12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Дядченко Татьяна Александровна139
Педагогический стаж 33 года. Категория высшая. Обладатель Гранта Президента РФ. Директор школы.
Россия, Волгоградская обл., Иловлинский район

Технологическая карта урока «Развитие жизни на Земле»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществля

емые действия

Формируе

мые способы деятельности

Осуществля

емые действия

Формируе

мые способы деятельности

Осуществля

емые действия

Формируе

мые способы деятельности

1.Самоопред. к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Поиск формулирования темы через решение проблемного вопроса.

Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса. (показ учебного фильма «Происхождение жизни на Земле»)

Смотрят и анализируют

учебный фильм

Выдвижение предположений и их обоснование

Включаются в урок во взаимодействии с учителем

Сотрудничество с учителем

Пытаются решить проблему

Сопоставление известного с тем, что еще не известно

2.Актуализация знаний и затруднений в деятельности. Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы. Поиск формулирования темы урока.

Вспомнить определения: Что такое эволюция?, Что такое идиоадаптация?

Что такое ароморфоз?,

Какие факторы относятся к неживой природе?

Учащимся предлагается работа с гербарием с помощью которого называют ароморфозы и идиоадаптации у растений, а с помощью фоторяда- ароморфозы и идиоадаптации у животных.

Приложение № 1

Включаются в работу во взаимодействии с учителем. Отвечают на вопросы учителя, заполняют рабочие листы.

Анализ известной информации и ее преобразование.

Включаются в работу во взаимодействии с учителем.

Сотрудничество с учителем

Формулируют тему урока и записывают ее в рабочий лист.

Сопоставление известного с тем, что еще не известно

3.Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта.

Учитель предлагает выполнить групповую исследовательскую работу по заполнению таблицы Обучающиеся получают задания по исследованию трех эр. Просматривают учебные фильмы и заполняют таблицу в рабочих листах Используется и дополнительная литература. На данном этапе работы закрепляется умение обучающихся работать в группах, выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой, а также умение оценивать других.

(Приложения № 1,2)

Выполняют исследовательскую работу с опорой на учебные фильмы, учебники и дополнительную литературу.

Определение понятий «биологический прогресс», «Биологический регресс», «Эра развития жизни», выявление организмов вставших на путь прогрессе и путь регресса. Устанавливать причинно- следственные связи.

Работа и консультации в группе

Осуществление совместной познавательной деятельности в группе в сотрудничестве с учителем

Заносят информацию своей группы в таблицу. Оценивают работу других

Умение выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой. Умение оценивать других.

4.Физминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз, так постоять.

Наклонитесь вправо, влево,

И беритесь вновь за дело.

Выполнение упражнений под руководством дежурного ученика.

         

5.Первичное закрепление.

Цель: установить правильность усвоения нового материала. Выявить неверные представления и их коррекция. Усвоение учащимися нового способа действия при работе с рабочими картами и формирование умений его применять.

Предлагается учащимся на основе отобранного материала заполнить общую таблицу «Развитие жизни на Земле». И затем используется самопроверка

(Приложение №1)

Заполняют таблицу на основе информации каждой из групп. Проводят самопроверку с помощью ключа. Сравнивают и обобщают полученные знания.(Приложение №3)

Закрепление понятий

Работа и консультация в парах

Осуществление совместной познавательной деятельности в сотрудничестве с учителем

Проводят самооценку своим действиям

Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям

6.Самостоятельная работа и самопроверка

Цель: применение нового знания в измененной ситуации, выявления качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Обеспечение их коррекции.

Направляет деятельность учащихся на выполнение работы с проверочным тестом.

(Приложение № 1)

Индивидуальная работа учащихся в рабочих листах. Самопроверка с помощью теста.

Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации

Индивидуальная работа в рабочих листах

Осуществление совместной познаватель

ной деятельности

Проводят самооценку своим действиям

Умение давать самооценку своим действиям

7.Рефлекия.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Учитель предлагает учащимся осмыслить свои действия на уроке и дать самооценку, используя для этого задание в рабочих листах

(Приложение №1)

Проводят самооценку своей деятельности на уроке индивидуально, с помощью рабочего листа

 

Индивидуальная работа в рабочих листах. Диалог с учителем и обучающимися.

Открытость учащихся к передаче и осмыслению своих действий; освоение разных способов коммуникаций. Умение полно и точно выражать свои мысли.

Проводят самооценку деятельности на уроке

Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.

8.Домашнее задание.

Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель комментирует домашнее задание.

Слушают комментарий учителя и записывают домашнее задание.

         

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Эра

Биологический прогресс

Биологический регресс

Растения

Животные

Растения

Животные

1.Палеозойская эра

Папоротники, хвощи, плауны. Встречаются голосеменные.

Стегоцефаллы, крылатые насекомые. Появляются пресмыкающиеся.

Папоротники

Земноводные (стегоцефаллы)

2.Мезозойская эра

Голосеменные растения, появляются покрытосеменные.

Моллюски, морские пресмыкающиеся, ящеры, растительноядные динозавры, появляются птицы, возникают сумчатые и плацентарные животные.

Голосеменные

Пресмыкающиеся

3.Кайнозойская эра

Однодольные растения (травянистой формы).

Отряд приматов, млекопитающие. Встречаются люди.

Древесная растительность

Морские пресмыкающиеся,

динозавры.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Задание первой группе.

Вы в каменноугольном периоде палеозойской эры:

1.Представителей какого Отдела растений вы встречаете чаще всего?

2.Назовите основные ароморфозы в растительном мире.

3.Как далеко продвинулась эволюция животных? Какие Типы достигли биологического прогресса?

4.Какие группы животных и растений встали на путь регрессивного развития?

5.Опишите климатические условия и рельеф.

________________________________________________________________________________________________

Задание второй группе.

Вы в юрском периоде мезозойской эры.

1.Какие растения и животные стоят в авангарде эволюции?

2.Приведите примеры ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире.

3.Какие Отделы растений и Типы животных встали на путь регресса?

4. Какие Отделы растений и Типы животных встали на путь прогресса?

5.Опишите климатические условия и рельеф.

______________________________________________________________________________________________

Задание третьей группе.

Вы в третичном периоде кайнозойской эры.

1.Чем объяснить широкое распространение покрытосеменных растений? В чем их преимущество перед

голосеменными?

2.Какой Тип животных достиг биологического прогресса?

3.Какие Отделы растений и Типы животных встали на путь биологического регресса?

4.Может ли состояться ваша встреча с людьми?

5.Опишите климатические условия и рельеф.

Литература:

Каменский А.А. и др. «Биология. Введение в общую биологию и экологию». М. Дрофа. 2013г. с.247-260;

Беляев Д.И. «Общая биология» 10-11 кл. М. «Просвещение».2012 г. с.167-187

Трайтак Д.И. «Биология. Справочные материалы.» М. «Просвещение» 1993 г.

Литература для учащихся:

1. Каменский А.А. и др. «Биология. Введение в общую биологию и экологию». М. Дрофа. 2013г. с.247-260;

2. Беляев Д.И. «Общая биология» 10-11 кл. М. «Просвещение».2012 г. с.167-187

3. Трайтак Д.И. «Биология. Справочные материалы.» М. «Просвещение» 1993 г.

Опубликовано в группе «Технологические карты к урокам биологии по ФГОС»


Комментарии (1)

Дядченко Татьяна Александровна, 26.01.17 в 17:09 0 Ответить Пожаловаться
Технологичекая карта к уроку биологии в 9 классе
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.