Урок биологии в старшей школе «Происхождение и начальные этапы развития жизни на земле»

1
0
Материал опубликован 15 April 2018 в группе

 

Методические разработки уроков

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи:

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

УУД

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию;

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ход урока

Задачи

Научить учащихся видеть реальность развития живой материи.

Вовлечь учащихся в теоретическое мышление в процессе обсуждения теорий возникновения жиз­ни.

Привлечь учащихся к анализу целей и методи­ки проведения опытов (Опыт Ф. Реди, Л. Пасте­ра, Л. Миллера и др.), помня слова К. Д. Ушинского: «Наука в этом объеме и в этом возра­сте учеников есть воспитание...».

Базовые знания

Свойства живой материи.

Уровни организации жизни

Теории возникновения жизни

Этапы абиогенного синтеза органических соедине­ний

Гипотетическая характеристика первичных организ­мов

Значение появления фотосинтеза, аэробного обмена, эукариот, полового процесса, многоклеточности.

Что надо знать о теории

Основные положения теории

Факты, опыты, послужившие основанием разработки теории

Математический аппарат теории

Круг явлений, объясняемых данной теорией

Явления и свойства, предсказываемые теорией

Самостоятельная работа

 

Виды материи

Формы движения материи

Белковые тела

Жизнь (как форма сущния белковых тел)

Организмы

Жизнедеятельность организмов

Биологические виды

Внутривидовые отношен

Биосфера

Биологический круговорот веществ в природе

Выступления с докладами по темам:

1.О сущности жизни (философские аспекты)

2.Роль естественных наук в формировании современных представлений о возникновении жизни

3.О роли эксперимента в разработке научи тез происхождения жизни.

4.Мифологические и религиозные представления о жизни (исторические аспекты).

 

Выполните тесты

1. Живое отличается от нет не живого

А—составом неорганических соедиений

Б — наличием катализаторов

В — взаимодействием моле­кул друг с другом

Г — обменными процессами, обеспечивающими постоянст­во структурно-функциональ­ной организации системы

2.Первыми живыми орга­нонами на нашей планете били

А — анаэробные гетеротрофы

Б — аэробные гетеротрофы

В — автотрофы

Г — организмы — симбионты

3. Гипотеза — это

А — логическое обобщение опыта

Б — научно поставленный опыт

В — научное предположение

Г — изучение изменений, происходящих в природе

4. Биологической системой называют

А — органы живого организ­ма

Б — несколько рядом распо­ложенных органов

В — объединение однород­ных клеток

Г — биологические объекты разной степени сложности, имеющие несколько уровней организации

5. Химическая эволюция на древней Земле заверши­лась

А — абиогенным синтезом биологических мономеров

Б — образованием полипеп­тидов

В—синтезом биополимеров

Г — случайно возникшим объединением белков и нук­леиновых кислот

6.Опыты Л. Пастера дока­зали возможность

А — самозарождения жизни

Б — появления живого толь­ко из живого

В — занесения «семян жиз­ни» из космоса

Г — биохимической эволюции

7. Для биологической эво­люции на Земле решаю­щую роль сыграли космические, планетарные и химические условия, обеспечившие наличие во­ды:

А — в газообразном состоя­нии

Б — в твердом состоянии

В — в жидком состоянии

Г — в виде водной «рубаш­ки», окружающей органиче­ские молекулы

8. Половым процессом в истории Земли первыми обладали:

А — протобионты

Б — аэробные бактерии

В — эукариоты

Г — прокариоты

9. Первые эукариоты, давшие начало животным, получали энергию, необхо­димую для жизнедеятель­ности

А — образуя пирофосфат

Б— поглотив аэробные бак­терии

В—«заключив союз» с пер­вичными фотосинтетиками

Г — используя ультра­фиолетовое излучение

10.Коацерват— это

А — пузырьки жидкости, ок­руженные белковыми пленка­ми

Б — фазообособленная систе­ма, взаимодействующая с внешней средой по типу от­крытой системы

В:— высокомолекулярное органическое соединение Г — молекулы, окруженные водной оболочкой.

