Урок-обобщение по биологии на тему «Размножение и развитие организмов» (10–11 классы)
Методические разработки уроков 10-11класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;
-умения давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности
Задачи:
Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем
УУД
Личностные результаты обучения биологии:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
Метапредметные результаты обучения биологии:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Развиваем научное мировоззрение на основе характеристики онтогенеза как особой биологической формы движения материи.
Углубляем понятия о генетической функции митоза и мейоза; конкретизируем биогенетический закон на основе изучения этапов эмбриогенеза.
Продолжаем формирование понятия об организме как системе, реализующей в онтогенезе свою генетическую программу; о взаимодействующих элементах этой системы (клетках, тканях, органах).
Используем приобретенные учащимися навыки мыслительной деятельности для формирования умений доказывать, устанавливать причинно- следственные связи, выделять сходства и различия при сравнении основных форм размножения организмов.
размножение бесполое и половое
хромосомы; их диплоидный и гаплоидный набор в клетках
митоз и его биологическое значение
мейоз и его биологическое значение
онтогенез: эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов
взаимосвязь митоза, мейоза и оплодотворения как основа постоянства числа хромосом в поколениях
взаимосвязь онтогенеза и эволюции
понятие «партеногенез»
Терминология
Эмбриональное развитие животных
Дробление — это процесс митотического деления зиготы на более мелкие клетки — бластомеры.В результате дробления и последующего расхождения клеток образуется бластула — однослойный многоклеточный зародыш, представляющий собой полый шарик.
Гаструляция — процесс образования двух- или трёхслойного зародыша — гаструлы, который происходит сразу после образования бластулы.Гаструляция осуществляется путём движения клеток и их групп относительно друг друга, например впячиванием одной из стенок бластулы. Помимо двух или трёх слоёв клеток, гаструла имеет также первичный рот — бластопор.
Гистогенез — процесс формирования зрелых тканей, присущих взрослому организму.
Органогенез — процесс формирования органов.
Период дифференцированного зародыша. Характеризуется продолжением специализации клеток организма и быстрым ростом.
Постэмбриональное развитие животных
Постэмбриональное развитие животных по способности к репродукции делят на дорепродуктивный (ювенильный), репродуктивный и пострепродуктивный периоды.
Постэмбриональный период продолжается от рождения до полового созревания. Характеризуется интенсивным ростом и развитием организма.
При прямом развитии появляющийся на свет организм уже похож на взрослую особь, и процесс развития заключается в основном в увеличении линейных размеров особи, а также в формировании половых органов, как у человека.
При непрямом развитии особь непохожа на взрослую, и в процессе развития происходит существенная перестройка её организма (амфибии, насекомые).
Метаморфоз — процесс постэмбрионального созревания, при котором наблюдаются быстрые изменения, происходящие при переходе от личиночной стадии к взрослой форме. У беспозвоночных животных метаморфоз встречается очень часто (бабочки, жуки, мухи, пчёлы).
Типы роста:
ограниченный, или закрытый рост, происходит только в определённые периоды жизни, в основном до полового созревания;
неограниченный, или открытый рост, продолжается в течение всей жизни особи (растений и некоторых рыб).
Жизненный цикл — совокупность стадий развития, начиная от зиготы, пройдя которые, организм достигает зрелости и приобретает способность к размножению.
В жизненном цикле происходит чередование стадий развития с гаплоидным и диплоидным наборами хромосом, при этом у высших растений и животных преобладает диплоидный набор, а у низших — наоборот. Жизненные циклы могут быть простыми и сложными. В сложном жизненном цикле половое размножение чередуется с партеногенетическим и бесполым.
Ответить на вопросы
1. Что такое жизненный цикл клетки?
(-период жизни клетки с момента ее образования до собственного деления или смерти)
2.Что такое размножение? Какие способы размножения вы знаете?
(Различают половое и бесполое размножение).
3.Как происходит бесполое размножение?
( При бесполом размножении новая особь появляется из неполовых, обычных (соматических) клеток)
4.Что такое митоз и каково его значение?
( Митоз это прямое деление характерно для соматических клеток, равномерное распределение генетического материала между дочерними клетками).
5. Перечислите фазы митоза
.(Различают 4 фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза и телофаза).
