Урок русского языка «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях и в простых предложениях с обобщающим словом»
9 класс
Урок русского языка
Тема: «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) и простых предложениях с обобщающим словом»
Тип урока: Урок закрепления первичных знаний.
Цели:
Уметь различать БСП и простые предложения с однородными членами.
Уметь правильно расставлять тире и двоеточие в БСП и простых предложениях с однородными членами.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Учитель:
- Сегодня мы продолжаем работу над постановкой знаков препинания в БСП, а также учимся отличать БСП от простых предложений с обобщающим словом. Исходя из темы урока, каковы наши цели? (Учащиеся формулируют цели урока – см. выше)
Актуализация знаний.
(У доски трое учащихся: один выполняет работу над типичными ошибками, допущенными в домашней работе, второй - словарно-орфографическую работу, третий с помощью схем графически объясняет теорию по теме «Знаки препинания в БСП»).
Класс выполняет словарно-орфографическую работу, затем проверяет работу над ошибками и схемы.
На доске – 9 схем, в которых объяснены знаки препинания в БСП:
[ ], [ ]. (Проверочный союз И). Пример: Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.
[ ]; [ ]. (Проверочный союз И). Пример: Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.
[ ]: [пояснение]. (Проверочный союз А ИМЕННО). Пример: Мы посмотрели в окно и увидели необычайную картину: на дворе лежал первый снег.
[ ]: [дополнение]. (Проверочные союзы КАК, ЧТО). Пример: Я хорошо понимаю: эти знания всегда пригодятся в жизни.
[ ]: [причина]. (Проверочный союз ПОТОМУ ЧТО) Пример: Выходить в море никто не решался: разыгрался сильный шторм.
[время] – [ ]. (Проверочный союз КОГДА). Кончится урок – побежишь домой.
[условие] – [ ]. (Проверочный союз ЕСЛИ). Пример: Будешь книги читать – будешь всё знать.
[ ] – [ ]. (противопоставление) (Проверочный союз А). Пример: Лето припасает – зима поедает.
[ ] – [вывод, следствие]. (Проверочный союз ТАК ЧТО). Пример: Дрова все кончились – топить нечем.
Учитель:
- Какие предложения вы не смогли соотнести со схемами? Почему?
1. Мука состоит из трёх веществ: клейковины, крахмала и масла. [О: О, О, О].
2. Зелёная долина, горы в белых шапках – всё было залито солнцем. [O, O – O].
(Это простые предложения с однородными членами и обобщающим словом).
Учитель:
- Как вы это определили?
- В этих предложениях – одна грамматическая основа, а в БСП – две или более.
Применение знаний на практике.
Составление алгоритма
Найди – и =
Если грамматическая основа одна, то это простое предложение
Подчеркни однородные члены
Найди при однородных членах обобщающее слово
Выдели его
Расставь необходимые знаки препинания
Если грамматических основ две и более, то это сложное предложение
Отметь границы предложений
Выдели союзы (если есть)
Если нет союзов, определи значение частей
Поставь проверочный союз
Поставь нужный знак препинания
Объяснительный диктант.
В предложениях расставить знаки препинания, объяснить их.
1.Пруд промёрз, речка тоже покрылась коркой льда.
2.Труд кормит – лень портит.
3. Любите книгу: она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни.
4. Труд избавляет нас от трёх зол: скуки, порока, нужды.
5. Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли – ничего не было видно.
6. Снег ярко блестел – на него нельзя было смотреть.
7. На уроке решение задач показалось мне несложным: мы с другом поработали над этим дома.
8. Я твёрдо знаю: обратной дороги нет.
9. Мне нужно бороться с некоторыми недостатками: нерешительностью, нетребовательностью к себе.
10. Скажешь слово – добавят десять.
3. Самостоятельная работа.
Выполнение упражнений по учебнику. Взаимопроверка.
Самоанализ и самокоррекция
Проблемы по теме «Знаки препинания в БСП» |
Мои действия |
Проблемы по теме «Знаки препинания в простых предложениях с обобщающими словами» |
Мои действия |
Подведение итогов
Домашнее задание