12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72124
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

 

Методические разработки уроков 10-11класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи:

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

УУД

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию;

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ход урока

Задачи

Развиваем научное мировоззрение на основе характеристики онтогенеза как особой биологиче­ской формы движения материи.

Углубляем понятия о генетической функции митоза и мейоза; конкретизируем биогенетиче­ский закон на основе изучения этапов эмбриоге­неза.

Продолжаем формирование понятия об орга­низме как системе, реализующей в онтогенезе свою генетическую программу; о взаимодействую­щих элементах этой системы (клетках, тканях, органах).

Используем приобретенные учащимися навы­ки мыслительной деятельности для формирования умений доказывать, устанавливать причинно- следственные связи, выделять сходства и разли­чия при сравнении основных форм размножения организмов.

Базовые знания

размножение бесполое и половое

хромосомы; их диплоидный и гаплоидный набор в клетках

митоз и его биологическое значение

мейоз и его биологическое значение

онтогенез: эмбриональное и постэмбриональ­ное развитие организмов

взаимосвязь митоза, мейоза и оплодотворе­ния как основа постоянства числа хромосом в поколениях

взаимосвязь онтогенеза и эволюции

понятие «партеногенез»

Терминология

Эмбриональное развитие животных

Дробление — это процесс митотического деления зи­готы на более мелкие клетки — бластомеры.В результате дробления и последующего расхождения клеток образуется бластула — однослойный многокле­точный зародыш, представляющий собой полый шарик.

Гаструляция — процесс образования двух- или трёх­слойного зародыша — гаструлы, который происходит сразу после образова­ния бластулы.Гаструляция осуществляется путём движения клеток и их групп относительно друг друга, например впячиванием одной из стенок бластулы. Помимо двух или трёх слоёв клеток, гаструла имеет также первичный рот — бластопор.

Гистогенез — процесс формирования зрелых тканей, присущих взрослому организму.

Органогенез — процесс формирования органов.

Период дифференцированного зародыша. Харак­теризуется продолжением специализации клеток орга­низма и быстрым ростом.

Постэмбриональное развитие животных

Постэмбриональное развитие животных по способности к репродукции делят на дорепродуктивный (ювениль­ный), репродуктивный и пострепродуктивный периоды.

Постэмбриональный период продолжается от рождения до полового созревания. Характеризуется интенсив­ным ростом и развитием организма.

При прямом развитии появляющийся на свет орга­низм уже похож на взрослую особь, и процесс разви­тия заключается в основном в увеличении линейных размеров особи, а также в формировании половых ор­ганов, как у человека.

При непрямом развитии особь непохожа на взро­слую, и в процессе развития происходит существен­ная перестройка её организма (амфибии, насекомые).

Метаморфоз — процесс постэмбрионального созревания, при котором наблюдаются быстрые изменения, происходящие при переходе от ли­чиночной стадии к взрослой форме. У беспозво­ночных животных метаморфоз встречается очень часто (бабочки, жуки, мухи, пчёлы).

Типы роста:

ограниченный, или закрытый рост, происходит только в определённые периоды жизни, в основном до полового созревания;

неограниченный, или открытый рост, продолжа­ется в течение всей жизни особи (растений и некото­рых рыб).

Жизненный цикл — совокупность стадий раз­вития, начиная от зиготы, пройдя которые, ор­ганизм достигает зрелости и приобретает способ­ность к размножению.

В жизненном цикле происходит чередование стадий развития с гаплоидным и диплоидным наборами хро­мосом, при этом у высших растений и животных пре­обладает диплоидный набор, а у низших — наоборот. Жизненные циклы могут быть простыми и сложными. В сложном жизненном цикле половое размножение че­редуется с партеногенетическим и бесполым.

Ответить на вопросы

1. Что такое жизненный цикл клетки?

(-период жизни клетки с момента ее образования до собственного деления или смерти)

2.Что такое размножение? Какие способы размножения вы знаете?

(Различают половое и бесполое размножение).

3.Как происходит бесполое размножение?

( При бесполом размножении новая особь появляется из неполовых, обычных (соматических) клеток)

4.Что такое митоз и каково его значение?

( Митоз это прямое деление характерно для соматических клеток, равномерное распределение генетического материала между дочерними клетками).

5. Перечислите фазы митоза

.(Различают 4 фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза и телофаза).

