Методическая разработка открытого классного часа «Безопасность дорожного движения»
13
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Новосибирской области «Колыванский аграрный колледж»
Методическая разработка
Открытого классного часа
«Безопасность дорожного движения»
р.п. Колывань
2022год
Рассмотрен на заседании
МО классных руководителей
Протокол № ___«___» ____________ 2022г.
Председатель ____________ Н.С. Дорофеева
Автор: Пегушина Е.В. –классный руководитель
Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактики подросткового дорожно – транспортного травматизма подчеркивается высокими статистическими показателями.
Образовательные учреждения являются основными звеньями системы обучения и воспитания обучающихся, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
На сегодняшний день низкая эффективность обучения дорожной безопасности во многом обусловлена отсутствием педагогически совершенных учебно – методических пособий.
Данная разработка предназначена для методического обеспечения при обучении студентов разного возраста правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, железнодорожных путей.
Содержание
Введение …………………………………………………………………….…4
1. Сценарий классного часа…………………………………………………..6
2. Показ профилактического фильма «Правила дорожного движения
Выводы……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы……………………………………….13
Приложение Памятка ПДД…………………………………………………14
ВВЕДЕНИЕ
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка наших пешеходов - детей, которых сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения. Поэтому актуальностью работы является пропаганда правильного поведения на дорогах и улицах.
Причиной дорожно - транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Представленные самим себе дети, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют управлять своим поведением. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста.
Безопасность движения обеспечивается тогда, когда все – и водители, и пешеходы, и пассажиры соблюдают правила. Несчастья на улицах и дорогах происходят не только по вине водителей. Анализ дорожных происшествий за последние годы убедительно показывают, что около половины из них возникают по вине пешеходов и пассажиров из-за незнания правил дорожного движения или пренебрежения к ним.
Цель:
Углублять знания обучающихся о правилах дорожного движения.
Формировать представления о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения обучающихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Воспитывать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах.
Развивать творческие способности обучающихся студентов.
Задачи:
-Закрепление знаний по правилам дорожного движения и безопасности на дорогах и в транспорте;
-Воспитание культуры поведения на дороге и в транспорте, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Соблюдение ПДД – закон сохранения жизни. С этим нельзя не согласиться. Однако статистика гласит: примерно три четверти всех ДТП происходит с участием детей и подростков. Давайте подумаем, какие это могут быть причины. Наиболее частыми являются:
- Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест.
-Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору.
-Неподчинение сигналам светофора.
-Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара.
Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге? Как не допустить рост ДТП с участием подростков и детей?
Для этого необходимо уделять теме безопасности огромное значение.
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА
Ведущий 1. Здравствуйте! Рады Вас приветствовать!
Ведущий 2. Девиз, с которым мы проведем наше мероприятие: "Знайте правила движения как таблицу умноженья”.
Ведущий 1. Соблюдение ПДД – закон сохранения жизни. С этим нельзя не согласиться. Однако статистика гласит: примерно три четверти всех ДТП происходит с участием подростков.
Наиболее частыми являются:
-Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест.
-Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору.
-Неподчинение сигналам светофора.
-Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара .
Ведущий 2.Сегодня мы с вами еще раз поговорим о правилах дорожного движения, а, значит, и о самом важном – о том, как избежать ДТП и сохранить здоровье на долгие годы…
Ведущий 1. Дисциплина на улице - залог безопасности. Чтобы сохранить здоровье и жизнь, вы должны строго соблюдать правила уличного движения. Они совсем не сложные. И сегодня мы с вами их вспомним.
Ведущий 2. В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить».
Ведущий 1.Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский.
Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.
Ведущий 2.Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек. Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев. Огромное количество ДТП с участием детей происходит по вине взрослых, не соблюдающих правила безопасности на дорогах, часто они перевозят несовершеннолетних без специальных удерживающих устройств и ремней безопасности. В итоге довольно часто дети становятся заложниками беспечности взрослых людей. Детям на переднем сиденье автомобиля разрешается ездить с 12-летнего возраста.
Ведущий 1. Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей. Оказывается, пешеходам не хватает терпения дождаться подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».
Ведущий 2.Полосатая дорожка («зебра») лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили, что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам.
