Урок по биологии в 9 классе «Развитие жизни на Земле»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ширяевская средняя общеобразовательная школа
Иловлинского муниципального района
Волгоградской области.
Методическая разработка урока по биологии
«Развитие жизни на Земле» 9 класс.
учитель биологии
Дядченко Татьяна Александровна
УМК: А.А.Каменский и др.
«Биология. Введение в общую биологию»
Х.Ширяевский
2016 г.
Пояснительная записка к уроку.
Федеральный государственный стандарт биологического образования ориентирован, прежде всего, на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями. Стандарт также ориентирован не только на «знаниевый», но и на деятельностный компонент образования, что позволит повысить мотивацию обучения и реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный на уроках опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Урок должен быть эмоциональным, прививать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; действия учителя и учащихся должны быть завершенными; на уроке должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; меняются виды деятельности обучающихся, оптимально сочетаются различные методы и приемы обучения; соблюдаются единые требования к уроку. При проведении данного урока используются следующие приемы: наглядный (учебный фильм); словесный, выполнение исследовательской работы, создание проблемной ситуации, работа с дополнительными источниками информации.
Избранные приемы направлены на формирование УУД.
Урок по теме «Развитие жизни на Земле» входит в раздел «Возникновение и развитие жизни на Земле». На изучение этой темы отведено 5 часов. По структуре данный урок относится к уроку открытия новых знаний, т.к. это первый урок по названной теме.
Сценарий урока.
Тема урока: «Развитие жизни на Земле».
Цели урока:
1.Образовательная: разрешение проблемного вопроса через формирование понятия о многообразии живого мира и условиях неживой природы, его обуславливающих.
2.Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.
3.Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.
Задачи урока:
1.Образовательные: учащиеся смогут выделять существенные признаки понятий: многообразие живого мира; сумеют определять зависимость организмов от условий неживой природы, выдвигать гипотезы и искать пути решения проблемы.
2.Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
3.Продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности в поисках нужной информации.
Методы и методические приемы: наглядный (учебный фильм); словесный, выполнение исследовательской работы, создание проблемной ситуации, работа с дополнительными источниками информации.
Тип урока ( в соответствии с ФГОС) – открытие новых знаний.
Оборудование: ЦОР, учебники, дополнительная литература, индивидуальные рабочие листы, тесты, гербарии.
Формируемые УУД:
1.Познавательные- определение существенных признаков понятий: «многообразие органического мира», «условия неживой природы», самостоятельное формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
2.Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группах.
3.Регулятивные- умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик в рабочих листах, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, уметь сотрудничать в совместном решении проблем.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме.
1.Самоопределение к деятельности.
Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне и поиск формулирования темы урока через решение проблемного вопроса. Для этого создается проблемная ситуация с помощью учебного фильма «Образование пробионтов».
Перед просмотром учитель просит учащихся перечислить уже известные им теории происхождения жизни.
Просмотр фильма и подготовка к ответу на проблемный вопрос: Как возникла жизнь на Земле, если она зародилась в водной среде?
2.Актуализация знаний и затруднений в деятельности.
На данном этапе запланирован анализ известной информации и ее преобразование, работа с рабочими листами. Работа с терминами «Эволюция», «Ароморфоз», «Идиоадаптация». Выявление причинно-следственных связей между неживой природой и расселением живых организмов на планете через метапредметные связи с географией. Формулирование темы урока.
Учащимся предлагается работа в парах. Используя гербарии, назвать ароморфозы и идиоадаптации, способствующие выходу растений на сушу. Используя фоторяд предложить учащимся назвать ароморфозы и идиоадаптации у животных.
3.Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта.
На данном этапе выполняется групповая исследовательская работа- заполнение таблицы. Для этого необходимо разделить класс на несколько групп ( у меня их три). Обучающиеся получают задания по исследованию трех эр. Просматривают учебные фильмы и заполняют таблицу в рабочих листах Используется и дополнительная литература. На данном этапе работы закрепляется умение обучающихся работать в группах, выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой, а также умение оценивать других.
4.Физминутка. А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз, так постоять.
Наклонитесь вправо, влево,
И беритесь вновь за дело.
5.Первичное закрепление.
После выполнения работы в группах, представители от каждой группы заполняют общую таблицу, спроецированную на экран. После чего применяется самопроверка с помощью ключей, подготовленных учителем. На данном этапе урока осуществляется совместная познавательная деятельность и в группе и в сотрудничестве с учителем.
6.Самостоятельная работа. Самопроверка.
На данном этапе учитель направляет деятельность учащихся на выполнение тестового задания в рабочих листах. Затем следует взаимопроверка и выставление оценок в рабочих листах.
7.Рефлексия.
На данном этапе происходит самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
8.Домашнее задание. На данном этапе учитель комментирует домашнее задание. Страницы учебника.
Ответить на вопросы: В древние времена моря кишели этими животными. Внешне они походили на мокриц, иногда гигантских, до 75 см в длину, покрытых трехдольным щитом (отсюда и название). Палеонтологи описали до 10 тыс. их видов. Вымершие 190 млн лет назад, эти животные сейчас имеют практическое значение. Найдя в осадочных породах отпечаток таких животных, геологи без труда определят возраст породы. Ведь каждому геологическому веку соответствуют свои виды этих животных.
О каких животных идет речь? Каково их систематическое положение? Когда появились первые представители этой группы животных? Когда они достигли расцвета? Когда вымерли?
(Речь идет о трилобитах – представителях типа членистоногих подтипа трилобитов. Первые трилобиты появились, предположительно, в позднем протерозое. Наибольшего расцвета достигли в кембрии. Вымерли около 190 млн лет назад.)
Литература к уроку:
Каменский А.А. и др. «Биология. Введение в общую биологию и экологию». М. Дрофа. 2013г. с.247-260;
Беляев Д.И. «Общая биология» 10-11 кл. М. «Просвещение».2012 г. с.167-187
Трайтак Д.И. «Биология. Справочные материалы.» М. «Просвещение» 1993 г.
Литература для учащихся:
1. Каменский А.А. и др. «Биология. Введение в общую биологию и экологию». М. Дрофа. 2013г. с.247-260;
2. Беляев Д.И. «Общая биология» 10-11 кл. М. «Просвещение».2012 г. с.167-187
3. Трайтак Д.И. «Биология. Справочные материалы.» М. «Просвещение» 1993 г.
Интернет-ресурсы:
http://www.youtube.com/watch?v=BK02RUSk384&feature=player_embedded
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=6W9k1ytbybg
http://www.youtube.com/watch?v=pNHG1dXzdZU&feature=player_embedded
http://www.youtube.com/watch?v=Sh4327Mp2B8&feature=player_embedded
Надежда Алексеевна Паршукова
Дядченко Татьяна Александровна
Надежда Алексеевна Паршукова