6.Что такое редупликация и каково её значение?

(Удвоение молекулы ДНК)

7.Что такое мейоз? ( от греч. мейозис-«уменьшение»)

8.Перечислите стадии мейоза.(Редукционное, эквационное)

9.Что такое кроссинговер и каково его значение?

(Обмен частями гомологичных хромосом в процессе мейоза и благодаря этому в одну гаплоидную хромосому могут попасть признаки обоих родителей).

10.Что такое конъюгация?

(-Попарное сближение гомологичных хромосом в профазе первого мейоза)

11.Что такое оплодотворение?

(Слияние мужской половой клетки с женской, приводящее к образованию зиготы)

12.Что такое онтогенез?

(Это индивидуальное развитие организма и который делится на два периода-эмбриональный и постэмбриональный)

13.Перечислите стадии эмбрионального развития?

(это три стадии: дробления, гаструлы и образования органов)

14.Что такое гаметогенез?

(это процесс образования половых клеток)

15.Сколько хромосом у человека.

( 46 а половые клетки имеют 23хромосомы)

Тест

Выбрать правильные ответы

1. Слияние мужской и женской половых клеток называется:

а) метаморфозом;

б) оплодотворением;

в) конъюгацией;

г) опылением.

2. Женская половая клетка называется:

а) яйцеклеткой;

б) сперматозоидом;

в) спермием;

г) зиготой.

3. Оплодотворенная яйцеклетка называется:

а) яйцеклеткой;

б) сперматозоидом;

в) спермием;

г) зиготой.

4. Наружное оплодотворение характерно:

а) для рыб;

б) птиц;

в) пресмыкающихся;

г) млекопитающих;

5. Внутреннее оплодотворение характерно:

а) насекомых.

б) птиц;

в) млекопитающих;

г) все ответы верны

6. Эндосперм образуется в результате слияния:

а) спермия с яйцеклеткой;

б) спермия с центральной клеткой;

в) спермия с зиготой;

г) центральной клетки с яйцеклеткой.

7. Процесс двойного оплодотворения был открыт:

а) Д. И. Ивановским;

б) И. П. Павловым;

в) С. Г. Навашиным;

г) Р. Гуком.

8. Любая живая клетка способна к :

а) обмену веществ

б) мейозу

в) движению

г) сократимости.

9. Зигота превращается в многоклеточный зародыш в результате:

а) оплодотворения

б) дробления

в) образования гамет

г) почкования.

10. Передача наследственной информации от поколения к поколению осуществ-

ляется в процессе:

а) роста

б)развития

в) обмена веществ

г) размножения.

11. К бесполому размножению относится:

а) оплодотворение

б) партеногенез

в) гермафродитизм

г) почкование.

12. Процесс индивидуального развития организмов:

а) филогенез
б) овогенез
в) онтогенез

13. Стадия однослойного зародыша называется:

а) гаструлой
б) бластулой
в) морулой

г)нейрула

14. Внутренний зародышевый листок называется:

а) мезодермой
б) энтодермой
в) эктодермой

г) морулой

15. Органы чувств и нервная система развиваются из:

а) мезодермы
б) энтодермы
в) эктодермы

г) гаструла

Ответы: 1 - б; 2 - а; 3 - г; 4 - а, 5 - г; 6 - б; 7 - в.; 8-а; 9-б; 10-г; 11-г; 12-в; 13-б; 14-Б,15-в;

Темы рефератов

1.Размножение организмов как условие существова­ния вида.

2.История учения о развитии зародыша.

3.Жизнь до рождения (о зародышевом развитии че­ловека).

4.Размножение насекомых и его практическое ис­пользование человеком.

5.Проблемы геронтологии.

6.Продолжительность жизни организмов.

Размножение и развитие - биология, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

 

 

 

Способы размножения | Биология ЕГЭ

 

 

 

0:12 / 1:43:51

Мейоз, гаметогенез | ЕГЭ Биология

 

 

 

Онтогенез, бластула, гаструла | ЕГЭ биология

 

 

 

Ресурсы

В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .

А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература».

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности.

Биология 100 самых важных тем В.Ю. Джамеев 2016 г.

Биология в схемах, терминах, таблицах" М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско, Изд. "Феникс"

Наглядный справочник. Биология. 10-11 классы. Красильникова

Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.