Ведущий 1 . Участники дорожного движения. Пешеход, шофер, пассажир — люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети.
Видеоролик «Неугаданное»
Ведущий 2. Современные улицы городов и поселков заполнены автомобилями. Систематический хаос, беспорядок движения на дорогах сделал бы нашу жизнь небезопасной, автомобили постоянно бы наезжали на людей и сталкивались бы друг с другом, а «скорая помощь» не поспевала бы ко всем нуждающимся, если бы не было ГИБДД.
Ведущий 1. Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге? Как не допустить рост ДТП с участием подростков? Об этом нам расскажет инспектор полиции ПДД Габдулхакова Евгения Юрьевна.
Ведущий 2. Итак, запомните, чтобы избежать беды на дорогах, следует:
1. Переходить улицу только на зеленый сигнал светофора.
2. Всегда пропускать автомобили с включенными специальными сигналами.
3. Не перебегать проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом.
4. Ожидая транспорт, стоять только на посадочных площадках или обочине.
5. Не обходить стоящий автомобиль - это опасно. Подождать, пока он отъедет.
6. Подходить для посадки только после полной остановки транспортного средства.
7. Если нет тротуара, нужно идти по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту.
Ведущий1.
1. Умей не только видеть, но и слышать улицу.
2. Обращай внимание на сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода, тормоза)
3. Контролируй свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобиля.
Ведущий 2.А сейчас давайте закрепим наши знания
Викторина Отвечаем на вопросы:
Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе).
Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход).
Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак)
Место ожидания автобуса. (Остановка).
Номер телефона скорой помощи. (03).
номер телефона полиции (02)
Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар).
Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП).
Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток).
Пешеходный переход по-другому. (Зебра).
Как называется лицо, управляющее каким-либо транспортным средством? (Водитель)
Как называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем? (Пассажир)
Как называется полоса земли с поверхностью искусственного сооружения, используемая для движения транспортных средств и пешеходов? (Дорога)
Как называется лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на нем работу? (Пешеход).
Как называется лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных
Правилами дорожного движения и непосредственно осуществляющие указанное регулирование? (Регулировщик).
Каким знаком обозначается транспортное средство спереди и сзади, используемое для перевозки детей, показать. (Дети).
Какого цвета верхний фонарь светофора? (красный).
Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)
Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).
Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)
Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)
С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)
В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)
По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)
Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)
Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).
Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры).
Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).
Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).
Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).
Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход).
Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).
Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).
Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).
Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).
Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).
Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).
Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх).
Ведущий 2. Сегодня мы поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным на дороге – это не трусость, а умный расчет.
Ведущий 1.
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду выполнять!
Ведущий 2. Во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать Правила дорожного движения, потому что правильное поведение на дорогах - показатель культуры человека.
ВЫВОДЫ
Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны. На сегодняшний день в России активно действует Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения, направленная на то, чтобы в ближайшие годы снизить смертность на дорогах во много раз. Эта программа предусматривает значительные вклады средств в развитие и создание новой, усовершенствованной технической базы дорожной отрасли.
Внимание государственной комиссии по разработке этой программы было сконцентрировано на системном подходе, который предполагает разработку комплексных мер, направленных на предотвращение ДТП и снижение тяжести их последствий. Именно такой подход должен лежать в основе национального долгосрочного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения. Формируемая государственная система обеспечения безопасности дорожного движения нацелена, прежде всего, на защиту жизни и здоровья участников дорожного движения. Вся дорожно-транспортная инфраструктура - дороги, элементы их обустройства, транспортные средства - должна быть сконструирована таким образом, чтобы, с одной стороны, участник движения не попадал в конфликтные ситуации, а с другой стороны, в случае ДТП получал как можно меньший вред своему здоровью.
Список использованной литературы
Постановление от 23 октября 1993 г. N 1090 о правилах дорожного движения.
Шелков, Ю.Д. На зеленый свет. - М.: ДОСААФ ССР, 1980.
Шумилов, В.В., Таркова Е.Ф. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
Якупов, А.М. Безопасность на улицах и дорогах. - М.: АСТ-ЛТД, 1997.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://ru.wikipedia.org/ — страница «Автомобиль»