12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юсупова Бибигуль Акаевна18
Казахстан, Cеверо-Казахстанская область, п. Тимирязево

Юсупова Б.А.

Учитель начальных классов Тимирязевской общеобразовательной школы имени С. Муканова

Северо-Казахстанская область

Безопасная среда школы

В современное время становятся актуальными вопросы безопасности человека, вызванные противоречиями между возросшими потребностями человечества и ресурсами планеты, потребностью в безопасности. В связи с необходимостью решения проблемы безопасности педагогической и психологической науками ведутся исследования. Однако в современное время не существует единой концепции упорядочивающей разнообразие представлений и умений, мышление, мировоззрение, эмоционально-ценностные отношения, установки, сферы сознания, являющихся целевыми ориентирами при становлении личности.

Среда учебного заведения как важная область общей среды жизни индивида, определяет социализацию. Образовательное учреждение как субъект безопасности выстраивает собственную безопасную среду путем обучения, воспитания, разрешения задач развития, поскольку она становится фактором самоактуализации субъектов образования. Нормативно-правовым основанием обеспечения безопасности являются Закон «Об образовании» РК, Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан.

Согласно требованиям времени общеобразовательные школы должны подготовить выпускников творческих, свободных, стремящихся к успеху, поэтому среда образования содействует созданию ресурсных условий и возможностей, способствующих реализации педагогической стратегии учебного заведения.

Выдвинутые требования актуализируют проблему создания среды образования школы для понимания учащимися накопленного воспитательного опыта и обучения их средствами предметного содержания.

Для решения поставленных вопросов создаются соответствующие требованиям безопасности компоненты среды образования школы, определяющие качественную социализацию учащихся, подготовленных к самореализации, к социальному и интеллектуальному развитию, нацеленных на непрерывное образование.

Современное состояние мира, находящегося в состоянии политического коллапса, экономических кризисов, военных конфликтов, социальной нестабильности, экологических проблем, всеобщей неуверенности в будущем поднимает проблему формирования личности безопасного типа, способной решать важнейшие задачи экономики, политики, общества.

Необходимо понимать, что данная проблема педагогикой рассматривается в разрезе двух позиций. С первой позиции она понимается как проблема надежного поведения человека в ситуациях риска. Для этого разрабатываются инновационные методики обучения в ситуациях риска. С другой стороны данная проблема рассматривается как воздействие среды на развитие личности в рамках его физического и психологического здоровья. Иными словами, необходима организация благоприятной безопасной среды для развивающейся личности. Таким образом, стоит изучать данную проблему в неразрывности и комплексности ее обозначенных сторон.

Анализ данной ситуации показывает возникшее противоречие между пониманием важности разрешения задачи безопасности личности средствами образования, и неразработанностью теоретического обоснования практического решения задач на практике. Таким образом, безопасность личности определяется как педагогическая и социокультурная проблема, которая должна стать важнейшим аспектом развития государства.

Эффективность решения показанной проблемы возможна, по утверждению H.A. Лызь, при разрабатывании образовательного процесса, соответствующего биологической, культурной и духовной природе формируемой личности, социальной обусловленности, опирающейся на опыт субъекта.

В реалиях настоящего времени, в быстро изменяющихся условиях, потребность безопасного образования становится ключевым условием его успешной самоактуализации и самореализации на всех уровнях образования.

Понятие «личность безопасного типа» получило обоснование в политической, социологической науках, поэтому оно трактуется по-разному.

В педагогике понятие «безопасность» еще не раскрыто полностью, поскольку на данный момент нет однозначного понимания данной дефиниции. Следует отметить, что недооцениваются педагогические знания личностного потенциала человека. Сложность данных вопросов обусловлена как многообразием смыслов в содержании понятия «безопасность», так и интегральностью феномена личности.

Критерии безопасности понимаются на основе структур, идентифицирующих человека или попадающих в область пристального внимания. Во многих случаях представления о безопасности в роли ее критерия основываются на целостности физической структуры человека.

Г.В. Грачев полагает, что к критериям безопасности следует относить психическую структуру человека, заложенную в нем от природы, включающую адекватное отношение к миру. Состояние безопасности определяется чувством удовлетворения настоящим моментом, уверенностью в будущем.

К критериям безопасности личности, по мнению Н.А. Лызь, относятся физическая целостность, адекватное восприятие мира, адаптивность функционирования, защита сознания от изменения его состояния помимо воли человека, удовлетворение настоящим, уверенность в будущем, не снижением вероятности достижимости целей, защита интересов.

Беря за основу базовые ценности Е.В. Бондаревская предполагает формирование безопасной личности, с заложенной основой о своей неспособности причинения вреда ни себе, ник другим людям.

Формирование безопасной личности учащегося есть процесс переосмысления себя, предполагающего узнавание и признания себя, знания о безопасности разных систем, о сущности исследуемых объектов. Реализация процесса в школе, осуществима только при актуализировании и развитии качеств личности школьника на основе идей безопасности и соответствующих педагогических отношений.

Эффективность процесса может быть достигнута:

- если применяются знания, развивающие знания о человеке и мире, основанные на личностно-развивающем подходе;

- если предусматривается рассмотрение опыта, учитываются запросы учащихся; актуализируются рефлексивные процессы; организуется принятие и переосмысление учениками своей индивидуальности, жизненных ценностей.

Мы понимаем, что безопасной личности необходима определенная психологическая устойчивость и готовность к деятельности в разнообразных жизненных ситуациях. Л

И. А. Баева утверждает, что в качествах безопасной личности должна присутствовать устойчивость к среде, даже при воздействии опасностей, высокой сопротивляемости к возникающим деструктивным воздействиям. В современных исследованиях проблем безопасности, рассматриваемое понятие трактуется по-разному, но объединяет их то, что направленность безопасности стремится к сохранению системы.

В самом общем виде безопасная личность – это личность, выстраивающая собственную жизнедеятельность без нанесения вреда себе, окружающей среде и людям, обладающая способностью противодействовать угрозам, владеющая культурой безопасности, реализовывающая специфичную деятельность по сохранению безопасности.

Таким образом, образовательная среда школы представлена некоторой областью жизненной среды ученика. Школа, как субъект безопасности способна выстроить собственную систему безопасности посредством обучения и воспитания, разрешения вопросов развития.

Психологическая безопасность означает поддержание определенного баланса между отрицательным влиянием на ученика среды школы и его способностью справиться с ними своими возможностями или используя возможности среды. Психологическая безопасность школьника и среды школы неотъемлимы друг от друга и представлены как модель устойчивого его развития и деятельности во взаимодействии со средой.

Список литературы

1. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: дис. докт. психол. наук. С-Пб., 2002. - 386 с.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М.-Ростов-на-Дону. - 1999. - С.251.

3. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998. - 123 с.

4. Лызь H.A. Развитие безопасной личности в образовательном процессе вуза: Монография. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 305 с.

5. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография. Барнаул: Издательство БГПУ, 2002. - 318 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.