Урок биологии в 9 классе на тему «Бесполое размножение организмов»

0
3
Материал опубликован 11 September 2017

Задачи: - углубить, обобщить знания о клетке как структурной и функциональной

единице живого, о делении клетки как основе роста, размножения и

индивидуального развития организмов; 

- сформировать знания о  бесполом размножении,  о вегетативном

размножении,  об особенностях  бесполого  размножения, его значении в

обеспечении преемственности  между поколениями, о непрерывности

жизни на Земле;

- расширить и систематизировать знания об основных формах и способах

размножения  организмов;

Оборудование: А.А. Кириленко, ГИА-9класс, Биология,- Легион,

Ростов-на-Дону, 2010 Биология. Тематические тесты; рабочая тетрадь по биологии 9класс;

Ход урока

1 Орг.момент: эпиграф к уроку ( слайд)

« Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается

связать  воедино  разрозненные факты». Д. Хевелси.

2 Проверка знаний: 1. Дать характеристику процессу митоза по таблице. ( Уст.ответ)

2 Задание на установление соответствия между митозом и мейозом.

( работа у доски + ответ на слайде)

3 ГИА 9 класс –стр 252-253 С2-С3 ( весь класс – 2-е учащихся ответ)

Изучение нового материала:

Слова Учитель  зачитывает слова американского биолога Меллера: (слайд)

«Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем.»

- Как вы думаете, о каком процессе идёт речь?

- Что такое жизнь?

- Перечислите основные признаки проявления жизни и вспомните современные понятия о живом организме (дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение).

Что такое размножение? (Ответ учащихся.)

Составить синквейн - к слову Размножение

                  1. Размножение

2. Делиться, воспроизводить.

                  3. Вегетативное, половое, бесполое.

                  4. Размножение есть жизнь.

                  5. Жизнь.

ТЕМА: - слайд

План темы- составляют - слайд

Вспомнить курс 6,7 класса. Какие способы размножения изучали.

Даны представители:

Представители растительного и животного мира формы бесполого

Размножение ( слайд)

Дрожи- почкование

Амеба- бинарное деление

Морская звезда- фрагментация

Кукушкин лен- спорами + ГИА доп мат. Стр 38-39

Клубника- вегетативно - усами

Картофель- вегетативно- клубнями

Тюльпан- вегетативно - луковицами

Смородина- вегетативно- отводками

Хвощ- спорами

Схема «Формы бесполого размножения»

Подробно- вегетативное ( заполнить пробелы)

Способ вегетативного размножения

Примеры растения

1. Видоизмененными подземными побегами:

 

а) корневищами

 

б)

Лук, нарцисс, тюльпан...

в) клубнелуковицами

Гладиолус

г) клубнями:

 

2. Видоизмененными надземными по­бегами — усами

Земляника

3. Черенками:

 

а) стеблевыми

Тополь, ива...

б) корневыми

 

в) листовыми

 

4. Отводками

 

Значение и особенности бесполого размножения:

При бесполом размножении принимает участие только одна особь;

Осуществляется без участия половых клеток;

В основе размножения лежит митоз;

Дочерние организмы возникающий из материнского, являются точной его копией. Потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особями.

Преимущество – быстрое увеличение численности.

Преимущества:- происходит просто, не нужно тратить время и энергию для

поиска партнера;

- численность организмов увеличивается относительно быстро;

- в неизменных условиях среды создаются безграничные возможности повышения

численности организмов со сходной наследственностью — организмов, хорошо

- приспособлен- к жизни в этих конкретных условиях.

Недостаток: не обеспечивает выживания в изменчивой, непостоянной среде

(новые признаки, которые могут оказаться полезными изменении

условий среды, при бесполом размножении появляются -: только в

результате относительно редких ситуаций).

Закрепление:

Рефлексия

Что узнали нового?

В чем были трудности?

Как с ними справились?

 

Экспресс-тест «Вопрос — ответ».

Какая форма бесполого размножения характерна для мхов и папоротников? (Спорообразование.)

Какая форма бесполого размножения наиболее характерна для гидры, дрожжей? (Почкование.)

Какая форма бесполого размножения характерна для планарии, некоторых кольчатых червей? (Фрагментация.)

Верно ли суждение: Бесполое размножение увеличивает на­следственную изменчивость организмов? (Нет.)

Верно ли суждение: При бесполом размножении все дочерние особи являются точной копией материнской? (Да.)

Верны ли утверждения. (Работает весь класс +, -) - слайд

Спорообразование характерно для гидры.  -

Зелёная эвглена размножается  путём деления клетки.  +

При бесполом размножении участвует одна особь.  +

Гермафродит - обоеполый организм.   +

Мхи и папоротники размножаются почкованием.  -

При бесполом размножении потомство генетически сильно отличается от родительских организмов.  –

Для простейших характерно деление пополам. +

Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных.  +

Гидра размножается почкованием. +

Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются черенками. +

В бесполом размножении участвуют одна особь. +

Задания по вариантам ( задания: А, В1,В2, С1)

Д/З: п. 3.1 ( слайд)

Составить вопросы ГИА по данной теме – задания А, В.

№ 96-97, раб тетрадь

 

А1 Как называется способ бесполого размножения, когда исходная материнская

клетка делится на две или более одинаковых клеток: 1) деление, 2) споруляция,

3) фрагментация, 4) вегетативное размножение.

А2 Какой способ размножения является искусственным, не встречается в

естественных условиях: 1) споруляция, 2) фрагментация, 3) вегетативное

размножение, 4) клонирование.

