Статья «Здоровьесберегающая среда в школе»

3
0
Материал опубликован 12 September 2018 в группе

Здоровьесберегающая среда МБОУ Крюковской СОШ.

Левченко Е.А., педагог-психолог
МБОУ Крюковская СОШ

Куйбышевский район

Ростовская область

lena.levchenko2010@yandex.ru
 

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее.

В связи с этим в новых федеральных государственных стандартах начального общего образования формированию культуры здорового и безопасного образа жизни отводится особая роль как фактору, способствующему познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения программы. Таким образом, определяющим моментом в развитии современных общеобразовательных учреждений является деятельность, направленная на обеспечение усвоения обучающимися определённой суммы знаний, выработку установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, а также работа по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
Педагогический коллектив МБОУ Крюковская СОШ осознает, что эффективность обучения детей во многом зависит от состояния здоровья как учителей, так и школьников, наличие его позволяет быть человеку творчески активным, самостоятельным, работоспособным.

Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получать полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. При выполнении этого условия адаптивные возможности организма ребенка соответствуют постоянным изменениям образовательной среды на каждом возрастном этапе.

В школе работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогических работников осуществляется при комплексной реализации следующих видов деятельности:

- образование в области здоровья на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования в тесном взаимодействии с семьями обучающихся, общественностью;

- осуществление физического воспитания и организация деятельности по повышению двигательной активности школьников;

- совершенствование уровня психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

- реализация целевых программ:

«Чистая вода», «Школьное молоко», «Школьное здоровое питание», «Здоровье», «Комплексные меры по предотвращению злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту», «Формирование у подростков негативного отношения к наркотикам, психоактивным веществам, алкоголю, табакокурению»;

- формирование здоровьесберегающей образовательной среды.
В школе реализуется программа «Здоровье» (2013-2018 годы), которая призвана способствовать созданию благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья обучающихся. Она ориентирована на пропаганду здорового образа жизни, формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни и достижение надежного уровня безопасности в школе. 
Под понятием здоровье мы подразумеваем единство трех его составляющих, каковыми являются физическое, психическое (душевное) и социальное здоровье. 

В конечном итоге сформированность всех трех составляющих здоровья дает человеку возможность стать личностью автономной, способной к позитивному самоопределению, самореализации и самоконтролю.

Особую роль в формировании культуры здоровья у обучающихся мы отводим интеграции здоровьесберегающего компонента в базовые образовательные дисциплины. Большое внимание уделяем рационализации учебной деятельности обучающихся, направленной на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. В связи с этим обязательно проводится мониторинг влияния вышеобозначенных факторов организации образовательного процесса на состояние здоровья обучающихся. Работа по сохранению и укреплению здоровья органично вошла в общую систему работы школы, стала важной составляющей всех разделов плана учебно-воспитательной работы.

Содержание плана работы нашей школы базируется на принципах сохранения здоровья, укрепления здоровья, формирования здоровья.

Создание целостной системы здоровьесберегающей деятельности школы направлено на решение одной из главных задач государственной демографической политики – развитие здоровья подрастающего поколения. 

В соответствии с планом работы школы в МБОУ Крюковской СОШ организованно 100 % горячее питание, соблюдаются нормы питьевого режима.

Занятия физкультурой и спортом проходят в оборудованном спортивном и тренажёрном зале с теннисным столом, беговой дорожкой, велотренажёром.

Фото 1

Спортивный зал

Учителя предметники используют здоровьесберегающе технологии на уроках. Во внеклассной работе регулярно проводятся классные часы, беседы, круглее столы для учащихся и их родителей по профилактике вредных привычек.

В течение 5 лет в школе реализуется программа по формированию здорового образа жизни и занятия физкультурой и спортом.

Внеурочная деятельность также способствует образованию здоровьесберегающей среды и предупреждению травматизма и вредных привычек. Эти направления реализуются в рамках кружков: «Юный пешеход», «Юный шахматист».

Фото 2

Кружок внеурочной деятельности «Юный пешеход»

Руководитель: Пономарев С.И.

Фото 3

Кружок внеурочной деятельности «Юный шахматист»

Руководитель: Бятенко А.Д.

Не менее важное значение имеет психологическое здоровье учащихся, направленное на эмоциональное развитие и развитие навыков общения.

В этом направлении реализуется программа внеурочной деятельности для 1-4 классов «Психологическая азбука».

Данный курс помогает:

- учащимся прежде всего в понимании самого себя, своего места в школьной жизни, во взаимодействии с одноклассниками и учителями;

- в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, в стремлении к преодолению школьных трудностей.

Эти занятия также помогают учащимся не только познать внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь становиться успешным и радостным.

Фото 4

Кружок внеурочной деятельности «Психологическая азбука»

Руководитель: Левченко Е.А.

Способность человека контактировать с социумом определяет его социальное здоровье, которое не менее важно чем, физическое.

В этом направлении ведутся кружки внеурочной деятельности «Культура здорового питания», и «Ритмика».

Фото 5

Кружок внеурочной деятельности «Культура здорового питания» Руководитель: Пономарёв С.И..

Фото 6

Кружок внеурочной деятельности «Ритмика»

Руководитель: Собина Е.Е..

Большое значение для оздоровления в летний период имеет лагерь с дневным пребыванием, в котором ежегодно оздоравливаются дети - сироты, дети инвалиды, дети из малообеспеченных и многодетных семей.

Фото 7

Лагерь с дневным пребыванием «Улыбка»

В школе работает медицинский кабинет, который оснащён аппаратно-програмным комплексом «АРМИС». В течение года учащиеся обследуются и получают конкретные рекомендации. А мед.работник и родители могут проследить динамику состояния здоровья детей.

Фото 8

Медицинский кабинет оснащённый

аппаратно-програмным комплексом «АРМИС».

Таблица 1.

Статистика возможных нарушений показателей учащихся МБОУ Крюковской СОШ за 2013-2014 г.г.

Показатели нарушений

2013 г.

2014 г.

Дыхательная система

54%

27%

Нервная система

34%

18%

Сердечно-сосудистая система

47%

27%

Зрение

52%

14%

Слух

11%

28%

В рамках реализации программы «Доступная среда» в школе имеется кабинет, оснащённый оборудованием, направленным на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Это и логопедический тренажёр "Дэльфа-142.1", который представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей.

Это и тренажер речевой «Звуковой плакат» для обучения детей алфавитному фонологическому чтению. Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки и слова тренажер позволяет их слышать, а затем и самому их произносить. Также звуковой плакат выступает в качестве полезного дополнения к обучающим методам учителя.

Необходимо отметить, что учащиеся с удовольствием занимаются на тренажёрах в игровой форме, по разработанным программам в соответствии с методическими рекомендациями.

Фото 9

Кабинет, оснащённый оборудованием, направленным на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В дальнейшем мы продолжим работу, направленную на сохранение здоровья наших детей.

Ромен Роллан когда-то сказал, что здоровье так же заразительно, как болезнь. Мы хорошо знаем, как стремительно распространяются, превращаясь в эпидемию всякие недуги. А вот науку распространения здоровья, здорового образа жизни нам всем ещё предстоит осваивать.

Список использованной литературы

1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, 2006.- 320с.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

3. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

5. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147

6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

7. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

8. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

9. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

 10. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.