12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кондратенко Анна Владимировна43
Россия, Приморский край, Владивосток

ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ «СРЕДИ ЛЮДЕЙ»

Ход тренинга

I. Приветствие «Назови свое имя»


Инструкция. Приветствие проводится сидя в кругу. Каждый участник называет свое имя, свое положительное качество (то, что особо ценит в себе), начинающееся на первую букву имени, а также высказывает пожелание относительно того, как его называть в группе.

Вопросы для обсуждения:

Что ты ценишь в себе?

Трудно ли было найти в себе хорошее качество? Что ты при этом чувствовал?

Комментарий для педагога-психолога. Подросткам иногда трудно не то что назвать качество на нужную букву, а вообще найти в себе что-то положительное. Поэтому важно вовремя поддержать подростка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.

 

II. Упражнение «Я и мир вокруг меня»

Цели: осознание значимых сфер своей жизни, прояснение взаимоотношений с окружающим миром.

Инструкция. Участникам предлагается нарисовать на листе бумаги, оставляя середину пустой, всё, что их окружает в жизни, с кем и с чем приходится общаться, взаимодействовать. По окончании в центре каждый рисует себя.

Вопросы для обсуждения:

Нравится ли тебе твой рисунок? Нравится ли тебе твой портрет?

Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что — наименее?

Есть ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром?

К чему из окружения ты обращен на рисунке?

Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя?

Что это для тебя значит?

Модификация упражнения: Отметьте на своем рисунке знаком плюс положительные связи (с кем и с чем вам приятно взаимодействовать), знаком минус — отрицательные (с кем или с чем неприятно взаимодействовать).

III. Тест «Приятно ли с вами общаться?»

Тест предназначен для того, чтобы испытуемый мог выяснить, насколько он приятен в общении. На каждый вопрос дается ответ либо «да», либо «нет».

Вопросы

1. Вы любите больше слушать, чем говорить?

2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли показывать это собеседнику?

6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?

7. У вас есть собственное мнение по каждому вопросу?

8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?

9. Вы любите быть в центре внимания?

10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

11. Вы хороший оратор?

Ключ к тесту

За положительный ответ на вопросы 1–3, 6–11 засчитывается по одному баллу и подсчитывается общее количество.

1–3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно. Вам следовало бы над этим задуматься.

4–9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих.

9–11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей.

Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или иногда приходится играть, как на сцене?

IV. Упражнение «Переключатели»

Инструкция. Участники группы встают в ряд друг за другом. Педагог-психолог считает до трех. На счет три участники должны подпрыгнуть и повернуться лицом к одной из стен. Задача заключается в том, чтобы повернуться в одну сторону. Задание выполняется молча, договариваться друг с другом нельзя.

Вопросы для обсуждения:

Что помогло (помешало) справиться с поставленной задачей?

Что могло бы помочь выполнить ее?

Комментарий для педагога-психолога. При обсуждении следует акцентировать внимание на необходимости ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других, вникать в логику других, на том, что не стоит оказывать давление в ситуациях, которые предполагают сотрудничество как наиболее эффективный способ взаимодействия.

V. Обучение навыкам общения

Примечание. Социальные навыки являются связующим звеном между личностью и обществом. Пока навык не усвоен, подросток вступает в каждую ситуацию социального взаимодействия как в новую, что каждый раз требует от него значительных усилий. На данном этапе тренинга отрабатываются базовые навыки, которые позволят начать беседу, правильно задать вопрос, высказать просьбу, отстоять свое мнение, конструктивно принять критику, обвинение, убедить других, преодолеть давление и прийти к компромиссу, сказать нет.

1. Упражнение «Начинаем беседу»

Слово педагога-психолога: Каждому из вас хотя бы раз в день приходится с кем-то здороваться, начинать и поддерживать беседу. Давайте подумаем, как много ситуаций и в школе, и на улице мы в силах решить, если умеем правильно начать и закончить разговор?..

Правильно начав разговор, по окончании мы можем добиться какой-то цели и расстаться с собеседником довольными друг другом. Существуют конкретные шаги, или план действий, придерживаясь которого можно начать беседу. Предлагаю их рассмотреть, обсудить, а затем отработать в конкретных ситуациях.