А3 Как называется способ бесполого размножения, характерный для

кишечнополостных: 1) деление, 2) фрагментация, 3) почкование,

4) вегетативное размножение

А5 Как называется способ бесполого размножения, основанный на способности

некоторых живых существ восстанавливать утраченные орган или части тела:

1) деление, 2) фрагментация, 3) почкование, 4) вегетативное размножение

*А6 Бактерии размножаются: 1) спорами, 2) делением клетки, 3) почкованием,

4) с помощью половых клеток

В1 Какие из перечисленных организмов размножаются спорами

( 3 ответа в последовательности)

сфагнум, 2) яблоня, 3) папоротник, 4) клевер, 5) мукор, 6) амеба.

*В2 Установите соответствие между способом размножения и организмами

 

Организм

Способ размножения

А)Полип Гидра

Б) Кораллы

В) Крыжовник

Г) Яблоня

Д) Дрожжи

Е) Картофель

1 Почкование

2 вегетативное

С1 В чем недостаток бесполого размножения?

А1 Папоротники размножаются: 1) спорами, 2) семенами, 3) почкованием,

4) делением тела на части

А2 Бактерии размножаются: 1) спорами, 2) делением клетки, 3) почкованием,

4) с помощью половых клеток

А3 Гриб трутовик размножается: 1) спорами, 2) семенами, 3) почкованием,

4) делением тела на части

А4 А3 Как называется способ бесполого размножения, характерный для

полипа гидра : 1) деление, 2) фрагментация, 3) почкование,

4) вегетативное размножение

А5 Какой способ используют для размножения картофеля: 1) почкование,

2) фрагментация, 3) вегетативное клубнями, 4) вегетативное луковицами.

*А6 Как называется способность живых организмов воспроизводить себе подобных:

почкование, 2) изменчивость, 3) наследственность, 4) размножение.

В1 Какие из перечисленных организмов размножаются вегетативно- луковицами:

лилия, 2) топинамбур, 3) хвощ, 4) чеснок, 5) тюльпан, 6) хлорелла

*В2 Установите соответствие между организмам и способами размножения

 

Организм

Способ размножения

А) Инфузория туфелька

Б) Кукушкин лен

В) Хвощ

Г) Хлорелла

Д) Амеба

Е) Мухомор

1 Спорообразование

2 Деление клетки

С1 В чем преимущества бесполого размножения?

Ф.И. учащегося_______________________________________________

Матрица для ответов

А1

А2

А3

А4

А5

А6

           

В1

В2

   

Задание С1

Ф.И. учащегося_______________________________________________

Матрица для ответов

А1

А2

А3

А4

А5

А6

           

В1

В2

   

Задание С1

Ф.И. учащегося_______________________________________________

Матрица для ответов

А1

А2

А3

А4

А5

А6

           

В1

В2

   

Задание С1

Ф.И. учащегося_______________________________________________

Матрица для ответов

А1

А2

А3

А4

А5

А6

           

В1

В2

   

Задание С1

Установите соответствие между особенностями и процессами деления клетки

Особенности Процесс

А) количество хромосом в дочерних клетках такое же, 1)Мейоз

как в материнской 2) Митоз

Б) характерно для образования половых клеток

В) включает два подряд идущих деления

Г) в результате образуются две дочерние клетки

Д) характерно для соматических клеток

Е) в дочерних клетках содержится

гаплоидный набор хромосом

А

Б

В

Г

Д

Е

           

Тема:

План темы:

Представители растительного и животного мира формы бесполого размножение

Дрожи

Амеба-

Морская звезда-

Кукушкин лен-

Клубника-

Картофель-

Тюльпан-

Смородина-

Хвощ-

Схема «Формы бесполого размножения»

Вегетативное размножение ( заполнить пробелы)

Способ вегетативного размножения

Примеры растения

1. Видоизмененными подземными побегами:

 

а) корневищами

 

б)

Лук, нарцисс, тюльпан...

в) клубнелуковицами

Гладиолус

г) клубнями:

 

2. Видоизмененными надземными по­бегами — усами

Земляника

3. Черенками:

 

а) стеблевыми

Тополь, ива...

б) корневыми

 

в) листовыми

 

4. Отводками

 

Значение и особенности бесполого размножения:

Д/З:

Верны ли утверждения.( +,-)

Спорообразование характерно для гидры. 

Зелёная эвглена размножается  путём деления клетки.  

При бесполом размножении участвует одна особь.  

Гермафродит - обоеполый организм.   

Мхи и папоротники размножаются почкованием.  

При бесполом размножении потомство генетически сильно отличается от родительских организмов. 

Для простейших характерно деление пополам.

Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных. 

Гидра размножается почкованием.

Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются черенками.

В бесполом размножении участвуют одна особь.

МОУ Климовская средняя общеобразовательная школа №1

Урок по биологии

9 класс

Тема: Бесполое размножение

Организмов

Учитель биологии и географии

КСОШ №1

Мельникова И.В.

2010-2011 учебный год

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

"Недостаток: не обеспечивает выживания в изменчивой, непостоянной среде (новые признаки, которые могут оказаться полезными изменении условий среды, при бесполом размножении появляются -: только в результате относительно редких ситуаций)." Здесь явная ошибка. К бесполому размножению Вы относите размножение мейоспорами у мхов, которые генетически разнородны не столько вследствие мутаций, сколько вследствие мейоза.

12 September 2017

Вы конечно ни при чём. Но всё же. Читаем: "Бактерии размножаются: 1) спорами, 2) делением клетки, 3) почкованием, 4) с помощью половых клеток" Бактерии с помощью спор как раз размножаются. Могут размножаться и почкованием. А вот половых клеток у них и правда нет.

12 September 2017

"А) количество хромосом в дочерних клетках такое же, 1)Мейоз как в материнской 2) Митоз Б) характерно для образования половых клеток" Очень странно. Но половые клетки у наземных растений очевидно образуются с помощью митоза.

12 September 2017

Ответ #41508 был удален 12 September 2017