Бинарный урок по биологии и информатике на тему «Развитие жизни на Земле» (9 класс)

2
0
Материал опубликован 18 September 2022

Развитие жизни на Земле
PPTX / 2.59 Мб

/data/files/e1663499049.pptx (Развитие жизни на Земле)


Материалы к уроку
ZIP / 2.46 Мб

/data/files/g1663499144.zip (Материалы к уроку)Учитель: Ипатова Алена Владимировеа, Швецова Елена Павловна

Предмет: биология, информатика

Класс: 9

Тема: Развитие жизни на Земле

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать у учащихся систему знаний об основных итогах развитияжизни во всех эрах, научить школьников правильно определять причины и следствия различных эволюционных событий о многообразии вымерших видов живых организмов, сущесьтвующих в различных эпохах.

Развивать интерес у учащихся к проблеме происхождения и эволюции жизни на нашей планете, умения и навыки логического мышления.

Формировать научное мировоззрение: убедить школьников в познаваемости процесса эволюции органического мира.

выявление степени понимания учащимися пройденного материала по теме “Создание презентации”

совершенствование знаний и умений по созданию презентации;

закрепить полученные знания по требованиям, предъявляемым к созданию презентации.

Воспитательные:

Поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувствол ответственности, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.

Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

Продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовываьб полученную информацию; создавать условия для развития самостоятельности в поисках нужной информации.

Формируемые УУД:

Предметные УУД: Сформировать у учащихся систему знаний об основных итогах развития жизни во всех эрах, научить школьников правильно определять причины и следствия различных эволюционных процессов, умение пользоваться возможностями программы Power Point для создания презентаций.

Познавательные: определение существенных признаков понятий: «Мгообразие органического мира», «условия неживой природы», самостоятельное формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной позновательной деятельности в группах.

Регулятивные: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Личностные: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, уметь сотрудничать в совместном решении проблем.

Технологии: игровые, метов проектов, проблемной ситуации, исследовательские методы, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений



Ход урока

Организационный этап

Учащиеся рассаживаются на свои места. Готовят к работе ноутбуки. (Слайд 1)

Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся.

Учитель биологии: Здравствуйте, ребята и наши гости. Я рада приветствовать вас на уроке. Сегодня мы проводим урок необычный, мы совместим 2 предмета: биологию и информатику. Ребята, скажите, вы любите путешествовать.

(Да)

Учитель информатики: Это хорошо. Потому, что сегодня нас ждёт увлекательное путешествие, которое мы совершим на «Машине времени» (Слайд 2). Топливом будут служить ваши знания и правильные ответы. Но вот куда мы с вами отправимся, попробуйте отгадать сами, решив небольшой ребус (Слайд 3). Так куда же мы совершим путешествие? Сделать ребус!!!!

(В прошлое нашей планеты)

Учитель биологии: Правильно, в прошлое нашей Земли. (Слайд 3) Запишите тему урока «Развитие жизни на Земле», фамилию и имя в рабочий лист, который лежит у вас на столе.

Открыть ноутбук пусть включат на перемене?

Как вы думаете, а сразу ли возникло то разнообразие живых организмов, которое существует сейчас?

(нет)

Учитель информатики: И действительно все происходило поэтапно. Что же будет целью нашего урока? Предлагаю вам определить цели урока, начиная с вопросительных слов, которые написаны на слайде. (Слайд 4) Главной целью нашего урока будет выяснить: когда и как появлялись живые организмы на Земле. (Слайд 4)

Актуализация знаний

Учитель биологии: Но для начала я предлагаю вам написать небольшой диктант по теме «Главные направления эволюции органического мира». Время на выполнение у вас 3 минуты. Сосканируйте предложенный Qr-код и ответьте на вопросы. (Qr-код распечатать и раздать, если у кого-то нет приложения, то диктант на листочке распечатать, потом проверить).

И так, приступаем.


Диктант

«Главные направления эволюции органического мира»

1. А

2. И

3. А

4. А

5. И

6. А

7. Д

8. А

9. И

10. И


Возникновение многоклеточности

Образование цепного хвоста (у обезьяны)

Образование у земноводных трехкамерного сердца

Усложнение головного мозга

Утрата густого шерстного покрова (у слонов)

Возникновение теплокровности

Утрата органов кровообращения и пищеварения у бычьего цепня

Появление цветка у покрытосеменных

Возникновение ползучего стебля у земляники

Удлинение шеи у жирафа

(А)
(И)
(А)
(А)
(И)
(А)
(Д)
(А)
(И)
(И)

Учитель информатики: Критерии оценки есть у вас в рабочих листах и на слайде. (Слайд 5)

9 – 10 правильных – «5»

7 – 8 правильных – «4»

5 – 6 правильных – «3»

Меньше 5 – «2»

Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Учитель биологии: (Слайд 6) Когда-то, миллионы лет назад, на нашей замечательной планете возникла жизнь, и начался парад невидимых существ на этом свете.

