Классный час для обучающихся 1–2 классов «Безопасные летние каникулы»
Классный час
для обучающихся 1-2 классов
«Безопасные летние каникулы»
Цель занятия: формирование навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях во время летних каникул.
Задачи занятия:
1. закрепить знания детей, в процессе игровой деятельности;
2. формировать у обучающих правильное поведение в лесу и на водоёме;
3. развивать коммуникативные навыки, творческие способности, логику и мышление.
Сценарий занятия
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Лето- лучшая пора для детей, это отдых в лагере, в деревне у бабушки, купание на водоемах, прогулки в лесу. Летний период несет в себе не только радость каникул, возможность загорать и купаться, но и высокие риски для детей. Поэтому на отдыхе надо помнить- элементарные правила безопасности: в лесу и на речке.
Учитель.
Ребята, посмотрите, я получила посылку. Давайте посмотрим, что внутри.
Педагог начинает распаковывать заранее подготовленную коробку. В коробке свисток , заряженный телефон, шоколад,бутылка воды.
Учитель. Посмотрите, сколько разных предметов находилось в коробке. Для чего необходимы эти предметы?
Ответы обучающихся.
Часть 2. Основная
Учитель. Летний период- это не только отдых, путешествия и походы, но и время, когда очень важно помнить о безопасности, особенно в лесу и на воде.
Давайте вспомним и назовем основные правила, о которых мы с вами говорили на уроках окружающего мира.
Учитель. Если ты заблудился в лесу, твои действия?
Ответы обучающихся.
Учитель.
Лучше в лес без взрослых не ходить. Но если сложилось так: увлекся собиранием грибов и не заметил, как зашел далеко. Поняв, что заблудился , немедленно остановись и присядь на пенек и больше не делай ни одного шага, не подумав. Думать можно только об одном: как выбраться к тому месту, откуда начинается знакомый путь.
Вспомни последнюю примету на знакомой части пути и постарайся проследить по ней дорогу к дому.
Можно вспомнить знакомые ориентиры. Рассмотрите рисунок, о каких ориентирах он нам говорит?
Ответы обучающихся.
Учитель. Лучше всего запомнить знакомые ориентиры протяженные и шумные: железную дорогу, судоходную реку, шоссе . Мимо, скажем, маленькой деревушки легко пройти, не заметив её.
Выйти к людям помогают звуки — работает трактор (слышно 3-4 км), лает собака (2-3 км) идёт поезд (до 10 км)
Можно сориентироваться и по сторонам света. Если спросить заранее у взрослых, где по отношению к лесу находится то место, откуда ты пойдешь к опушке- на севере или юге, востоке или западе, - тебе будет легче понять, в какую сторону нужно идти.
Учитель. Есть приметы, которые позволяют выбрать направление:
- муравейники всегда располагаются с южной стороны деревьев и южный склон муравейника всегда пологий
- годовые кольца на спиле пня отдельно стоявшего дерева неодинаковы — с южной стороны они обычно толще.
- мох на камнях, стволах деревьев предпочитает северную сторону.
Демонстрация видео « Что нужно взять с собой для прогулки в лес»
Педагог может показать обучающимся ролик « Что нужно взять с собой для прогулки в лес» и обсудить какие правила необходимо соблюдать во время прогулки в лес.
Задание №1. Филворд « Если заблудился в лесу».
Содержание задания: необходимо найти 9 слов в таблице.
М |
В |
Д |
О |
Г |
П |
Р |
О |
О |
О |
Р |
А |
Е |
Е |
Х |
Д |
У |
Р |
Ь |
Н |
К |
С |
А |
М |
А |
В |
П |
А |
О |
Т |
Р |
Р |
Е |
О |
Д |
Б |
А |
А |
О |
Й |
Е |
З |
А |
К |
К |
Т |
Н |
И |
К |
Слова: дорога, вода, поезд, река, собака, трактор, муравейник, мох, пень.
Учитель. Рассмотрите плакаты и запомните правила,отправляясь в лес.
Учитель. Запомни!
— не ходи в лес один;
- возьми с собой компас , телефон, спички, нож, соль, еда, вода;
- не забудь обязательно потушить костер, когда уходишь из леса;
- не трогайте ни ягоды, ни грибы без 100% уверенности, что они съедобные.
Задание № 2. Реши кроссворд «Безопасность детей на воде».