План действий при начале беседы, разговора:

1) Поздоровайся с собеседником.

2) Поговори о чем-нибудь нейтральном или, наоборот, интересном для собеседника, чтобы втянуть его в разговор.

3) Реши, слушает ли он тебя (смотрит на тебя или в сторону, кивает ли головой, говорит ли «м-м, да-да»).

4) Перейди к главной теме.

Комментарий для педагога-психолога. Зачастую 2-й и 3-й пункты подростки пропускают — поздоровавшись, они сразу переходят к главной теме, забывают сказать одну или несколько вводных фраз, чтобы установить контакт, и не обращают внимания на то, слушают ли их.

Ролевые ситуации для отработки навыка:

Договориться о том, чтобы купить машину за определенную плату.

Отпроситься у родителей на дискотеку.

Познакомиться с новым человеком.

Договориться с учителем о пропуске урока.

Примечание. Ситуации разыгрываются в парах, по ролям. Например, один подросток играет роль продавца машины, а второй — покупателя, который хочет снизить цену. Задача — договориться о цене. Важно следить за тем, чтобы беседа строилась в соответствии с вышерассмотренным планом. Для начала при отработке навыка вторым собеседником может выступить педагог-психолог.

2. Упражнение «Принимаем критику»

Слово педагога-психолога: Услышав критику в свой адрес, нелегко остаться спокойным и попросить разъяснений. Приходится признать, что в каждой критике есть доля правды. Надо принять какую-то часть слов о себе. Критика всегда связана с каким-то разочарованием в нас. Важно признать факт своего несовершенства — да, я не могу быть идеальным. Если я признаю, что я не идеал, то этим разрешаю себе совершать ошибки и позволяю другим людям видеть себя несовершенным. Я могу не нравиться кому-то, и, если я принимаю это, мне удается правильно понять критику.

План действий при критике:

1) Пойми, что тебе говорят, и оставайся спокойным.

2) Попроси разъяснения: «Что вы имеете в виду?» При этом желательно повторить фразу, по поводу которой требуются разъяснения.

3) Отметь реакцию партнера.

4) Скажи, с чем согласен, а с чем — нет и почему. Старайся при этом чувствовать себя свободно.

Ролевые ситуации:

Учитель ругает ученика за небрежное выполнение работы в тетради.

Друг называет тебя жадным.

3. Упражнение «Отстаиваем свое мнение»

План действий:

1) Подумай, что случилось, из-за чего ты почувствовал себя недовольным. Ты чувствуешь моральное давление, тебя не замечают, с тобой плохо обращаются, дразнят?

2) Подумай о способах, которыми ты сможешь отстоять свои права, и выбери лучший. Выбери правильное время и место. Выскажи свое мнение, стараясь не давать оценки.

3) Выслушай ответное мнение.

4) Последовательно отстаивай свое мнение разумными способами.

Ролевые ситуации:

Обратиться к учителю с требованием отменить несправедливое наказание.

Убедить родителей, что твоя прическа — это твое личное дело.

Попросить сестру прекратить пользоваться твоей косметикой.

4. Упражнение «Преодолеваем обвинение»

План действий:

1) Разберись, в чем тебя обвиняет собеседник. Является ли это обвинение справедливым или нет? Ты действительно нарушил его права, испортил имущество и т. п., или он говорит на основании сплетен или ошибки?

2) Было ли обвинение высказано конструктивным способом или нет?

3) Подумай, как можно ответить на обвинение. Выбери наилучший способ:

отрицать свою вину и привести аргументы, доказывающие ошибку собеседника;

исправить его понимание проблемы;

объяснить свое поведение;

признать свою ошибку, извиниться, предложить возместить ущерб.

Ролевые ситуации:

Сосед обвиняет тебя в том, что ты разбил стекло.

Друг обвиняет тебя во лжи.

Родители ругают тебя за плохую оценку.

