Доклад «Безопасность детей в наших руках»
БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В НАШИХ РУКАХ
Яковлева А.Л.
МБДОУ № 27
Сегодня дети становятся участниками дорожно-транспортных происшествий не реже, чем взрослые, так как, они бывают заложниками ситуации, да и в силу своего возраста им трудно понять, как важно пристегнуть ремень в машине, каково время реакции водителя, что такое тормозной путь, так называемая «слепая зона» и транспортный поток. Большинство дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушений водителями правил дорожного движения вследствие плохого их знания или нежелания их выполнять. Дети часто страдают от непонимания той опасности, который представляет собой автомобиль, это связано с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями.
Оказавшись на улице, ребенок попадает в опасную зону, поэтому научив его самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения выхода из сложной ситуации, в дальнейшим спасет ему жизнь.
Поэтому, необходимо как можно раньше начинать не только обучать правилам дорожного движения, но и прививать им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации. Это важно сделать, пока ребенок не успел перенять и принять неправильные стереотипы поведения на дороге, к сожалению, преобладающие сегодня среди взрослых.
Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. У дошкольников есть детские игрушки, книжки, детский театр, но у них нет и не может быть детского дорожного движения, так как они непосредственные участники дорожного движения. Поэтому обучение дошкольников поведению на дороге должна соответствовать современным требованиям к участникам дорожного движения и действующим ПДД.
Главная цель, не для кого не секрет, это формирование у детей осознанного безопасного поведения на дороге. Мы ее реализуем путем решения нескольких задач:
- Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
- Формирование качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только научиться правильно двигаться в соответствие с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
- Развитие у детей способностей к приведению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
При построении своей системы работы по изучению ПДД, мы учли три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системы:
Ребенок-пешеход;
Ребенок-пассажир;
Ребенок-водитель детских транспортных средств.
Наша работа по воспитанию навыков безопасного поведения не одноразовая акция, а плановая и систематическая. Она охватывает все виды детской деятельности, полученные теоретические знания ребенок пропускает через продуктивную деятельность, а затем реализует в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Успешной работе способствует хорошо организованный педагогический процесс. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность. Все педагогические мероприятия должны давать ощутимые результаты. Поэтому мы посчитали необходимым поиск новых форм, приемов и методов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов, родителей, сотрудников ГИБДД в практическом обучении наших воспитанников.
Добрыми традициями в нашем ДОУ стали выставки поделок и рисунков, конкурсы детско-родительского творчества, выпуск тематических газет по ПДД, творческие мастер-классы с родителями, создание макетов и книжек- малышек, развлечения как с детьми и родителями, так и с учащимися школ, в виде Квест-игры, различные Флешмобы и акции, в которых принимают участие не только педагоги и дети, но и родители).
В последнее время мы активно используем проектные формы работы с детьми. Проведения исследований на тему дорожного движения развивает познавательную творческую активность детей, сбор материала оформление его в интерактивную папку Лэпбук способствует формированию и систематизации знаний по ПДД. В данный момент запущен педагогический проект «Алиса в стране дорожных знаков», проект не остановился на решении одной проблемы, решив ее в ходе исследования возникли новые вопросы и зародился следующий проект, и мы уверены, что, зная потребность к познаниям наших детей проект продлится еще долго.
Совсем недавно активно начал свою работу Родительский дорожный патруль, включенность родителей в проект превзошла все наши ожидания. Основной упор в работе с родителями уделяем тому, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего у взрослых.
«Засветись, стань ярче!», это первая акция, которую организовал родительский дорожный патруль. Родители купили светоотражающие ленты, педагоги вместе с детьми сделали световозвращающие элементы (фликеры) для всех воспитанников ДОУ. Они так же поддержали Всероссийскую акцию «Пристегнись, Россия!», мы создали буклеты, которые в течении недели родительский дорожный патруль раздавал водителям.
Большую помощь нашему дошкольному учреждению в предотвращении детского травматизма оказывают сотрудники ГИБДД города Миасса. Их непосредственное участие в праздниках делает для детей более интересными, и они легче запоминают необходимые правила. Популяризации дорожной азбуки способствуют выступления сотрудников Госавтоинспекции на родительских собраниях.
Важное значение имеет организация предметно-развивающей среды. Ее пополнению и обновлению уделяется особое внимание. Для этого мы проводим различные смотры, конкурсы, выставки на современную дидактическую игру, макеты дорог, Лэпбуки, атрибуты для организации сюжетно-ролевой игры. Более подробно обо всем этом вы увидите в фильме, который мы сейчас продемонстрируем для вас.
Мы твердо убеждены, что изучение правил дорожного движения доступно детям дошкольного возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА
1) Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность» (учебно- методическое пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего возраста) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2002 г
2) К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) 2- е изд… М.: Просвещение 2000
3) Л. А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2008 г.
4) А. В. Горская «Правила - наши помощники» (учебно-наглядное пособие) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2006 г.
5) Т.И. Данилова «Программа «Светофор» (Обучение детей дошкольного возраста ПДД) Детство- Пресс 2009 г. С- Пб.
8) Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Москва: ТЦ «Сфера» 2007 г.
9) В. Н. Кирьянова «Дорожная безопасность» (учебная книжка-тетрадь) Москва: изд. «Дом Третий Рим» 2005 г.
10) В.Р. Клименко «Обучение дошкольников ПДД»
12) Л.Б. Поддубная «Правила дорожного движения» Корифей- издательско- торговый дом Волгоград
14) О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» Москва 2007 г.
15) СД диск «Дорожные приключения»
16) Детские журналы «Путешествие на зелёный свет»