Содержание задания: отгадайте загадки, а слова впиши в соответствующие клетки. Если правильно отгадаете, в выделенных клетках прочтете слово.
Кроссворд «Безопасность детей на воде»
По горизонтали:
1. Два братца в воду глядятся.
Никак не сойдутся? (Берега)
2. Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
3. Он защитит в дождливый день,
А в солнечный подарит тень. (Зонт)
4. Меня льют, меня пьют;
Всем я нужна. Кто же я? (Вода)
5. Хочешь в воду ты ныряй,
Хочешь на песке играй.
Сколько замков здесь создашь!
Что это за место? (Пляж)
6. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит? (Река)
7. Петя замок строит ловко
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал… (Песок)
8. По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт –
Тут она и пропадёт. (Волна)
9. Без рук, без ног,
На брюхе плывёт,
Спереди носок, сзади рулёк,
По бокам ручищи, а внутри людищи. (Лодка)
10. Дети кто из вас ответит
Не фонарь, а ярко светит,
Не огонь, но больно жжёт.
В небе желтое сверкает,
Жаркий лучик нам бросает. (Солнце)
11. Будем по нему ходить,
Чтоб по речке нам не плыть. (Мост)
12. Ты, читатель, мне поверь.
Что не рыба я, а зверь.
Нет характера добрей –
В шторм спасаю я людей. (Дельфин)
По вертикали:
1. Безопасность
Учитель. Ребята, о каких правилах безопасности на воде(озеро, река, море) мы с вами должны помнить?
Ответы обучающихся.
Учитель. Спасатели очень не любят необорудованные пляжи и советуют купаться только в хорошо знакомых местах.
Учитель. Если ты собираешься купаться, обязательно обрати внимание на воду:
- если ее цвет или запах не такой , как обычно, ни в коем случае не купайся;
Надо знать, что дно реки или озера всегда «живет». И там , где прошлым летом было глубокое место, течением может нанести песок или пробиться холодный ключ. А может появиться топляк — тяжелое и скользкое затонувшее бревно.
- на речке — не купайтесь без сопровождения взрослых;
- не заплывайте за буйки;
- не подплывайте близко к судам и лодкам и т.д.;
- не ныряйте в местах с неизвестным дном;
- не играйте на воде в опасные игры;
- «не топи» друзей и не ныряй глубоко
- никогда не купайся там , где завод или скотный двор сливает свои сточные воды.
Какая — нибудь труба, сливающая жидкость в речку, - это сигнал , что купаться здесь не стоит даже бродячей собаке.
- не рекомендуется купаться и в тех местах, когда пастух пригоняет стадо на водопой. ЗАПОМНИ!
Задание № 3. Игра « Что не так на картинках»
Содержание задания: на рисунках художник отметил опасные места. Найдите, что не так на картинках.
Ответы обучающихся.
Демонстрация видео « Азбука безопасности».
Дополнительно или вместо видео « Азбука безопасности» педагог может обсудить какие правила необходимо соблюдать на водоёмах.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Ребята, вот и подходит к завершению последнее наше занятие о безопасности жизнедеятельности. В течение года мы с вами узнали многое о безопасности жизни и здоровья, обсуждали темы связанные с безопасностью. ( ПДД, электроприборы, личная гигиена, безопасность на воде, в лифте, в лесу, с незнакомцем и т.д.)
- А какие темы вам запомнились больше всего? Объясните, почему?
Ответы обучающихся.
Учитель. Спасибо вам, ребята, за ответы, активную совместную работу на уроке. А летние каникулы постарайтесь провести не только весело, но и с пользой для себя. Помните о правилах безопасности!
Постразговор
Беседы о правилах поведения на улице, в транспорте, в лесу и на водоёме.
Разгадать ребусы, раскрасить картинку.
Дополнительные материалы
Видео. Прогулка в лес, https://www.youtube.com/watch?v=JKKA7rcNOZQ
Видео. Прогулка на озеро, https:/vk.com/video-216958358_456239068
Видео. Правила безопасного отдыха на водоемах, https://www.youtube.com/watch?v=a4BiTqTNEiA&t=3s
Видео. Азбука безопасности на воде. Смешарики. https://ya.ru/video/preview/12163126690947872281
А.В.Гостюшин. Учебник для учащихся 1-4 классов «Основы безопасности жизнедеятельности», Москва, 2001г.
Приложение
1. Ребусы в картинках
2. Раскраска