6.Что такое редупликация и каково её значение?
(Удвоение молекулы ДНК)
7.Что такое мейоз? ( от греч. мейозис-«уменьшение»)
8.Перечислите стадии мейоза.(Редукционное, эквационное)
9.Что такое кроссинговер и каково его значение?
(Обмен частями гомологичных хромосом в процессе мейоза и благодаря этому в одну гаплоидную хромосому могут попасть признаки обоих родителей).
10.Что такое конъюгация?
(-Попарное сближение гомологичных хромосом в профазе первого мейоза)
11.Что такое оплодотворение?
(Слияние мужской половой клетки с женской, приводящее к образованию зиготы)
12.Что такое онтогенез?
(Это индивидуальное развитие организма и который делится на два периода-эмбриональный и постэмбриональный)
13.Перечислите стадии эмбрионального развития?
(это три стадии: дробления, гаструлы и образования органов)
14.Что такое гаметогенез?
(это процесс образования половых клеток)
15.Сколько хромосом у человека.
( 46 а половые клетки имеют 23хромосомы)
Тест
Выбрать правильные ответы
1. Слияние мужской и женской половых клеток называется:
а) метаморфозом;
б) оплодотворением;
в) конъюгацией;
г) опылением.
2. Женская половая клетка называется:
а) яйцеклеткой;
б) сперматозоидом;
в) спермием;
г) зиготой.
3. Оплодотворенная яйцеклетка называется:
а) яйцеклеткой;
б) сперматозоидом;
в) спермием;
г) зиготой.
4. Наружное оплодотворение характерно:
а) для рыб;
б) птиц;
в) пресмыкающихся;
г) млекопитающих;
5. Внутреннее оплодотворение характерно:
а) насекомых.
б) птиц;
в) млекопитающих;
г) все ответы верны
6. Эндосперм образуется в результате слияния:
а) спермия с яйцеклеткой;
б) спермия с центральной клеткой;
в) спермия с зиготой;
г) центральной клетки с яйцеклеткой.
7. Процесс двойного оплодотворения был открыт:
а) Д. И. Ивановским;
б) И. П. Павловым;
в) С. Г. Навашиным;
г) Р. Гуком.
8. Любая живая клетка способна к :
а) обмену веществ
б) мейозу
в) движению
г) сократимости.
9. Зигота превращается в многоклеточный зародыш в результате:
а) оплодотворения
б) дробления
в) образования гамет
г) почкования.
10. Передача наследственной информации от поколения к поколению осуществ-
ляется в процессе:
а) роста
б)развития
в) обмена веществ
г) размножения.
11. К бесполому размножению относится:
а) оплодотворение
б) партеногенез
в) гермафродитизм
г) почкование.
12. Процесс индивидуального развития организмов:
а) филогенез
б) овогенез
в) онтогенез
13. Стадия однослойного зародыша называется:
а) гаструлой
б) бластулой
в) морулой
г)нейрула
14. Внутренний зародышевый листок называется:
а) мезодермой
б) энтодермой
в) эктодермой
г) морулой
15. Органы чувств и нервная система развиваются из:
а) мезодермы
б) энтодермы
в) эктодермы
г) гаструла
Ответы: 1 - б; 2 - а; 3 - г; 4 - а, 5 - г; 6 - б; 7 - в.; 8-а; 9-б; 10-г; 11-г; 12-в; 13-б; 14-Б,15-в;
Темы рефератов
1.Размножение организмов как условие существования вида.
2.История учения о развитии зародыша.
3.Жизнь до рождения (о зародышевом развитии человека).
4.Размножение насекомых и его практическое использование человеком.
5.Проблемы геронтологии.
6.Продолжительность жизни организмов.
Размножение и развитие - биология, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ
Способы размножения | Биология ЕГЭ
0:12 / 1:43:51
Мейоз, гаметогенез | ЕГЭ Биология
Онтогенез, бластула, гаструла | ЕГЭ биология
Ресурсы
В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .
А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература».
Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности.
Биология 100 самых важных тем В.Ю. Джамеев 2016 г.
Биология в схемах, терминах, таблицах" М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско, Изд. "Феникс"
Наглядный справочник. Биология. 10-11 классы. Красильникова
Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki
Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9
Природа мира
https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let
FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций