Тесты по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Тесты по теме «Бессоюзное сложное предложение».
(Методический материал для урока обобщения и систематизации знаний по теме)
Васильева Надежда Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУСОШ №1 г. Боровичи
Новгородской области
Цель урока – усвоение знаний и способов действий в комплексе и системе.
Задачи:
1)Развивающая: формирование умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; навыков сотрудничества.
2)Воспитательная: формирование у учащихся чувства прекрасного, любви к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина; создание условий для формирования культуры умственного труда, воспитание взаимоуважения, умения слушать; пробуждения интереса к знаниям.
3)Учебная: повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и формировать навык постановки запятой, точки с запятой, двоеточия, тире между частями БСП, а также в простых предложениях.
Организационный момент.
Чтобы сконцентрировать внимание учащихся, настроить на учебно-познавательную деятельность и задать темп работе, предложить им решить лингвистическую задачу. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
1) От количества простых предложений, составляющих сложносочиненное предложение: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит, – отнимите число запятых в нем. 3 – 2 = 1.
2) К числу букв имени (без отчества) няни А.С. Пушкина прибавьте номер склонения полного имени (без отчества) поэта. 5 + 2 = 7.
3) К количеству н в слове ветреный прибавьте число букв в приставке слова поскользнулся (по скользкому), полученную сумму умножьте на количество е в слове длинношеее. (1 + 2) х 3 = 9.
4) Номер склонения существительного фальшь умножьте на количество штилей, определенных Ломоносовым, и прибавьте количество карт, сыгравших роковую роль в судьбе главного героя «Пиковой дамы» А.С. Пушкина. 3 х 3 + 3 = 12.
5) Количество богатырей на картине Васнецова умножьте на количество звуков в слове ел. 3 х 3 = 9.
6) Суммируйте полученные ответы.
Конечную сумму отнимите от даты смерти А.С. Пушкина. Какое число у вас получилось, о чем оно вам говорит? 1837 – 38 = 1799.
Получился ряд 1799 -1837. С чем ассоциируются эти цифры?
Предложения, включенные в тестовые задания, взяты из произведений А.С.Пушкина. Эпиграфом к уроку можно взять слова Евгения Александровича Евтушенко о творчестве А.С.Пушкина.
Поэзия Пушкина - неиссякаемый источник,
который, как в сказке,
поит «живою водою» всех,
кто прикоснется к нему.
И все к Пушкину тянет,
все к Пушкину,
Ну, а он – высоко – высоко.
1. Тест-игра. Игра «Зашифруем послание».
Проверяется умение определять виды сложных предложений. Необходимо зашифровать послание, определив, какое это предложение, и используя код. Если сложноподчиненное предложение, ставим в таблице ответов под номером данного предложения в столбике СПП плюс; если сложносочиненное предложение – в столбике ССП плюс под номером данного предложения; если бессоюзное сложное предложение –ставим плюс в столбике с БСП.
1.Погасло дневное светило, На море синее вечерний пал туман.
2.Пирует с дружиною вещий Олег При звоне веселом стакана, И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана…
3.И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.
4.Где некогда все было пусто, голо, Теперь младая роща разрослась.
5.Вновь я посетил тот уголок земли, Где я провел изгнанником два года незаметных.
6.Прошло сто лет, И юный град, Полночных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво.
7.Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.
8. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.
9.Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало.
10.Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор.
11.Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.
12.Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей….
Первоначальная таблица.
№ предложения | СПП | ССП | БСП |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
8 | | | |
9 | | | |
10 | | | |
11 | | | |
12 | | | |
Ключ. Соединяем плюсы одной чертой. Если задание выполнено правильно, должна получиться цифра 5
№ предложения | СПП | ССП | БСП |
1 | | | + |
2 | | + | |
3 | + | | |
4 | + | | |
5 | + | | |
6 | | + | |
7 | | | + |
8 | | | + |
9 | | | + |
10 | | | + |
11 | | + | |
12 | + | | |
2. Графический тест.
Даны БСП из пушкинских текстов. Необходимо определить смысловые отношения внутри БСП, попробовать заменить его синонимичным ССП или СПП, в соответствии с этим поставить знаки препинания и внести ответы в таблицу « Я умею ставить правильный знак в БСП».
1 вариант
1) Еще страшней, еще чуднее Вот рак верхом на пауке, Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке, Вот мельница вприсядку пляшет.
2) Вы грозны на словах попробуйте на деле!
3) Вы улыбнетесь мне отрада; вы отвернетесь мне тоска.
4) Я выглянул из кибитки все было мрак и вихрь.
5) Я знаю в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь.
6) Он засмеется все хохочут. Нахмурит брови все молчат.
7) Он видит окружен волнами, Над твердой, мшистою скалой Вознесся памятник.
8)Прошла неделя, месяц он К себе домой не возвращался.
Ключ. « Я умею ставить правильный знак в БСП»
№ предложения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Знак препинания | : | _ | _ | : | : | _ | : | _ |
Вариант 2.
1) В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
2) Обряд известный угощенья Несут на блюдечках варенья, На столик ставят вощаной Кувшин с брусничною водой
3) Во дни веселий и желаний я был от балов без ума Верней нет места для признаний и для вручения письма! 4) Ученых много умных мало.
5) Пред ним широко Река неслася бедный челн По ней стремился одиноко.
6) Погасло дневное светило
На море синее вечерний пал туман
7) Мне время тлеть тебе цвести.
8)Я помню чудное мгновенье Передо мной явилась ты…
Ключ. « Я умею ставить правильный знак в БСП»
№ предложения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Знак препинания | : | : | : | _ | , | , | _ | : |