12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Талицких Марина Владимировна307
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Моздок
0

Урок на тему «Размножение организмов. Оплодотворение и его значение. Развитие организмов от зарождения до смерти»

11 класс

Урок №3.

Тема урока: Размножение организмов. Оплодотворение и его значение. Развитие организмов от зарождения до смерти.

Цели и задачи урока:

Образовательные: сформировать знания о сущности и формах размножения организмов; показать биологическое значение бесполого размножения;

Сформировать у учащихся знания о сущности процесса оплодотворения, представления о типах оплодотворения, сущности двойного оплодотворения у цветковых растений.

Познакомить учащихся с особенностями оплодотворения у разных организмов.

Воспитательные: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету, показать значимость биологии для современного человека. Воспитание трудолюбия, аккуратности, коммуникативных качеств.

Развивающие: Развивать учебно-интеллектуальные умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи (развивать логическое мышление), умений находить требуемую информацию в различных источниках и извлекать из предложенной информации нужные данные. Развивать память и внимание обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии: следить за осанкой учащихся; проводить упражнения для снятия напряжения глаз; проветривание помещения.

Оборудование: ИКТ, презентации

Ход урока:

Организационный момент.

Опрос:

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

Типы питания и способы добывания пищи.

Основная часть.

Размножение – это основное свойство всех организмов, которое заключается в воспроизведении себе подобных и обеспечивает продолжение существования вида.

Формы размножения организмов- (презентация)

Все организмы, обитающие на Земле, размножаются двумя основными способами – бесполым и половым. Бесполое размножение – это самовоспроизведение организмов, в котором участвует лишь одна особь (один родитель). В половом размножении участвуют две особи (два родителя) – женская особь и мужская особь. (Исключение – партеногенез.) В каждом из способов размножения есть различные формы.

Рассмотрим подробнее, в чем заключаются особенности бесполого размножения организмов.

Бесполое размножение – способ размножения, при котором одна родительская особь дает начало двум или большему числу новых особей, идентичных по всем признакам этой родительской особи

Бесполое размножение

Способ
размножения

Особенности
размножения

Примеры
организмов

Деление
клетки

Тело исходной (родительской) клетки делится митозом на две (или несколько) частей, каждая из которых дает начало новым полноценным клеткам (организмам)

Прокариоты. Однокле-точные эукариоты
(саркодовые – амеба,
жгутиковые, споровики)

Спорами

Спора – особая клетка, покрытая плотной оболочкой, защищающей от внешних воздействий

Споровые растения,
грибы, некоторые
простейшие

Вегетативное размножение:

у растений

Увеличение числа особей данного вида происходит путем отделения жизнеспособных частей вегетативного тела организма

Растения, животные

Корнями, стеблями листьями, видоизмененными корнями и побегами

Растения

у животных

Почкование, упорядоченное и неупорядоченное деление участками тела

Кишечнополостные, морские звезды,
кольчатые черви

Биологическое значение бесполого размножения заключается в том, что этот тип размножения позволяет сохранить неизменными свойства вида. Организмы, появившиеся бесполым путем, обычно развиваются значительно быстрее, чем появившиеся путем полового размножения. Они быстрее увеличивают свою численность и значительно быстрее расселяются на больших территориях.

У большинства низших одно- и многоклеточных организмов бесполое размножение может чередоваться с половым. При этом характерно, что бесполое размножение осуществляется тогда, когда организм находится в благоприятных для него условиях. При ухудшении условий организм переходит к половому размножению.

У высокоразвитых растений и животных половое размножение начинается лишь после того, как организм пройдет ряд определенных стадий в своем развитии и достигнет возраста половой зрелости. У высших животных существует только половое размножение.

Оплодотворение – (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Основные понятия:

оплодотворение,

зигота,

двойное оплодотворение,

макроспоры,

пыльцевое зерно,

мегаспоры, сперматозоид,

яйцеклетка,

овуляция.

 

 

 

 

«Оплодотворение - процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки, сопровождающееся объединением их генетического материала»

 

В чем заключается биологическое значение оплодотворения?

 

Биологическое значение оплодотворения заключается в том, что, восстанавливается диплоидный набор хромосом и поддерживается генетическое многообразие организмов, которое служит материалом для естественного отбора и эволюции вида.

Виды оплодотворения

 

Перекрестное.

Самооплодотворение (гермафродитизм).

Типы оплодотворения:

Наружное (вне организма).

Внутреннее (в половых путях самки).

Особенности оплодотворения у семенных растений

1. Оплодотворению предшествует опыление.

2. Оплодотворение на зависит от воды.

3. Сперматозоиды лишились жгутиков и превратились в спермии

 

Особый вид оплодотворения характерен для цветковых растений,он был открыт в 1898 году русским ботаников,академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным и получил название двойного оплодотворения.

Для изучения этого типа оплодотворения нам необходимо вспомнить строение цветка, тычинок, пестика, семени растения.

 

Биологический смысл двойного оплодотворения заключается в образовании эндосперма -

пищи для зародыша, это обеспечило цветковым растениям преимущества перед другими группами растений

 

Онтогенезом (ПРЕЗЕНТАЦИЯ), или индивидуальным развитием, называют весь период жизни особи с момента слияния сперматозоидов с яйцом и образованием зиготы до гибели организма.

 

Онтогенез делится на два периода:
1) Эмбриональный – от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек;


2)Постэмбриональный – от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти

Развитие может быть прямым или сопровождаться превращением(метаморфозом)-

непрямым

Д/з §4-6 стр. 21-33- сделать конспект; вопросы, рис. 4,5 - зарисовать; таблица «Ученые»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.