Вначале Земля была рыхлым неплотным шаром больше нынешнего Солнца. Постепенно уплотнившийся он начал нагреваться, плавиться, затем остыл, но только с поверхности. Для того, чтобы вычислить дату рождения Земли пришлось дожидаться полетов в космос - на Луну. Движение пород не давало точно определить возраст, так как не было ясно древние породы берутся на пробу или более молодые. По расчетам Луна должна бы быть ровесницей Земли. Пробы из девяти районов Луны показали возраст - 4-4,5 млрд. лет.

(Слайд 7) Палеонтологи создали геохронологическую шкалу - летопись возникновения и развития жизни на Земле. Она разделена на эры, длительность которых измеряется миллионами лет.

Эры на периоды, периоды на эпохи, эпохи на века. Разделение на эры и периоды не случайно. Окончание одной эры и начало другой знаменовалось существенными изменениями облика Земли: одни организмы исчезали, и место занимали другие.

Большинство тел умерших животных и растений исчезли навсегда: беспозвоночные, бактерии и грибы разрушили их останки, а дальнейшее довершили вода и ветер. Находки окаменелостей и отпечатков их позволяет проследить историю развития жизни на Земле.

(Слайд 8) Историю Земли делят на 5 эр: архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская. Названия эр греческого происхождения:

Архей – древнейшая

Протерозой – ранняя жизнь

Палеозой – древняя жизнь

Мезозой – средняя жизнь

Кайнозой – новая жизнь

Учитель информатики: В конце урока мы должны будем создать с вами презентацию, отражающие основные этапы развития жизни на Земле в процессе совместной работы. (Слайд 9)

Времени у нас не так и много, поэтому я предлагаю не медлить и отправляться в путь. Что же мы должны взять с собой в путь? (бортовой журнал, учебник, ручку, смекалку, взаимовыручку, наблюдательность, хорошую память). Наша «Машина времени» готова к путешествию. Предлагаю всем занять свои места.

Учитель биологии: (Слайд 10) Для удобства у вас в рабочих листах есть небольшая таблица «Этапы развития жизни на земле», где вы делаете небольшие записи, пока вы слушаете выступление вашего товарища. И так мы переносимся на 4- 3,5 млрд.лет назад, Архейская эра. Длилась примерно 900 млн.лет. Перед нами открывается необычная картина!

1 ученик: (Слайд 11) Архей- эра прокариот: архей и бактерий, в том числе и цианобактерии. Осадочные породы подтверждают их наличие в этой эре. В архее появляются первые эукариоты-одноклеточные водоросли (зеленые, желтозеленые, золотистые) и простейшие. Среди них- жгутиковые эукариоты (эвгленовые, вольвоксовые), саркодовые (амеба, фораминиферы, радиолярии) и др. начался процесс почвообразования. На границе между архейской и протерозойской эрами у организмов появился половой процесс и многоклеточность.

Учитель биологии: Что мы с вами увидели?

Зарождение нашей планеты.

Учитель информатики: Заносим записи в наш бортовой журнал. Оформляем модель развития на слайде: 4- 3,5 млрд. лет назад, Архейская эра, длилась 900 млн лет. Картинки: взрывы вулканов, мертвая планета, бактерии, одноклеточные водоросли и простейшие.

Учитель биологии: (Слайд 12) Мы переносимся на 2,5 млн. лет назад. Протерозойская эра. Длилась – 2000 млн.лет.

2 ученик: (Слайд 13) Огромная по продолжительности эра. Расцвет эукариотических организмов, по своему разнообразию намного опережающих прокариот. Появление многоклеточности и дыхания обусловило прогрессивное развитие гетеротрофов и автотрофов. Наряду с плавающими формами (водоросли, простейшие, медузы) появляются прикрепленные ко дну или какому-то субстрату нитчатые зеленые, пластинчатые бурые и красные водоросли, губки, кораллы, а также ползающие организмы, например кольчатые черви, моллюски и членистоногие. Появляются симбиотические и паразитические формы организмов.

Учитель биологии: Каких живые организмов мы теперь увидели?

Водоросли, простейшие, кишечнополостные, губки, черви, моллюски и членистоногие.

Учитель информатики: Оформляем слайд: 2,5 млрд лет назад. Протерозойская эра. Длилась 2000 млн.лет. Картинки: водоросли, простейшие, кишечнополостные, губки, черви, моллюски и членистоногие.

Учитель биологии: (Слайд 14) Мы переносимся на 540 млн. лет назад в Палеозойскую эру (эра древней жизни). Длилась 290 млн. лет

3 ученик: (Слайд 15) Эра, которая характеризуется достаточно большими находками ископаемых организмов. Они свидетельствуют о том, что в водной среде обитали представители почти всех основных типов животных. Достигают огромного разнообразия древние членистоногие – трилобиты. Появились позвоночные (кроме птиц и млекопитающих). В пресных водах появились акулы, двоякодышащие и кистеперые рыбы. Растения, животные и грибы вышли на сушу. Первые наземные позвоночные - стегоцефалы. Первые наземные растения-псилофиты. Началось бурное развитие высших растений. Появились листостебельные мхи. Образовались первые леса из гигантских папертников, хвощей и плаунов. Но в конце палеозоя они вымерли, образовав залежи каменного угля. Появились животные, дышащие воздухом. По все Земле распространились рептилии, появились насекомые.

Учитель биологии: Кого же мы встретили? Какую растительность мы видим?

Учитель информатики: Заносим в бортовой журнал. Оформляем на слайде- 540 млн. лет назад. Палеозойская эра. Длилась 290 млн. лет. Картинки: трилобиты, псилофиты, мхи, хвощи, папоротники, скорпионы, стрекозы, стегоцефал, рыбы, земноводные и рептилии.

Учитель биологии: (Слайд 16) Переносимся на 250 миллионов лет. Мезозойская эра. Длилась 190 млн. лет

4 ученик: (Слайд 17) Мезозой часто наывают эпохой рептилии. Они представлены разнообразными формами: летающими, сухопутными, водными. Достигнув большого расцвета, рептилии почти все вымерли в конце мезозоя. Появился археоптерикс- позвоночное животное занимающее промежуточное положение между пресмыкающимися и птицами. Появились птицы и млекопитающие (яйцекладущие и сумчатые). Широко распространились голосеменные растения, особенно хвойные. Появились покрытосеменные растения, но представлены только древесными формами. В морях господствовали костистые рыбы и головоногие моллюски.

Учитель биологии: Внимание ребята. Кого мы видим в этой эре?

Учитель информатики: Заносим записи в бортовой журнал. Оформляем на слайде- 250 миллионов лет. Мезозойская эра. Длилась 190 млн. лет. Картинки: динозавры, голосеменные, первые птицы – археоптерикс, настоящие птицы, сумчатые и плацентарные млекопитающие, покрытосеменные растения.

Учитель биологии: Наше путешествие продолжается. (Слайд 18) И мы переносимся на 65 млн. лет. Кайнозойская эра (эра новой жизни). Что мы видим?

5 ученик: (Слайд 19) расцвет покрытосеменных растений, насекомых, птиц, млекопитающих и появление человека. Уже в середине кайнозоя имелись почти все основные группы представителей всех царств живой природы. Появились все основные типы природных биогеоценозов.

Учитель информатики: Записываем в бортовой журнал? Оформляем на слайде -65 млн. лет. Кайнозойская эра (эра новой жизни). Картинки: мамонт, шерстистый носорог, саблезубый тигр, первобытный человек, покрытосемянные, млекопитающие.

А теперь давайте просмотрим видеофрагмент и убедимся, на правильном ли мы были пути (слайд 20). Вот мы и вернулись. Путешествие закончилось.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Учитель биологии: А теперь ребята я предлагаю вам выполнить небольшой кроссворд на планшете, время на выполнение 2 минуты. Он находится на рабочем столе а папке «Материалы к уроку».

Кроссворд «Этапы развития жни на Земле»

Вопросы:

1. Название древнейшей эры.(Архей)

2.Эра появления губок, медуз, кораллов, моллюсков, червей. (Протерозой)

3.Класс вымерших морских членистоногих, имевший большое значение для фауны Палеозоя. (Трилобит)

4. Первое наземное позвоночное животное.  (Стегоцефал)

5. Первое наземное растение. (Псилофит)

6.Эра динозавров. (Мезозой)

7. Археоптерикс – это предок…(Птиц)

8.Эра покрытосеменных растений и млекопитающих.(Кайнозой)

Учитель информатики: А теперь я предлагаю проверить правильно ли вы решили кроссворд.

Рефлексия.

Учитель биологии: Я думаю, наше путешествие удалось, вы все справились с заданиями. Записи бортовых журналов помогут вам запомнить, когда и как появилась жизнь на Земле. У вас в конце рабочего листа есть лестница успеха, обведите тот смайлик, который вам покажется ближе.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.