Эссе на тему «Без пафоса, но с оптимизмом»

7
2
Материал опубликован 19 October 2017

Без пафоса, но с оптимизмом

Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, – это творение будущего и взгляд в будущее.

В.А.Сухомлинский

Как много в последнее время говорят о детях! О том, как надо их воспитывать, обучать… Только никто не задумывается над тем, кто их будет обучать и воспитывать. Посмотрите, как мало сейчас в тех же дошкольных учреждениях работает тех людей, кто считает профессию воспитателя своим призванием. Очень многие здесь лишь на время, а временщики, как известно, ничего кроме личной сиюминутной выгоды не признают. А кому не станет обидно, когда его стараются не замечать, а при случае и обидят? И вспомнишь не раз персонажей классиков, именуемых «маленькими людьми»: «А ведь это камень в мой огород! Неужели и я такая?» И вроде бы государство старается заботиться об учителях и воспитателях… Только почему-то о повышении зарплат забывают. И вроде бы новые сады и школы строят… Правда, закрывают еще больше. Словом, начинать-то начинают, да все не с того, да не так, да не там…

А как хочется возвращаться домой с приятной усталостью от работы, а не с тоской от безысходности и невозможности что-либо изменить в лучшую сторону!..

Нельзя привыкнуть к фону из писков, криков, воплей, высоких громких детских голосов, к невоспитанности и беспардонности родителей, хамоватости любимчиков жизни, что-то расплодившихся в последнее время. Причем с годами статус воспитателя все ниже, но все выше требования к нему со стороны общества, руководителей.

Иногда руки просто опускаются: вложишь в ребенка свою душу, а получаешь в результате совсем не то. Родители – главный образец для подражания, именно с них копируют дети модели поведения. И вот уже, несмотря на старания педагогов, начинают проступать в ребенке признаки морального уродства, из уст примерных детей всеми уважаемых родителей слышно сквернословие. Не улицу, не детсадовское окружение надо в этом винить, а себя. Но легче обвалять в грязи воспитателей за якобы недогляд, чем в своем поведении ошибки поискать.

Но не из таких мгновений черпаешь энергию для работы с детьми. Работы творческой, интересной, порой неблагодарной, почти во все времена не престижной, но затягивающей и приносящей радость от плодов своего труда. Возможно, из-за осознания своей ответственности за будущее я все-таки осталась работать воспитателем. И продолжаю работать, все еще не оставляя оптимистических надежд.

А может быть, потому, что, как сказал Сократ, «воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека» и в моем характере преодолевать трудности и выходить из них чуть сильнее, мудрее и чище.

В последнее время чиновники от образования слышать ничего не хотят, кроме как об инновациях. Как будто в традиционных методах обучения и воспитания ничего хорошего нет. А кто даёт нам право на ни на чём не основанные эксперименты в педагогике? Разве мало нам сокровищ психолого-педагогической мысли, которые пылятся на полках забытых библиотек? Да классики уже давно прошли путь ошибок и исканий, на который мы вступаем, по незнанию называя инновациями! Это раньше, в советское время, целые институты отрабатывали годами методики и программы, сотни людей трудились над решением тех или иных психологических или педагогических проблем! А сейчас легче легкого любой бред назвать инновацией и внедрить в практику, придумав название почудней. Конечно, можно красиво расписать, что какая-нибудь макаронотерапия способствует тому-то и тому-то... Но что-то не хочется. Стыдно. Да и некогда ерундой заниматься.

Нет, я по натуре вовсе не пессимист! Я иду по жизни с улыбкой, надеюсь на лучшее. И, как бы там ни было, я по-прежнему работаю в детском саду и верю, что все будет хорошо.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Антиреклама, тоже реклама???

7 November 2017

Очень хорошая статья, Ольга Сергеевна. Сразу видно, что Вы - педагог, болеющий душой и сердцем за своих воспитанников. Неважно каким методом воспитания мы пользуемся - старым или новым - главное, какой результат мы получили. Но, увы, везде только и слышим "инновации" и зачастую педагог славится тем, использует ли он современные образовательные технологии (а они-то некоторые совсем и не новые, а забытые старые). Но молодое поколение педагогов этого просто не знает и улыбаются даже, когда мы ссылаемся на А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, мол время сейчас другое. А как же классика?

19 November 2017