Урок биологии на тему «Свойства организма» (8–9 классы)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературой и интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Основные понятия обмен веществ, раздражимость, возбудимость, приспособляемость, саморегуляция.
Изучение нового материала
СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА
Организм представляет собой сложную целостную систему. Все части этой системы имеют свою структуру, функции и значение в жизнедеятсельности организма в делом.
Организм человека как живая система функционирует только при условии обмена веществ? с внешней средой.
. Ф. Энгельс так определил, что такое жизнь: «Жизнь есть способ существования- белковых тел, существенным моментом которой является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого, обмена веществ, прекращается и жизнь..,» Впоследствии были сформулированы более, определения жизни на основе новых научных данных, но определение, предложенное Ф, Энгельсом, не. своего значения и теперь. Таким образом, организм может существовать только в условиях взаимодействия с окружающей средой. Из нее он получает все необходимое для жизнедеятельности, в первую очередь кислород: в процессе дыхания, воду и питательные вещества в процессе питания. Поступающие из внешней среды вещества включаются в циклы химических реакций, в обменные процессы. В результате образования вещества, необходимые для организма, выделяется энергия, а также ненужные вещества, продукты распада, которые удаляются из организма во внешнюю среду. На функционирование организма влияет состав воздуха, температура, атмосферное давление и другие факторы внешней среды. Нормальная деятельность организма осуществляется в условиях экологически чистой среды.
Приспособленность организма связана также со способностью нервной системы образовывать условные рефлексы.
В живом организме осуществляется согласованная и взаимосвязанная деятельность всех органов, потому что организм обладает способностью само- регуляции функций. Саморегуляция осуществляется с помощью химических веществ и нервной системы. Биологически активные химические вещества гормоны вырабатываются железами внутренней секреции. Они поступают в кровь и разносятся ею ко всем, органам и тканям, согласуя их деятельность. Так, адреналин, вырабатываемый надпочечниками, вызывает учащение ритма сердца (например, при испуге увеличивается количество адреналина в крови, что приводит к сердцебиению).
Помимо гормонов, регулирующую роль играют и некоторые химические вещества, которые в организме в процессе жизнедеятельности. Попадая с кровью к нервным центрам, они воздействуют на них и вызывают ответную реакцию организма. Например, во время бега, езды на велосипеде, тяжелой работы в крови накапливается углекислота, так как легкие не могут справиться с ее удалением из организма при обычном ритме и глубине дыхания. Поступая с кровью в дыхательный центр нервной системы, углекислота раздражает его. В ответ на раздражение учащается дыхание, ускоряются процессы кровообращения (о чем свидетельствует учащенный пульс). Все это приводит к ускорению процесса очищения крови от углекислого газа и насыщения ее кислородом.
Регуляцию деятельности органов, осуществляемую через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость), с помощью Химических веществ, выделяемых клетками, тканями и органами.
Все системы органы работают взаимосвязано, а организм функционируй как единое ‘целое
Следовательно, деятельность организма как целостной живой системы обеспечивается такими его свойствами, как обмен веществ, раздражимость, возбудимость, приспособляемость и саморегуляция.
Подумайте и ответьте. 1. Какими свойствами обладает живой организм? 2. Почему обмен веществ с окружающей средой признан одним из самых важных?
Приведите конкретные примеры проявления этих свойств* 4. Как осуществляется саморегуляция признаков жизни? 3. В чем заключается значение для организма таких свойств, как раздражимость, возбудимость, приспособляемость функций организма?
Объясните значение терминов: обмен веществ, раздражимость, возбудимость, приспособляемость, саморегуляция.
Обмен веществ и превращения энергии
10 ЗАЩИТНЫХ СИСТЕМ НАШЕГО ОРГАНИЗМА
Адаптация организма
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html