Бинарный урок химии и биологии на тему «Металлы и сплавы»
Бинарный урок по «Химии» и «Биологии»
Тема: «Металлы и сплавы»
Цель: - повышение познавательного интереса к предметам «Химия» и «Биология»;
- обобщение полученных знаний по общей и неорганической химии;
- создание ситуации успеха у обучающихся;
- сформировать навыки работы с литературой, электронными ресурсами и умение выступать по избранному вопросу.
Образовательные задачи:
Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на занятиях химии по теме «Периодическая система Д.И.Менделеева»; по теме «Металлы и сплавы»;
Закрепить знания свойств металлов и сплавов с биологической точки зрения;
Уметь применять свои знания в практической деятельности: решение химических задач, ситуационных задач по биологии и химии.
Воспитательные задачи:
Воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
Развитие творческих способностей обучающихся;
Самоорганизация личности подростка через обучающий процесс;
Развитие коммуникативных навыков.
Ожидаемые результаты:
Выработка у обучающихся позитивной оценки предметов «Химия» и «Биология»;
Повышение самооценки;
Расширение кругозора обучающихся.
Время проведения: 90 минут.
Методы используемые для занятия:
Словесной передачи информации и слухового восприятия информации;
Наглядной передачи и зрительного восприятия информации;
Передачи информации с помощью практической деятельности.
Приемы:
Беседа;
Презентация;
Практические задания.
Формы и методы работы: групповая и индивидуальная работа.
Тип занятия: бинарный урок.
ТСО: мультимедиапроектор, компьютер, экран.
Дидактические материалы: презентация, таблица Д.И.Менделеева, листы с практическими заданиями.
Теоретическая часть:
ориентирована на достижение следующих целей:
формирование представлений о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием разных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убеждённости позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Формируются общие компетенции:
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 6 |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Ход мероприятия.
Организационный момент. Постановка целей и темы урока на основании презентации.
Учитель: Уважаемые студенты! Давайте узнаем тему нащего занятия, по данным интересным фактам и постараемся поставить цели.
Представляется презентация.
Слайд 1. «У растений цинк, как и марганец и медь, играют большую роль в окислительно-восстановительных процессах, принимает непосредственное участие в синтезе хлорофилла и увеличивает интенсивность фотосинтеза, белковых веществ в растениях, на образование витаминов группы В, а также витаминов С и Р»
«В 1860е годы каждая парижская модница непременно должна была иметь в своем наряде хотя бы одно украшение из алюминия – металла, ценившегося выше серебра и золота»
Слайд 2. Тема: «Металлы и сплавы»
Цель: изучить свойства металлов и сплавов; биологические свойства металлов; научиться решать задачи на нахождение массы вещества и массовой доли вещества; узнать, что такое сплавы, типы сплавов.
Учитель: Да, действительно наша тема «Металлы и сплавы». Из 118 известных на данный момент химических элементов 36 образуют простые вещества с металлическими свойствами, поэтому их называют металлическими элементами. Наша задача сегодня активно поработать и узнать из каких руд получают металлы.
Изучение нового материала
Слайд 3. Видео ресурс «Лабораторная работа №1. Знакомство с рудами металлов и определение железняков».
Учитель: Руды – это минералы и горные породы, содержащие металлы или их соединения, и пригодные для промышленного получения металлов. Если в состав руды входят 2 или более металлов или их соединений - руды называются полиметаллическими (хромистый железняк). (демонстрация коллекции минералов).
Наиболее пригодные для получения металлов оксидные руды (магнитный железняк, красный железняк)
Слайд 4. Получение металлов из руд.
Давайте оформим таблицу как из руд получают металлы
Руда |
Цвет руды |
Способ получения металла |
Что делать, если руда будет не оксидная, а в виде солей – хлоридов, сульфатов, сульфидов?
Слайд 5. Другие способы получения металлов
Слайд 6. Лабораторная работа №2. «Электролиз раствора сульфата (видео ресурс)
Выполнение заданий по презентации.
Подготовка 5минутного доклада на темы гальваностегия и гальванопластика.
Учитель: давайте посмотрим следующий слайд.
Слайд 7. Группа сплавов
Оформление таблицы
Группа сплавов |
Применение |
Учитель: Металлы же не только в рудах, но и в живых организмах в виде ионов и катионов. Я приготовила для вас интересные задачи. Решив их вы узнаете, что химия и биология тесно связаны.
Предлагается решить практическую работу №1. Решение задач.
1.В куске белого пшеничного хлеба 0,8 мг железа. Сколько кусков нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности (для людей в возрасте 11-18 лет она составляет 18 мг) в этом микроэлементе?
2.Соли кобальта используются при производстве некоторых сортов пива, которое употребляют молодые люди. К каким нарушениям в организме человека это может привести?
3.Расчитайте количество лития в организме живой лошади, если, по данным Д.Бертрана, в 1 л крови лошади содержится 60 мг лития. Учтите, что объем крови лошади с массой 1524 кг составляет 130 л.
4.Болотный хвощ, растущий на почве с содержанием золота около 0,1 мг в тонне ,может накопить столько этого металла ,что в тонне золы окажется до 6 г золота. Сколько молекул золота содержится в тонне такой почвы и в тонне золы Болотного хвоща?
5.Дым от сигарет содержит кадмий , т.к табак активно накапливает этот элемент из почвы. В одной сигарете примерно 1.5 мкг кадмия.
Рассчитайте: сколько кадмия попадает в организм курильщика за неделю, если в день он выкуривает по 2 сигареты.
6.Рубин в древности называли яхонтом или карбункулом. Под этими именами известна одна и та же прозрачна, очень твёрдая, окрашенная в красный цвет разновидность тугоплавкого минерала корунда – оксида алюминия Al2O3. Красный цвет корунду придаёт оксид хрома Cr2O3, содержание которого в густо красных кристаллах рубина может доходить до 4%. Крупные рубины с массой 6-15г – большая редкость. В Британском музее в Лондоне хранится самый большой в мире кристалл рубина массой 33,4 г – «Рубин Эдуарда», Найденный в Бирме, он имеет ярко-красный цвет. Рассчитайте массу хрома(г),который содержится в рубине Эдуарда?
Проверка ответов.
Учитель: Закройте на минуту глаза, расслабьтесь, сядьте поудобнее и обдумайте то, что вы узнали на этом занятии. А теперь выполните задания. Карточки не подписывайте. Если согласны с утверждением, то поставьте около него «+».
Я узнал(а) много нового
Мне это пригодится в жизни
На уроке было над чем подумать
На уроке я самостоятельно решил(а) практические задания
Я разобрался(ась) с темой.
Делаем общие выводы по пройденной теме, что сделали, что не смогли, над чем еще стоит поработать.
Учитель: Дорогие студенты! Спасибо за пару! Я надеюсь, что она не прошла для вас даром.
Использованная литература
Ерохин Ю.М., И.Б.Ковалева «Химия»,М. Издательский центр «Академия»,2017
Кузнецова Н.Е. и другие «Химия 8 класс», М. Издательский центр «Вентана - Граф», 2011
Кутолин С.А., Писиченко Г.М. Общая и неорганическая химия. Уч. пособие. 2е изд.. 2001 год.
Шапошникова И.А. «Металлы в живых организмах», М. Бином, 2013