VI. Упражнение «Контакты»

Слово педагога-психолога: Умение устанавливать контакты совершенно необходимо для приятного и продуктивного общения. Но человек не рождается с этим умением, оно — результат длительной и настойчивой работы над собой. Именно этим мы сейчас и займемся. Проведем серию встреч с разными людьми. Ваша задача — используя уже освоенные приемы и способы общения, легко и свободно войти в контакт с партнером, начать разговор или поддержать его, а затем приятно расстаться с ним.

Инструкция. Упражнение проводится в парах. Эффективнее будет, если каждая из них по очереди будет разыгрывать ситуацию перед остальными участниками. Это позволит проанализировать ситуацию со стороны, обсудить и отметить плюсы и минусы каждой пары. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2–3 мин. По сигналу педагога-психолога участники в течение 1 мин должны закончить беседу, попрощаться и перейти к обсуждению.

Ситуации:

Перед тобой человек, которого ты видишь в первый раз. Тебе он очень понравился, и ты хотел бы с ним познакомиться. Некоторое время ты раздумываешь, а затем обращаешься к нему…

В вагоне метро (поезда) ты случайно оказался рядом с известным киноактером. Ты обожаешь его и, конечно же, хотел бы с ним поговорить. Для тебя это такая большая удача…

Тебе очень нужна довольно крупная сумма денег (решил купить себе планшет [новый телефон, дорогую видеоигру, приставку]). Нужно поговорить с родителями. И вот ты наконец решился подойти к отцу (маме)…

Ты узнал, что один из твоих одноклассников дурно отзывается о тебе в компании. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятный разговор, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Такой случай представился. Вы одни, никого нет рядом…

Комментарий для педагога-психолога. При проигрывании ситуаций следует обратить внимание участников на то, как они вступают в контакт, начиная встречу; какие приемы и способы коммуникации используют; как поддерживают разговор и заканчивают беседу.

VII. Игра «Путаница»

Цели: повысить тонус группы, способствовать сплоченности, развитию коммуникативных способностей, взаимоотношений в группе.

Игра позволит подросткам сменить вид деятельности, отдохнуть, развеселиться.

Инструкция. В игре участвует вся группа. Проводится по аналогии с одноименной детской игрой.

VIII. Упражнение «Чемодан»

Инструкция. Один из участников выходит в круг. Задача остальных — «собрать» ему в дальнюю дорогу «чемодан». В «чемодан» складывается то, что, по мнению группы, поможет данному участнику в общении с людьми.

Другими словами — те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке. Также «отъезжающему» обязательно напоминается о том, что будет мешать ему в дороге, — отрицательные качества, с которыми необходимо поработать, чтобы жизнь стала более приятной и продуктивной.

Для проведения этой большой работы необходимо выбрать «секретаря». Его задача — записывать для каждого участника все положительные и отрицательные качества, названные группой. Мнение того или иного члена группы должно быть поддержано большинством. Только после прямого голосования оно вписывается в лист участника. При наличии возражений, сомнений лучше воздержаться от записи спорного качества, но, если кто-то настаивает, можно записать такое качество, обязательно указав автора особого мнения.

Для «хорошего чемодана» необходимо не менее 5–7 характеристик как положительных, так и отрицательных. У участника, которому собирается «чемодан», есть право задать любой вопрос, в случае если что-то непонятно.

IX. Упражнение «Прощание»

Слово педагога-психолога: Наше занятие подошло к концу. Всё ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями?

Или есть кто-то, чье мнение о себе вы хотели бы узнать? У вас есть этот шанс сейчас. Сделайте то, что вы не успели сделать на предыдущих занятиях. Не откладывайте свое решение на завтра. Действуйте здесь и сейчас.

X. Упражнение «Откровенно говоря…»

Инструкция. Участникам предлагается письменно закончить предложения, тем самым высказав свое отношение к прошедшему занятию. Ответы зачитываются по кругу.

 Откровенно говоря…

Во время занятий я понял(а), что…

Самым полезным для меня было…

Я был(а) бы более откровенным(ой), если…

Своими основными ошибками на занятии я считаю…

Мне не понравилось…

Больше всего мне понравилось, как работал(а)…

На следующем занятии я хотел(а) бы…



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.