Ответы

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

г

а

в

г

г

б

в

в

б

б

Вопросы и задания

1.Перечислите признаки живых организмов. Объяс­ните, почему ни один из этих признаков не исчер­пывает определение жизни полностью.

2.Во времена Ньютона мир представлялся в виде гигантского механизма, где все явления совершают­ся по кругу. Позже этот образ был заменен образом летящей «стрелы времени». В свете современных представлений и этот взгляд устарел. (Ведь стрела летит с убывающей скоростью!) Правильно ли, на Ваш взгляд, темпы развития материи сравнивать с полетом космической ракеты (по восходящей вверх кривой)

3. Предлагается утверждение: «Попытки подойти к изучению жизненных процессов с чисто физической или химической точки зрения, обречены на неуда­чу, так же как стремление некоторых биологов по­нять сущность жизни, не прибегая к современной физике и химии». Почему?

4.Может ли, на Ваш взгляд, в современных земных условиях возникнуть жизнь абиогенным путем?

5.Какое значение для биологической науки имели работы Л. Пастера?

6.Какие доказательства можно привести в пользу гипотезы А. И. Опарина о происхождении жизни из неживой материи?

7.Какой способ питания организмов является пер­вичным в истории Земли и почему?

8.Доказана способность автотрофов использовать воду в качестве донора электрона при фотосинтезе. Эта способность привела к выделению свободного кислорода в атмосферу.

Какое значение это имело для развития жизни на Земле

9.Какие характерные черты живых организмов можно выделить у протобионтов?

 

 

 

Выберите  правильный на ваш взгляд вариант ответа

1. Какую гипотезу высказали Опарин и Холдейн?

О возникновении жизни в процессе биохимических соединений

О возникновении жизни в процессе фотосинтеза

О возникновении жизни с помощью Бога

2. Чего придерживается гипотеза панспермии?

Возникновения жизни с помощью Бога

Возникновения жизни с помощью внеземных организмов

Возникновения жизни с помощью фотосинтеза

3. Почему была отвергнута теория самозарождения жизни?

Из-за отрицательных результатов опытов

Из-за религиозных мировоззрений

Без объяснений

4. Как появлялись мыши, по мнению теории самозарождения жизни?

Из помета

Из тряпок

Из воздуха

5. Чего придерживается теория креационизма?

Божественного создания жизни

Искусственного создания жизни

Самопроизвольного зарождения жизни

6. Какой главный принцип научного метода опроверг теорию креационизма?

Ничего не брать из рук

Ничего не принимать на веру

Ничего не делать просто так

7. Какая гипотеза утверждает, что жизнь существовала всегда?

Стационарного состояния

Креационизма

Панспермии

8. Сколько существует гипотез о возникновении жизни?

Пять

Четыре

Три

9. С чем связана основная трудность по определению возникновения жизни на Земле?

Невозможность достоверного эксперимента

Нежелание это изучать

Запрет на изучение

10. Какое значение имеет вопрос о возникновении жизни на Земле?

Огромное

Научное

Химическое

 

5 ТЕОРИЙ ЗАРОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

 

 

 

 

 

 

НОВАЯ ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ!

 

 

 

 

 

 

Теории возникновения жизни

 

 

 

Биология 11 класс. Происхождение жизни на земле

 

 

 

 

 

           

Сущность жизни и свойства живого

 

 

 

 

Уровни организации живой материи

 

 

 

 

Как возникла жизнь на Земле д.ф. Жизнь. Большое рождение. Основные теории возникновения жизни.

 

 

 

 

 

 

Что представляют собой живые организмы во вселенной из 9 первичных материй.

 

 

 

 

 

Автотрофное питание. Фотосинтез

 

 

 

 

 

Ресурсы

В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .

А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» .

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности .

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.