Технологическая карта урока русского языка «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

4
0
Материал опубликован 24 March 2017

Клинцовский филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники им. Героя Советского Союза М.А.Афанасьева»»

 

Технологическая карта урока русского языка

«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».


 

Преподаватель: Каплун Ольга Петровна

Цели урока:

1. Обучающие:

-формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

-формирование навыков самоконтроля и самопроверки.

2. Развивающие:

- закрепление знаний о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять;

-закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения

-развитие пунктуационной зоркости.

3. Воспитательные:

-воспитание любви к чтению;

-развитие языкового чутья, воспитание любви к окружающему миру, к природе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: мультимедийная презентация для урока, компьютер, проектор, экран, учебник «Русский язык» (автор Н.Г. Гольцова), раздаточный материал с практическими заданиями.

Планируемые результаты

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Умение оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с преподавателем.

Умение определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, выполнение разных по уровню заданий, составление алгоритма деятельности при решении проблемы

Этап урока

Цели этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

УУД

1.Организаци-онный момент

- создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу

- приветствие

- проверка готовности студентов к уроку

- настрой обучающихся на работу

- приветствуют преподавателя

- организуют свое рабочее место

-демонстри-руют готов-ность к уроку

 

Личностные: эмоциональный настрой на урок

Коммуникативные: слушание собеседника, планирование учебного сотрудничества с преподавателем

Регулятивные: самоконтроль.

2.Орфографи-

ческая раз-

минка.

Повторение

правописания

приставок закрепить умения и навыки в определении орфограммы.

1.Предлагает орфо-

графическую раз-

минку.

2.Работа с презентацией по теме урока

Выполняют работу, объясняют правописание приставок.

Допетровская (эпоха), изжечь, контрудар, межамериканский, межъядерный, наивысший, наискось, низвергнувший, ниспосланный, нисшедший, обесславить, отгрузить, подсадить, преддипломный, распрекрасный, сопротивление, ссохнуться, уль­тразвук, досчитанный, излить, исщипать, контратака, межотраслевой.

Личностные: сохранение мотивации, проявление интереса, саморегуляция

Регулятивные: осуществление самопроверки.

3.Целеполагание

(Постановка темы и целей урока)

- создать условия для внутренней потребности (мотивации) включения в учебный процесс;

- подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы и целей урока

Предлагает среди предложений найдите БСП. Свой выбор обосновать.

Работа с презентацией по теме урока

- во фронталь-ном режиме взаимодейству-ют с препода-вателем: слуша-ют вопросы, отвечают на них, формулируют тему и цель урока;

- контролируют правильность ответов других учащихся

1.В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. (И.Тургенев)

2.Статные осины высоко лепечут над вами, а длинные висячие ветки берез едва шевелятся. (И.Тургенев)

3.Когда небо на востоке начало темнеть, на вечерних улицах зажглись огни.

Познавательные: повторение ранее изученных сведений

Коммуникативные: слушание собеседника

Личностные: проявление позитивного отношения к другим и готовность к сотрудничеству

4.Актуализация и систематиза-ция опорных знаний, полученных ранее

- повторить, систематизировать, обобщить известные сведения о БСП и смысловых отношениях между частями БСП.

1.Предлагает — заполнить схему «Рыбий скелет» по теме.

2.Работа с презентацией по теме урока

Студенты работают в парах. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы

Познавательные: обобщение материала, структурирование знаний по теме

Коммуникативные: умение слушать собеседника, точно и полно выражать свои мысли

Личностные: сохранение мотивации, проявление интереса, саморегуляция;

Регулятивные: умение оценивать результаты деятельности других учащихся

5.Практи-ческая деятельность учащихся

Осуществить контроль в ходе выполнения данного задания, развивать умение конструирования предложений

1.Предлагает выполнить творческую работу. Из простых предложений составить СБП. Разобрать по членам предложение.

Организует индивидуальную работу.

2.Предлагает устную разминку.

Организует учебное взаимодействие в парах.

Индивидуальная работа с карточками с последующей самопроверкой

Учащиеся объясняют друг другу смысловые отношения между частями БСП и пунктуацию, дополняют ответы друг друга

Задание 1. Творческая работа: Из простых предложений составить СБП. Разобрать по членам предложение.

1-ый вариант: Погода была ужасная. Штормовой ветер ревел с ночи.4

2-ой вариант: Ветер упал, точно крылья сложил, и замер. От земли повеяло ночным душистым теплом.4

Задание 2: Изменится ли в них интонация (в предложениях), когда изменим знаки препинания?

Бабушка сердилась, внучка не слушалась.

Бабушка сердилась: внучка не слушалась.

Бабушка сердилась – внучка не слушалась.

Задание 3: Комментированное письмо.

 Ноги носят - руки кормят. (Пословица) (противопоставление)
Настанет вечер - загорятся на небе звезды. (время)
Посмотрит - рублем подарит. (Пословица)(сравнение) (Посмотрит, как рублем подарит.)

Слой облаков был очень тонок - сквозь него просвечивало солнце. (К.Паустовский) (вывод)

Познавательные: поиск правильного пути решения учебной задачи

Коммуникативные: умение определять цель учебной деятельности; владение диалоговой формой речи при работе в парах; умение формулировать собственное мнение, точно и полно выражать свои мысли

Личностные: сохранение мотивации, проявление интереса, саморегуляция

Регулятивные: осуществление самопроверки и взаимоконтроля

6.Осуществление контроля

Осуществить контроль знаний

1.Организует самостоятельную работу учащихся.

Работа с презентацией по теме урока

Учащимся предлагается

Индивидуальная и самостоятель-ная работа учащихся, активное применение знаний на практике

1.Работа с учебником.

Упражнение 498.

Заменить бессоюзные предложения союзными.

1-ый вариант: 1-2 предложение.

2-ой вариант 3-4 предложение.

Самостоятельная работа(для сильных учащихся).

Задание. Прочитайте предложения. Сложносочиненные и сложно­подчиненные предложения переделайте в сложные бессоюзные. Запиши­те, ставя нужные знаки препинания. Подчеркните основы, составьте схемы.

1 вариант- 1-3 предложения; 2 вариант -4-6 предложения.

1)Пословицы и поговорки всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги. (М.Горький) 2) Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир. (Дж. Сантаяна)

3)Есть народное поверье, что зарницы «зорят хлеб», то есть освещают его по ночам. Оттого хлеб наливается быстрее. (По К.Паустовскому) 4) Ма­ленькие комнаты или жилища собирают ум, а большие его рассеивают. (Ле­онардо да Винчи) 5) Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. (А.Вампилов) 6) Не только вы собрали книги, но и книги собрали вас. (В.Шкловский)

2.Задание «Лови ошибку». (работа в парах)

Найдите орфографические и пунктуационные ошибки, исправьте их. Подчеркните основы в последнем предложении, составьте схему.


 

Весело пробераться по узкой дорожки между двумя стинами высо­кой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу: васильки цепляются, за ноги, перепила кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Статные осины высоко липечут над вами, длинные висячие ветки берез едва шивелятся, могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.4

3.Проверочная тестовая работа

Какой знак препинания следует поставить на месте знака __ в бессоюзных сложных предложениях:

1 – запятую;

2 – точку с запятой;

3 – двоеточие;

4 – тире?

1.Долгое время шли обильные дожди - вода в реке сильно поднялась. (Г.Блинов)2.Птицы улетели на юг - в лесу стало тихо. (Г.Блинов)3.Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. (И.Тургенев) 4.Серый осенний день клонится к вечеру, тихо стоит еловый бор на пригорке, ветер не шелохнет. (М.Нестеров)5.Солнце садилось; широкими багровыми полосами разбегались его последние лучи; золотые тучки расстилались по небу все мельче и мельче, словно вымытая, расчесанная волна... (И.Тургенев) 6.В мелколесье душно__ пахнет прелью__ хлюпает под ногами чёрная торфяная вода.

Познавательные: решение учебной задачи

Личностные: сохранение мотивации, проявление интереса, саморегуляция

Регулятивные: осуществление самоконтроля

7.Итог урока.

Соотнести результаты работы с целями урока

Предлагает соотнести результаты работы с целями урока.

Предлагает учащимся выполнить творческую работу “синквейн”

Соотносят результаты с целями и делают выводы

Учащиеся выполняют творческую работу

Составление синквейна.

Работа с презентацией по теме урока

Регулятивные: самооценка собственной познавательной деятельности на уроке

Личностные: способность к самооценке

Коммуникативные: умение строить моноло-гическое высказывание

8.Домашнее задание

Закрепить знания, полученные на уроке

Предлагает выполнить задания на выбор (упр. из учебника)

Фиксируют домашнее задание

   

Литература:

Л.А.АКСЕНОВА «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Библиотечка «Первого сентября» серия «Русский язык» №2(8)/2006

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации