Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176 «Золотой петушок», города Чебоксары Чувашской республики
Проект
«Безопасная дорога - детям»
Тип проекта: познавательно – творческий,
групповой (дети старшей группы),
краткосрочный (три недели)
Автор-составитель:
воспитатель Котова Наталия Владимировна,
первая квалификационная категория
2021
Аннотация проекта.
Участниками проекта являются воспитатели, воспитанники старшей группы и их родители. Проект предназначен для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Целью проекта является формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.
Задачи:
- углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее;
- познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
- развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
- развивать память, речь, логическое мышление, внимание;
- воспитывать нравственные качества личности, необходимые для усвоения и выполнения правил дорожного движения: внимательность, наблюдательность, дисциплинированность.
В результате дошкольники освоят алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»; будут самостоятельно выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а также дорожные знаки; закрепят правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам.
Длительность проекта составит три недели.
Актуальность. Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому сегодня как никогда профилактика дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников и их родителей является актуальной. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях, так как знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста. Актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение – дети. И только вместе с родителями, максимально используя авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улице, повышая их личную ответственность за безопасность своих детей, мы надеемся на сокращение детского дорожно-транспортного травматизма на улицах и дорогах нашего города[Электронный ресурс] URL: https://259.56.мвд.рф/news/item/20500852/ (дата обращения 01.02.2021).
Цель проекта: Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.
Задачи:
Образовательные:
- углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее;
- познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Развивающие:
- развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
- развивать память, речь, логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества личности, необходимые для усвоения и выполнения правил дорожного движения: внимательность, наблюдательность, дисциплинированность.
Стратегия достижения поставленных целей и задач: создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению и закреплению знаний детей дошкольного возраста ПДД.
К окончанию проекта ребёнок должен:
- знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
- уметь самостоятельно выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а также дорожные знаки;
- знать правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге.
Практическая значимость результатов:
Предложенный материал имеет практическую значимость и может быть востребованным среди педагогов, родителей, специалистов в качестве методического пособия, для работы по направлению обучения и воспитания дошкольников правилам дорожного движения.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный. Цель: сбор информации и материала по проблеме: ‒ подбор и изучение методической, художественной и научной литературы по ПДД; ‒ создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по ПДД; ‒ подбор и изготовление материала о ПДД: дорожные знаки, картинки с изображением ситуаций на дорогах, рули, элементы костюма (фуражка, жезл, кепка шофера, билеты для кондуктора и т. д.), машины (специальный транспорт), конструктор (разного вида) и т. д. ‒ подборка видеоматериала по ПДД; ‒ подбор информации для оформления родительского уголка по ПДД в раздевалке группы.
2 этап – основной. Цель: подбор инновационных методов работы по организации профилактики детского дорожного травматизма; использование активных форм организации детей. Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД. Закрепление с детьми правил дорожного движения через художественное слово. Закрепление детьми и родителями знаний ПДД, Формирование у детей интереса к изучению правил дорожного движения. Выбор материала, оборудования, методических приемов при проектировании воспитательно-образовательного процесса происходил в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
3 этап – заключительный. Цель: закрепить и обобщить знания детей о ПДД, сигналах светофора, дорожных знаках. Итоговое развлечение «Зеленый огонек». Подведение итогов – родительское собрание «Безопасность на дороге или грамотный пешеход».
Этапы реализации проекта
1-ый этап – подготовительный
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответствен- ный |
Определить, насколько ребенок подготовлен к выполнению своих социальных ролей в процессе общения с улицей. | Мониторинг знаний правил безопасности поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе детей старшей группы | Сентябрь | Воспитатели |
Анкетирование родителей | Сентябрь | Воспитатели | |
Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала | Октябрь | Воспитатели |
2-ой этап - основной
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответствен- ный |
Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о ПДД, о различных видах транспортных средств | Беседы с целью уточнения и закрепления знаний детей о правилах поведения на улице, о ПДД, о различных видах транспортных средств | Сентябрь | Воспитатель |
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения; вспомнить правила безопасного поведения на улицах и дорогах; воспитывать внимание, сосредоточенность. | Экскурсии и целевые прогулки | Сентябрь-май | Воспитатели, родители |
Обогащать словарь, развивать грамматический строй речи, связную, выразительную речь | Беседы, чтение художественной литературы, выставка книг по данной теме | Октябрь-апрель | Воспитатели |
Закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Углубить знания о правилах поведения на улице. Способствовать раз-витию осторожности, осмотрительности на дорогах, воспитывать внимание, сосредоточен-ность. Закреплять умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни. | Спортивная эстафета Дидактические и подвижные игры | Октябрь-апрель | Воспитатели, инструктор по физической культуре |
Закрепить правила поведения на улице; уточнить знания о работе светофора; воспитать чувство осторожности. | Обыгрывание проблемных ситуаций | Октябрь-ноябрь | Воспитатели, дети |
Учить детей правильно называть и показывать элементы дороги. Научить правильному движению по обочине дороги. Закреплять знания о знакомых правилах дорожного движения. | Подвижные, словесные, настольные, дидактические игры и упражнения | Ноябрь-март | Воспитатели, дети |
Пропагандировать безопасность движения в дошкольном учреждении» | Акция по раздаче листовок в группах. Викторина, с/р игры | декабрь | Воспитатели, дети |
Совершенствовать у родителей практических навыков, необходимых при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах. | Консультации, памятки по ПДД для родителей | Октябрь-апрель | Воспитатели |
3-ий этап – заключительный
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответствен- ный |
Определить эффективность воспитательно-образова-тельной работы в ДОУ по формирования знаний родителей (законных представителей)и детей по Правилам дорожного движения | Анкетирование родителей | март | Воспитатели |
Закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улице, повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения, закрепить знании сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость отзывчивость, умение оказывать помощь другому. | Итоговое развлечение «Зеленый огонек» | Май | Воспитатели, родители, дети |
Подведение итогов – родительское собрание «Безопасность на дороге или грамотный пешеход» | Май | Воспитатели |
Литература
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. Москва: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
2. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - Москва: Просвещение, 2001.
3. Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях. – Толстикова О. В., Гатченко Т. Г. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО».2011г.
4. Богуславекая З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславекая, Е. О. Смирнова. Москва: Просвещение, 2003.
5. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет» / Шорыгина Т. А., Москва: Творческий центр, 2009 г.