12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коровина Татьяна Владимировна59
Россия, Красноярский край, Железногорск
6

Урок «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях и в простых предложениях с обобщающим словом»

9 класс

Урок русского языка

 Тема: «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) и простых предложениях с обобщающим словом»

Тип урока: Урок закрепления первичных знаний.

Цели:

Уметь различать БСП и простые предложения с однородными членами.

Уметь правильно расставлять тире и двоеточие в БСП и простых предложениях с однородными членами.


 

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Учитель:

- Сегодня мы продолжаем работу над постановкой знаков препинания в БСП, а также учимся отличать БСП от простых предложений с обобщающим словом. Исходя из темы урока, каковы наши цели? (Учащиеся формулируют цели урока – см. выше)

Актуализация знаний.

(У доски трое учащихся: один выполняет работу над типичными ошибками, допущенными в домашней работе, второй - словарно-орфографическую работу, третий с помощью схем графически объясняет теорию по теме «Знаки препинания в БСП»).

Класс выполняет словарно-орфографическую работу, затем проверяет работу над ошибками и схемы.

На доске – 9 схем, в которых объяснены знаки препинания в БСП:

[ ], [ ]. (Проверочный союз И). Пример: Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.

[ ]; [ ]. (Проверочный союз И). Пример: Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.

[ ]: [пояснение]. (Проверочный союз А ИМЕННО). Пример: Мы посмотрели в окно и увидели необычайную картину: на дворе лежал первый снег.

[ ]: [дополнение]. (Проверочные союзы КАК, ЧТО). Пример: Я хорошо понимаю: эти знания всегда пригодятся в жизни.

[ ]: [причина]. (Проверочный союз ПОТОМУ ЧТО) Пример: Выходить в море никто не решался: разыгрался сильный шторм.

[время] – [ ]. (Проверочный союз КОГДА). Кончится урок – побежишь домой.

[условие] – [ ]. (Проверочный союз ЕСЛИ). Пример: Будешь книги читать – будешь всё знать.

[ ] – [ ]. (противопоставление) (Проверочный союз А). Пример: Лето припасает – зима поедает.

[ ] – [вывод, следствие]. (Проверочный союз ТАК ЧТО). Пример: Дрова все кончились – топить нечем.

Учитель:

- Какие предложения вы не смогли соотнести со схемами? Почему?

1. Мука состоит из трёх веществ: клейковины, крахмала и масла. [О: О, О, О].

2. Зелёная долина, горы в белых шапках – всё было залито солнцем. [O, OO].

(Это простые предложения с однородными членами и обобщающим словом).

Учитель:

- Как вы это определили?

- В этих предложениях – одна грамматическая основа, а в БСП – две или более.

Применение знаний на практике.

Составление алгоритма

Найди – и =

Если грамматическая основа одна, то это простое предложение

Подчеркни однородные члены

Найди при однородных членах обобщающее слово

Выдели его

Расставь необходимые знаки препинания


 

Если грамматических основ две и более, то это сложное предложение

Отметь границы предложений

Выдели союзы (если есть)

Если нет союзов, определи значение частей

Поставь проверочный союз

Поставь нужный знак препинания

Объяснительный диктант.

В предложениях расставить знаки препинания, объяснить их.

1.Пруд промёрз, речка тоже покрылась коркой льда.

2.Труд кормит – лень портит.

3. Любите книгу: она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни.

4. Труд избавляет нас от трёх зол: скуки, порока, нужды.

5. Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли – ничего не было видно.

6. Снег ярко блестел – на него нельзя было смотреть.

7. На уроке решение задач показалось мне несложным: мы с другом поработали над этим дома.

8. Я твёрдо знаю: обратной дороги нет.

9. Мне нужно бороться с некоторыми недостатками: нерешительностью, нетребовательностью к себе.

10. Скажешь слово – добавят десять.

3. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнений по учебнику. Взаимопроверка.

Самоанализ и самокоррекция

Проблемы по теме «Знаки препинания в БСП»

Мои действия

Проблемы по теме «Знаки препинания в простых предложениях с обобщающими словами»

Мои действия

       

 

Подведение итогов

Домашнее задание

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.