группе «Классные руководители» |
Беседа «Человек среди людей. Секреты общения» для 9 класса
ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ. СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ
Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности. Ф. Ларошфуко
В мире слов и понятий: общение.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ БЕСЕД
Человек среди людей
Еще в начале XX века английский философ, психолог и педагог У. Джеймс говорил, что для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть не замечаемым другими людьми. Насмешка, осуждение, неприятие – все эти формы социального наказания болезненны, невыносимы. Наказание психологической изоляцией не просто тяжело переносится – оно разрушительно для личности.
Социальные потребности человека накладывают отпечаток на все остальные побуждения человека. Поговорим об одной, хорошо вам знакомой потребности – потребности принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих. Эта потребность учит нас эффективно общаться, понимать и принимать окружающих нас людей. Что же такое общение?
Общение может выполнять следующие функции:
1. Информационно-коммуникативная – для передачи информации в процессе общения необходимо удачно выбрать форму сообщения информации, речевые средства и ситуацию информирования, предвидеть реакцию партнера, учесть его индивидуальные особенности, уметь конкретизировать информацию по ходу высказывания.
2. Познание людьми друг друга – осуществляется на основе умения анализировать внешнее поведение людей – позу, жесты, мимику, микромимику, изменять собственную стратегию общения в зависимости от изменений эмоционального состояния, выразительного поведения партнера.
3. Организация межличностных взаимоотношений – предполагает проявление интереса к другому человеку, осознание себя активным равноправным участником взаимодействия, способным направленно формировать взаимоотношения.
4. Взаимовлияние людей друг на друга – проявляется в стремлении сделать так, чтобы собеседник увидел предмет, о котором идет речь, нашими глазами, в поиске «слабых точек» в системе его аргументов и факторов, которые помогут управлять поведением партнера.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Тест «Тенденции общения».
Рассмотрите свое поведение в группе (классе) в процессе общения и опишите шесть основных тенденций: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и уклонение от борьбы.
Перед вами – список из 60 высказываний, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте – «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему.
№ п/п | Высказывание | Ответ |
1 | 2 | 3 |
1 | Я критичен к товарищам | |
2 | У меня возникает тревога, когда в группе возникает конфликт | |
3 | Я склонен следовать советам лидера | |
4 | Я не склонен создавать слишком близкие отношения | |
5 | Мне нравится дружественность в группе | |
6 | Я склонен противоречить лидеру | |
7 | Испытываю симпатию к одному-двум ребятам из нашего класса | |
8 | Избегаю общих встреч и собраний в классе | |
9 | Мне нравится похвала лидера | |
10 | Я независим в суждениях и манере поведения | |
11 | Я готов встать на чью-либо сторону в споре | |
12 | Я склонен руководить другими |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
13 | Радуюсь общению с одним-двумя ребятами в классе | |
14 | При появлении враждебности со стороны одноклассников я внешне спокоен | |
15 | Я склонен поддерживать настроение всей группы | |
16 | Не придаю значения личным качествам одноклассников | |
17 | Я склонен отвлекать класс от общих целей | |
18 | Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру класса | |
19 | Хотел бы сблизиться с некоторыми ребятами из класса | |
20 | Предпочитаю оставаться нейтральным в споре | |
21 | Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит | |
22 | Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия | |
23 | Я недостаточно сдержан в выражении чувств | |
24 | Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников | |
25 | Недоволен слишком формальным (деловым) отношением в классе | |
26 | Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу | |
27 | Предпочитаю соглашаться с мнением большинства | |
28 | Я привязан к классу в целом больше, чем к определенным ребятам | |
29 | Я склонен затягивать и обострять спор | |
30 | Стремлюсь быть в центре внимания | |
31 | Я хотел бы быть членом более узкой группы | |
32 | Я склонен к компромиссам |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
33 | Я испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям | |
34 | Болезненно отношусь к замечаниям других | |
35 | Могу быть коварным и вкрадчивым | |
36 | Я склонен принять на себя лидерские полномочия | |
37 | Я откровенен с ребятами в классе | |
38 | У меня возникает нервное беспокойство во время разногласий в классе | |
39 | Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ | |
40 | Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия | |
41 | Я часто сержусь на одноклассников | |
42 | Я пытаюсь вести других против лидера | |
43 | Легко нахожу знакомства за пределами класса | |
44 | Стараюсь избегать споров | |
45 | Легко соглашаюсь с предложениями других ребят | |
46 | Оказываю сопротивление образованию группировок | |
47 | Когда раздражен, я насмешлив и ироничен | |
48 | У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться | |
49 | Легко дружу с ребятами, имеющими противоположные взгляды на жизнь | |
50 | В классе пытаюсь не показывать свои истинные чувства | |
51 | Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 |
52 | Я инициативен в установлении контактов в общении | |
53 | Избегаю критиковать товарищей | |
54 | Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем другие | |
55 | Мне не нравится, что отношения в классе слишком фамильярны | |
56 | Люблю затевать споры | |
57 | Стремлюсь удержать свое высокое положение в классе | |
58 | Мне нравится вмешиваться в отношения одноклассников и нарушать их | |
59 | Я склонен к перепалкам, задиристый | |
60 | Я склонен выражать недовольство лидером |
А теперь посчитаем. В таблице перечислены номера вопросов, характеризующие одну из тенденций:
I | Зависимость | 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54 |
II | Независимость | 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60 |
III | Общительность | 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52 |
IV | Необщительность | 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58 |
V | Принятие «борьбы» | 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59 |
VI | Избегание «борьбы» | 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53 |
Количество ответов «да» по I характеристике сложите с ответами «нет» по II; ответы «да» по III характеристике сложите с ответами «нет» по IV; ответы «да» по V характеристике сложите с ответами «нет» по VI.
Если полученное от сложений число приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей вам, и проявляющейся не только в классе, но и за его пределами.
В случае если количество ответов «да» одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость – независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.
Тенденция к зависимости понимается как внутреннее стремление человека к принятию групповых норм, стандартов и ценностей, которые преобладают в вашем классе. Тенденция к общительности свидетельствует об открытости человека в контактах с окружающими людьми. Тенденция к «принятию борьбы» рассматривается как активное стремление личности участвовать в жизни класса. Противоположная тенденция – уклонение от борьбы – свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.
Каждая из этих тенденций может быть внутренней, присущей вам как личности, а может быть внешней, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека.